Штабс-фельдфебель

Штабс-фельдфебель - это самый редкий и самый высокий унтер-офицерский чин в немецкой армии. Присваивался он только тому, кто сверхсрочно прослужил в армии на унтер-офицерских должностях восемь и более лет.
Отсюда следует, что для того, чтобы заслужить такой чин, надо было любить военную службу, быть, как говорится, «военной косточкой» от рождения.
За все четыре года, которые я провёл на войне, штабс-фельдфебеля я видел только один раз, в 1944 году на 1-м Прибалтийском фронте.
Тогда наши войска вели успешные наступательные операции, хотя успех достигался большим трудом и ценою больших потерь.
Однажды в штаб 14-го гвардейского стрелкового корпуса поступило донесение о том, что в плен захвачен целый пехотный взвод во главе с командиром взвода - штабс-фельдфебелем. Этого штабс-фельдфебеля доставили в штаб корпуса. Я немедленно пришёл в штаб, так как, во-первых, допросы пленных по вопросам организации связи проводил я, а во-вторых, мне хотелось посмотреть, как выглядит немец, имеющий такой высокий и редкий чин. Вообще-то пленных я повидал немало и знал, как они ведут себя, попав в плен. Как правило, попав в плен, немцы сразу начинали твердить «Гитлер капут», хотя за несколько минут до плена кричали «Хайль Гитлер!» Была ещё одна особенность у пленных немцев - они необычайно быстро вшивели.
Но штабс-фельдфебель был сделан из другого теста. Он был высокий, широкоплечий, тонкий в талии, рыжеватый мужчина с двумя рядами орденских планок на мундире. Подойдя к столу, за которым сидели начальник разведотдела штаба корпуса, переводчик и я, он щёлкнул каблуками, принял стойку «смирно» и произнёс небольшую речь. Переводчик перевёл следующее:
- Господа, я понимаю, что приведён на допрос. Заявляю: на вопросы о лично моей службе и семье отвечу подробно и откровенно. Но на вопросы, которые могут причинить вред армии или Рейху, отвечать не буду, даже под угрозой расстрела.
Услышав это, я подумал: «Этот штабс-фельдфебель, конечно, враг, но враг, достойный уважения.


Рецензии