Бум 2006 или баланда о попсе

Интересно, когда человек должен считать, что к нему приходит старость? Когда на лекарства тратится больше денег, чем на продукты? Или когда проходящая мимо хорошенькая девушка в коротенькой юбочке способна возбудить только отеческие чувства? А может тогда, когда перестаешь понимать музыку, которую слушают твои дети? Попытался разобраться и не смог найти ответ. Но, обо всем по порядку.

Подвернулись тут под руку несколько дисков: «Ностальгия по 70-м», «Лучшая дискотека 80» и «Бум 2006 года». Для человека, проводящего восемь – десять часов в день за рулем автомобиля, музыка – незаменимый попутчик. Да и не отвлекает ничто в дороге от вдумчивого прослушивания. Ну, если с первыми двумя дисками было более – менее все понятно, то название третьего не говорило мне совершенно ничего. С него и решил начать. Так уж случилось, что современную российскую эстраду слушать мне приходится очень редко. Если и выпадает свободная минутка, то я все больше как-то по классике, в смысле, там, ДДТ или QUEEN. Посему, попавший мне в руки диск воспринял, как знак свыше, а, так же, как возможность восполнить пробел в своем музыкальном образовании.

Добросовестно заставил себя прослушать диск, все двести хитов 2006 года. Правда, каюсь, не все песни в полном объеме. Где-то куплет – два, а где-то и первых двух строчек хватило. Примерно половину песен поют проверенные временем «старички» - Валерия, Дима Маликов, Валерий Меладзе и иже с ними. Остальные же песни исполняют активно расплодившиеся за последние несколько лет молодые «звезды». В основном, именно они и оставили неизгладимый след от прослушивания диска. Попадаются такие хиты, что Шура, не способный без бумажки спеть песню «Московские окна» - верх совершенства. Слушая диск, я чувствовал себя Хрущевым на выставке импрессионистов. И, что характерно, очень хотелось его цитировать.

Никогда не питал иллюзий по поводу «попсы». Нет и не должно быть там никаких заумностей. Для другого она существует. Она просто должна создавать определенное настроение, не сильно обременяя при этом голову слушателя излишними мыслями. Но, все же, более привычно, когда имеет место быть худо-бедно рифма, а слова в предложении хоть как-то связаны друг с другом. Ну, хоть самую малость.

Не скажу, что буквально все грешат пренебрежением к основам стихосложения. Нет, большинство как раз-то поют вполне связные тексты, разбившись на тройки, в основном по половому признаку. Заметили? Огромное количество коллективов, которое появилось на российской эстраде: три девочки, еще три девочки, мальчики, опять девочки... Только Тату, как и раньше, вдвоем. Вначале подумал было, что нахватались наши продюсеры западных идей и лепят теперь эти тройки, как по лекалам. Но потом решил, что все же вряд ли, ведь собираться по трое – это исконно русская традиция. А группы, наводнившие все вокруг, похожи друг на друга как две капли воды. Только мальчиков от девочек и отличишь. Иногда. Да и чему удивляться, если занимается созданием этих «шедевров» аж целая фабрика, где производство «звезд» поставлено на поток.

Относительно недавно на попсовом горизонте снова возник, основательно уже подзабытый Юра Шатунов. В свое время «Ласковый май» ненадолго блеснул на эстраде, как комета, и так же быстро бесследно растаял среди звезд. Оно и понятно, тяжело удержаться на месте однодневным песенкам среди вечных произведений «Воскресенья», «ДДТ», «Машины времени». А Пугачева, Николаев, Кузьмин? Или, не побоюсь этого слова, Кикабидзе? Их творчество проверено временем, которое, как известно, лучший судья. Но появление сегодня снова Юры Шатунова вполне предсказуемо, так как на фоне всего этого фабричного ширпотреба он смотрится практически, как индпошив.

А может быть, я просто придираюсь? Нет, боже упаси. И мысли даже не возникло, что всему этому не место на эстраде или телевидении. Если подобная баланда нравится огромному количеству людей, то уже этим она оправдывает свое существование. В конце концов, музыку, как и правительство, люди имеют именно ту, которую заслуживают. Просто хочется понять, почему лично мне все это не интересно. Не скажу, что гораздо больше за душу трогают песни, скажем, Бориса Моисеева, но то, что исторгает из себя этот, неплохой в общем-то танцор, - практически рубаи, по сравнению с сиси-миси, уси-пуси, о которых поет Катя Лель. Можно было бы понять засилие всего этого в эфире, если бы больше не из кого было выбирать. Но ведь это не так. Существует ведь и Юта, и «Ума Турман» и другие, не менее талантливые коллективы. Значит, не все так уж сильно прогнило в датском королевстве.

Всегда, во все времена существовала проблема отцов и детей. И наши родители не воспринимали рок-музыку, как что-то, достойное внимания. И были абсолютно уверены, что, например, та же «Машина времени» - это, однозначно, плохо, а, например, Валентина Толкунова – это, опять же однозначно, хорошо.

Что это было, тоже разница в возрасте или, все же, в большей степени, результат влияния советской идеологии? Мне почему-то кажется, что, скорее всего, второе.

Но почему же мне, не сильно отягощенному, вроде бы, какими-то рамками, так хочется плеваться, когда я слышу большинство исполнителей на современной эстраде? Может потому, что еще есть, с чем сравнивать? Не буду сейчас трогать настоящую поэзию - Бродского, Левитанского, Шпаликова... Не о том речь. Все это из раздела вечного. Большинство молодых дарований, скорее всего об этих поэтах и не слыхали. Не уверен даже, что все из них знают, что и Пушкин – не только сорт водки. И все же, и все же...

Или я действительно незаметно для себя начинаю стареть? Очень хочется надеяться, что еще нет.


Рецензии