Дама треф

В этот день мне как-то особенно не везло. В маршрутке по дороге на работу один дядечка порвал мне последние колготки. Он бы и не попал со мной в одну маршрутку, так как она уже тронулась, когда он подбежал к остановке. Но дядечка оказался из настырных. Он побежал следом и стал стучать по стенке бедной «Газели». Водитель выругался, но остановился:

- Вы мне чуть стенку не прогнули!

- А чего ты едешь? Видишь, человек бежит…

Перепалка обещала затянуться. Сонные пассажиры оживились. Но водитель только махнул одной рукой, а вторую протянул, чтобы взять у дядечки деньги за проезд. В этот самый момент дядечка как-то неловко повернулся и задел мою ногу своей сумкой. В сумке было что-то острое. По ноге мгновенно поползла белая полосочка. Дядечка так ничего и не заметил и уселся на свободное сиденье.

На работе я стала спрашивать у всех лак для ногтей, чтобы замазать «стрелку» и отрезать ей путь вверх по чулку. Лака ни у кого не оказалось. Мне предложили корректор.

- Лучший корректор для лучшего корректора! – остроумно, как ему казалось, пошутил Резцов. Он работал в нашей газете наборщиком и время от времени делал мне несуразные подарки: то пачку скрепок, то диск Валерии, которую я терпеть не могу. Не менее несуразными были его предложения, но их, к счастью, он делал реже. Года два назад, когда я только устроилась на должность корректора, он позвал меня в пельменную. Уже тогда мне захотелось отказать Резцову, но я решила, что это будет проявлением дурного тона. А это было бы проявлением инстинкта самосохранения и доказательством моей интуиции. В пельменной Резцов заказал себе три порции пельменей с уксусом, а мне – одну со сметаной. Он на редкость некрасиво ел. Говорил он так же некрасиво и так же много. Я не из тех женщин, которые любят ушами. Я – эстет в душе и люблю, скорее, глазами. Для меня очень важна внешность. У мужчины, согласно моей теории, должны быть красивые и большие кисти рук, с аккуратными, но ни в коем случае не холёными ногтями; в меру большие глаза, широкие плечи, высокий рост и хорошие волосы. Резцов же не давал пищи ни эстетическому, ни любому другому из моих чувств. В том числе вкусовому, потому что даже пельмени, которые он мне купил, казались безвкусными. К тому же, у него была огромная бородавка на носу.

После он звал меня на каток, как раз когда я подвернула ногу, на пирожки к своей маме и в музей боевой славы. Наверное, хотел показаться оригинальным. Но в памяти у меня прочно засел вечер в пельменной, и я каждый раз отвечала отказом. Резцов на много дней ушёл в подполье. Но потом, видя, что никто не встречает меня с работы тёмными зимними вечерами, воодушевился. Совсем недавно он подошёл ко мне в конце рабочего дня и положил на стол два билета на «Травиату».

- Я не люблю оперу, - не глядя на Резцова, сказала я. Я соврала. Оперу я очень любила, но перспектива сидеть три часа рядом с Резцовым, вдыхать запах его ужасной туалетной воды и краем глаза видеть бородавку на его носу приводила меня в ужас.

Резцов растерялся.

- Почему? – спросил он так жалобно, что у меня в душе шевельнулось что-то вроде сочувствия. Я подняла глаза и сразу же увидела бородавку. Сочувствие испарилось.

- Там поют то, что в обычной жизни говорят. Так не бывает.

- А в балете танцуют там, где в обычной жизни ходят, - резонно заметил Резцов. Порой он бывал логичен.

- Балет я тоже не люблю, - опять соврала я. И стала ждать, что Резцов спросит, а что же я тогда люблю. Но он молча забрал со стола билеты и отдал их толстой Елене Васильевне, нашей бухгалтерше.

- Ой, как хорошо! Я сто лет нигде не была! – рассыпалась она в благодарностях. Мне было радостно за Елену Васильевну и немножко грустно за её мужа. Я знала, что она непременно потащит его с собой. А мужчины, как правило, оперу не любят.

И вот теперь Резцов ограничивался тем, что каламбурил и сыпал остротами в мой адрес. Как сейчас, насчёт корректора.

- Галь, к шефу, - позвала меня Леночка, секретарша нашего главного редактора.

Шеф пил утренний кофе. С шефом я ладила прекрасно, но он постоянно агитировал меня на должность корреспондента.

- Ты же журфак окончила, а проверяешь чужие ошибки! Как школьная учительница, ей богу! А репортажи у нас пишут сварщики да экономисты!

- Нам на журфаке говорили, что из не журналистов по образованию получаются лучшие журналисты по жизни, - защищала я своих коллег по редакции.

 - А из журналистов по образованию, судя по тебе, получаются дураки по жизни!

Я не обижалась. Шеф хотел как лучше. Он меня переоценивал. Меня вообще все либо переоценивали, либо недооценивали. Учителя в школе и преподаватели в университете считали меня талантливой. Я была круглой отличницей, но в олимпиадах никогда не побеждала. Потому что развивалась на уровне нормы. Я без особого труда усваивала программу, но ни один предмет не знала блестяще. А преподаватели упорно отправляли меня на олимпиады и заставляли участвовать в городских и областных конкурсах. Скажи я им, что не талантлива, они бы сочли меня скромняшкой и полюбили бы ещё больше. А между тем рядом со мной учились действительно талантливые люди. Но они были талантливы в каких-то определённых областях и не учились на круглые пятёрки. Их не любили и быстро забывали. А меня помнили и через пять лет после выпуска. Ждали моих скандальных журналистских расследований и сенсационных репортажей. А я работала корректором в средней газетёнке.
Недооценивали же меня мужчины. За исключением Резцова, ни один из них за последние три года не пригласил меня на свидание, не говоря уже о большем. Все подруги давно были замужем, я по два раза побывала свидетельницей и крёстной, но сама стать женой и матерью не торопилась. И меня никто не торопил.

- Поедешь вместо Петровой в район, напишешь репортаж, а ещё лучше расследование о работе местной администрации, - сказал шеф.

Я поняла, что он внутренне готов выслушать мои отговорки и на каждую заготовил по десять афоризмов типа «плох тот солдат…». Решила не доставлять ему такого удовольствия: пусть он тоже немножко огорчится, раз уж у меня день не задался.

- Когда? – только и спросила я.

Шеф, как и ожидалось, оторопел:

- В пятницу.

- Есть.

Шеф понял, что его провели.

- Что это у вас колготки белым испачканы? – спросил он, справившись с досадой.

- Это корректор. Чтобы стрелка дальше не шла.

- Ой, ну вас с вашими женскими штучками! Жена дома плешь проела, мол, на колготки ей не хватает целой зарплаты! Носите брюки, благо, теперь это модно.

- Я и ношу. Только сегодня решила юбку. Да видно, рождённый ползать…

Шеф улыбнулся и махнул рукой, давая понять, что я свободна.

Рабочий день прошёл скучно. Все мои рабочие дни проходили скучно, но сегодняшний был скучным особенно. Меня угнетала предстоящая поездка в район. Я уже видела мысленно лица местных властей и знала, что они будут говорить казённым языком, из которого нельзя выкроить ни одной достойной цитаты. Я знала, что все выходные потрачу на написание репортажа и на придумывание заголовка к нему. Заголовок должен непременно быть «вкусным», иначе никто не захочет «съесть» мою писанину. «И правильно сделают, - подумала я. – Зачем читать о коррупции в районных властях? Об этом и так постоянно пишут. Вот написать бы о человеке, который из велосипеда сделал катер…»
Дома на ужин мне как всегда пришлось удовольствоваться полуфабрикатами. Готовку я считала пустой тратой времени. Времени, которое я могла бы потратить на развитие и духовное обогащение своей личности. Времени, которое мне, по совести говоря, не на что было тратить.

В этот вечер почему-то меня угнетало одиночество. Хотя вообще я любила бывать одной, и мне никогда не бывало с собой скучно. Я позвонила в дверь своей соседки Нинки. Нинка была старше меня лет на пять, увлекалась гаданиями и астрологией и ходила по дому в татарском халате и с платком на голове. Она открыла дверь не сразу: видимо, ей требовалось выйти из астрала или настроить чакры.

Нинка иногда гадала мне на картах и довольно неплохо. Конечно, больше напускала туману размытыми формулировками, но в общем частенько попадала в точку. Я всё время забывала, что за гадание не благодарят, и говорила её «спасибо». Она психовала и клялась, что больше никогда не раскинет на меня карты. Но через день сама приходила, мы пили чай, и она лениво предлагала: «Давай погадаемся, что ли…» Так и говорила – погадаемся. Чаще же я сама заходила к ней с просьбой «погадаться». Она всегда вначале отнекивалась:

- На что тебе гадать? Мужика себе нормального заведи, а не этого своего…

Я всегда отвечала: «Где ж их взять, нормальных-то?» И мы долго говорили о мужчинах. Нинка была в разводе, у неё росла дочка Танька – «трудный ребёнок», по словам мамаши. Я как-то спросила, неужели Нинка не могла предвидеть на картах своего неудачного замужества. А она отрезала:

- Дура, ведь себе гадать нельзя – прогадаешь. Сапожник без сапог…
Но сегодня она обошлась без прелюдий, а сразу взяла колоду. Стала искать в ней бубновую даму.

- Эх, Галька, тебе бы давно червовой дамой быть, а ты всё бубновая…

Когда-то давно она объяснила мне, что бубновая дама обозначает незамужнюю девушку, а червовая – замужнюю. А Нинка продолжала тоном кликуши:

- Так из бубновой сразу в даму треф и прыгнешь…

- Треф – это крести, что ли? – спросила я.

- Ты, может, и крести: крест на себе поставила! – буркнула Нинка. – Вечно вы, дурочки, черви сердечками называете, трефы – крестями… Треф – это звучит гордо. Хотя и обозначает пожилую даму, у которой всё уже позади…

«Было бы чему позади оставаться, - с горечью подумала я. – Хоть бы ребёнок был, чёрт с ним, с мужем. Да, надо завести ребёнка. Я ж ещё молодая, здоровая…»

А Нинка тем временем начала свой сеанс:

- Вижу дальнюю дорогу…

- Ага, в пятницу шеф в район отправляет, - оторвалась я от своих невесёлых дум.

- Без комментариев! – шикнула Нинка и подозрительно притихла.

Я заволновалась и стала вглядываться в карты, будто что-нибудь понимала:

- Чего там?.. Болезнь? Смерть?

- Дура! Типун тебе на язык! («дура» было любимым Нинкиным словом) У тебя тут король намечается… Ну, наконец-то!

Что-то подобное я слышала от неё года два назад, перед «пельменным» вечером с Резцовым. Тем не менее, я обрадовалась. У человека всегда должна быть надежда. За нею люди обращаются к экстрасенсам и целителям, за неё платят последние деньги, а мне она совершенно бесплатно достаётся от Нинки.

Потом мы пили чай с печеньем. А через два часа я была у себя и вертела в руках телефон. Он не звонил два дня. Не телефон, конечно, а один человек. Я пообещала себе не звонить первой, но этот вечер явно действовал на меня угнетающе, и я решилась.

- Алло! – ответил он.

- Я не хочу становиться дамой треф, у которой всё уже позади, - с ходу выпалила я.

Думала, он заинтересуется и продолжит разговор. Но он просто сказал:

- Я еду домой. В эти выходные ничего не получится: мы с Наташей едем в село к её маме.
Наташа – это его жена. Мне нравилось, что он не называет её стервой и не жалуется мне на свою неудавшуюся семейную жизнь. Я уважаю его за искренность, потому что он не обещает развестись и не говорит, что любит.

- Ты слышал, что я сказала? Я не хочу становиться дамой треф, - повторила я.

Он помолчал.

- Треф – это крести?

- Нет, треф – это треф. Треф – это звучит гордо.

- Маленькая, тебе одиноко? – догадался он.

Он имел право называть меня маленькой, потому что был старше на двенадцать лет.

Я молчала.

- Давай купим тебе собаку, - продолжал он. – У меня сосед как раз продаёт пекинеса.

- Я не хочу пекинеса. Я хочу огромную дворнягу.

Он засмеялся:
 - Ну, это проще. Вон их сколько по улице бегает! Ладно, я уже подъезжаю. Целую, созвонимся.

В трубке раздались короткие гудки. И так пять лет. Я ненавидела слово «созвонимся».
На следующий день я взяла домой дворового щенка Бельчика. На самом деле он был чёрным от лап до хвоста, и одно ухо у него не стояло. Я проверила его нёбо – оно тоже было чёрным. Говорят, это означает, что собака вырастет злой. «Ну и ладно, - решила я. – Пусть все тебя боятся, а я буду любить».


Рецензии
Сюрпляс!

Здравствуйте, Аня.

На случай, если Вам неизвестно значение этого слова, как спортивного термина:

сюрпляс - положение в гонке велосипедистов на треке, когда спортсмены замирают, балансируют на велосипедах неподвижно. Тот, кто не выдержит и сдвинется с места, обязан занять невыгодную позицию (впереди соперника).

Зрелище не менее увлекательное, чем последующее соревнование в скорости.

В Вашем рассказе с героиней ничего не происходит - и тем не менее, чтение увлекательное.

Подобные рассказы сочиняли, в молодости, Виктория Токарева и Дина Рубина (в те времена я еще был способен читать женскую прозу).

Ныне мастерство сюрпляса утрачено. Впрочем, возможно, что мне просто не попадаются такие рассказы (женскую прозу уже не одолеваю дальше первого абзаца... Разрекламированную "Солнечную сторону улицы" одолел, но с большим трудом - в память о тех временах, когда Рубина писала действительно здорово. Теперь, по-моему, разучилась)

Так вот, о героине.

"К черту умных женщин" (с).

ЗЫ В прошлый раз мне не удалось припомнить формулу комплимента. Исправляюсь:

Я прочел Ваш рассказ дважды!

С непременным почтением

Мамонт С   02.01.2008 20:02     Заявить о нарушении
Это самый лучший комплимент в моей жизни! :-))
Спасибо Вам огромное! И за внимание к моему творчеству, и за повышение (хоть, возможно, и не запланированное) моей эрудиции (про сюрпляс слышу впервые!).
С наступившим Новым годом и не меньшим почтением (кажется, у меня сейчас вышла зевгма? :-))),

Анна Кочергина   03.01.2008 00:04   Заявить о нарушении
"Мы в восхищении, королева" (с)

Анечка, я в восхищении.

1)ЗЕВГМА [с греческого - собственно "сопряжение", "связь"] - термин античной стилистики. З. в широком смысле античные грамматики называли такие обороты речи, когда какое-нибудь слово, чаще сказуемое, к-рое должно быть повторено два или несколько раз, ставится один раз, а в других местах лишь подразумевается
"Союзникам я объявляю, чтобы они взялись за оружие и что следует вести войну" (подразумевается - я объявляю).

2)ЕВФОНИЯ — учение о звуковой стороне поэтического языка вообще и стихотворной речи в частности
...основные формы повторов: 1) анафора (скреп) — повторение начальных звуков: «[Но] меркнет день, настала [но]чь» (Тютчев «День и ночь»); 2) эпифора (концовка) — повторение конечных звуков: «Над эт[ой] бездн[ой] безимянн[ой]» (там же); 3) зевгма — (стык) — повторение звука в конце одного и в начале следующего слова: «И безд[на] [на]м об[на]же[на] (то же стихотворение) и 4) рондо (кольцо) — повторение начального звука в одном и конечного звука в другом слове: «[Во]т отче[го на]м ночь страш[на]».

Мой восторг, при ознакомлении с этой информацией (добытой, разумеется, при помощи Тындекса Всеведущего), разделяю с Вами:

бесполезных знаний нет. Даже если это красивое слово никогда более мне не встретится (как Вам - сюрпляс), оно теперь будет ассоциироваться для меня с приятностью нашего знакомства.
И пребудет дополнительным доказательством в пользу толерантности
(дополнительным доказательством - ура, анафора!)

С восхищением,

Мамонт С   03.01.2008 14:12   Заявить о нарушении
Взаимно (как Ваше имя, если не секрет? Не хочется звать Вас Мамонтом :))!
Мне больше нравится употребление термина "зевгма" в узком смысле, то бишь в качестве "экспрессивной синтаксической конструкции, которая состоит из главного слова и зависящих от него однородных членов предложения, равноценных грамматически, но разноплановых по значению, вследствие чего в многозначном главном слове одновременно актуализируются минимум два разных значения или смысловых оттенка".

Вот мой любимый пример зевгмы:
"Шел дождь и три студента, первый — в пальто, второй — в университет, третий — в плохом настроении."

До встречи!
С теплом и уважением,
Аня.

P.S. Эх, филфак то и дело даёт о себе знать...

Анна Кочергина   03.01.2008 15:30   Заявить о нарушении
Любезная Анечка,

если Вам не хочется называть меня по имени (Мамонт) - замените любым другим, по своему вкусу. Меня нимало не смущает, когда барышни пытаются избежать такого обращения (случай не первый), приемлю любую замену, по принципу "хоть горшком называй, только в печь не сажай".

Филфак не препятствует моему почтению к Вам: как указано выше, моя легендарная толерантность определяет позитивное отношение ко всем авторам портала, включая филологов, лингвистов и проч.Тем паче, к барышням - это святое и впереди паровоза.

Простите за пошлый прием "самоцитирование", но этот вопрос мне как-то довелось обсудить в дружеской беседе с Вашим коллегой по несчастью - поэтому препровождаю ссылку:

http://www.proza.ru/rec.html?2007/08/29/546
- найдите в обмене замечаниями фрагмент, начинающийся словами
"Ваше благородие, госпожа лингвуха..."

Сопутствующий эффект от самоссылки: Вы неизбежно заинтересуетесь предметом беседы, и прочтете само произведение
"Малогеев и Многогеев", а вслед за ним - и другие тексты того же автора. Вам понравится!

Касательно литературных терминов и филологических заморочек.

Давным-давно я пришел к убеждению, что понятия "женская проза" и "интересное* чтение",если их объединить, составляют оксюморон.

*-для меня, конечно

Тем приятнее иногда обнаружить, что исключения все же бывают: несочетаемое сочетается.**

**Это такой замысловатый комплимент. Ископаемый. Лично Вам.

С реликтовым н.п. (непременным почтением),

Мамонт С   03.01.2008 16:22   Заявить о нарушении
Спасибо за ещё один тонкий комплимент! Польщена )))

А теперь по делу:
Вы правы, захотелось прочитать тот рассказ. Но я почему-то усомнилась в высшем лингвистическом образовании его автора, ибо нашла (помимо замеченных Вами) ещё несколько орфографических и пунктуационных ошибок...
А вот желания прочитать другие произведения Виктора у меня не возникло. Почему-то. Может, в следующий раз :-))

Насчёт терминов: я вообще-то стараюсь ими не бросаться. Просто в Вас нашла литературно и лингвистически подкованного собеседника - ну, и ввернула )))

Кстати, вопрос не по теме: Вы знаете татарский язык? Или мне показалось?..

С реверансом,

Анна Кочергина   03.01.2008 17:34   Заявить о нарушении
http://www.proza.ru/rec.html?2007/09/14/257(амперсант)1#1

(о моем "полиглотстве")

Особенность сервера (если Вам она еще не известна): он категорически не отображает в рецензиях и замечаниях значок "and" - на клавише с семеркой.

Попутно: Дм. Шапиро (не лингвист, технарь) - почтительнейше рекомендую.
Возможно, также не понравится. Но у меня есть еще несколько "рекомендательных писем".

PS Как только сочтете мои рекомендации назойливыми - скажите, не стесняйтесь.

С н.п.

Мамонт С   03.01.2008 18:15   Заявить о нарушении
Ну что Вы, Мэтр (я выбрала это обращение!), о какой назойливости может идти речь! Я же тут никого не знаю и читаю что-то очень редко (как говорится, читать других авторов - только глаза портить, тем паче с компьютера :) Шучу, конечно). Так что жду Ваших рекомендаций!

С уважением, Аня.

P.S. Если пожелаете, могу подкинуть пару словечек на турецком. Тоже кириллицей :)))

Анна Кочергина   03.01.2008 20:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.