Волк, коза и капуста

Прошедший в конце ноября 2007 года в столице Белоруссии 10-й Минский форум «Беларусь – ЕС» практически остался без внимания пишущей братии. И, по-моему, зря!


Конечно, его не почтили своим присутствием главы государств или дипломатических ведомств, но, как давно известно, короля делает свита. Может быть, не всегда и не по всем вопросам, но…


По результатам саммита не было сделано никаких громких заявлений. Однако, если копнуть глубже и проанализировать выступления участников форума, можно сделать некоторые весьма интересные выводы.


Так, позицию официального Минска изложил Владимир Серпиков, глава управления общеевропейского сотрудничества МИД Белоруссии. Общий смысл его выступления сводился к тому, что Беларусь является надежным партнером Евросоюза во всех сферах, от энергетической безопасности до борьбы с нелегальной миграцией.


Намек на проходящие через территорию республики трубопроводы вполне понятен. Вот только, что будет, когда газ и нефть в Европу начнут поступать в основном в обход. Да и пульты управления данными коммуникациями находятся совсем в другой стране.


Вопрос борьбы с нелегальной миграцией не то, чтобы уж совсем притянут за уши. Однако путей в столь желанный для многих Евросоюз более чем достаточно и без Брестской или Гродненской таможен.


Далее господин Серпиков заявил, что для развития отношений с Европой необходим широкий прямой диалог без предварительных условий и идеологических стереотипов. В плену же таких стереотипов, по его мнению, как раз и пребывает Брюссель, у которого сформировался критический и односторонний взгляд на республику. В Евросоюзе не хотят понимать Белоруссию, а лишь говорят: меняйтесь, а мы вам поможем.


Интересно заявление, надо заметить. Спору нет: у белорусского руководства свой взгляд на двусторонние отношения, а у ЕС – свой. Но только у официального Брюсселя он «неправильный». В смысле – критический и односторонний. А следовало бы громогласно хлопать в ладоши и – уж конечно – немедленно отменить тот пресловутый список белорусской политической элиты, которой въезд в Европу давно закрыт.


То есть, меняться на самом деле должен Евросоюз и тогда все будет хорошо.


А вот Ханс-Дитер Лукас (Hans-Dieter Lucas), уполномоченный по Восточной Европе в МИД Германии, в свою очередь подчеркнул, что цель усилий ЕС как раз и состоит в том, чтобы в лице Белоруссии иметь стабильного демократического партнера у своих границ. Практические сферы сотрудничества – о них постоянно упоминает официальный Минск – по мнению Лукаса, очень важны, но для настоящего сближения необходим общий фундамент ценностей, положенных в основу Евросоюза. А именно, демократия, права человека, правовое государство.


Его поддержал и координатор Еврокомиссии по связям с Белоруссией Жан-Ерик Хольцапфель (Jean-Eric Holzapfel), напомнив о том, что Брюсселем больше года назад была обнародована стратегия в отношении Белоруссии. Однако этот документ включает и известные 12 требований Евросоюза, без выполнения которых Минску вряд ли удастся извлечь все выгоды сотрудничества с ЕС.


Многие из участников форума говорили о том, что альтернативы движению навстречу Европе у Белоруссии фактически нет. Как выразился депутат Бундестага от партии ХДС Карл-Георг Вельман (Karl-Georg Wellmann), СНГ мертво. Владимир Путин, проводящий политику постепенного прекращения субсидий Минску, на ближайшее время остается ключевой фигурой на политическом олимпе России. Страны же вроде Ирана или Венесуэлы едва ли способны реально помочь Белоруссии на пути модернизации экономики.


По мнению директора по исследованиям российского Совета по внешней и оборонной политике Тимофея Бордачева, на данный момент Белоруссия – одна из немногих стран, чьи координаты, как в Европе, так и в широком международном контексте до сих пор не определены. При этом ее соседи, как Литва, Латвия и Польша, вступившие в Евросоюз, так и проводящая самостоятельный курс Россия свой выбор уже сделали. Размер же и экономический потенциал Белоруссии не позволяют ей опираться лишь на собственные силы. Такая неопределенность создает поле для воздействия извне, которое не всегда позитивно сказывается на ситуации внутри страны.


Обратите внимание на слова господина Бордачева. Люди его положения на подобных форумах высказывают отнюдь не личное мнение. И его заявление о том, что Беларусь до сих пор четко не определилась в существующей сегодня геополитической системе координат, весьма симптоматично.


Конечно, заявления некоторых моих коллег по журналистскому цеху, что республика является последним оплотом диктатуры в Европе, не более чем громкие заголовки. До реальной диктатуры там еще, к счастью, далеко. Хотя с демократией, свободой прессы и многими другими вопросами тоже не все пока гладко.


С другой стороны, любой заинтересованный читатель легко может найти в электронных и печатных СМИ массу нелицеприятных высказываний в адрес любой страны или союза государств. Да и самим европейцам далеко не все нравится внутри их общего дома.


Собственно, от ошибок или опрометчивых заявлений никто не застрахован. Вопрос в другом: какие из этого делаются выводы.


Эксперт российского аналитического Центра «Стратегия» Валерий Карболевич убежден, что официальный Минск пытается активно использовать выше указанную неопределенность, играя на противоречиях между Европой и Россией с целью сохранения нынешней социальной модели. Но успеха данная игра, по его словам, президенту Лукашенко не принесла. Брюссель отказывается строить отношения на базе только общих интересов, отодвигая в сторону ценности, поскольку Минску нечего предложить Европе такого, чтобы там согласились закрыть глаза на проблемы с правами человека. А Россия, как и ожидалось, не поверила, что Лукашенко, обидевшись по поводу высоких цен на энергоносители, уйдет на Запад. В итоге сложилась любопытная ситуация: Запад требует политических изменений в стране, Россия – экономических, а Белоруссия хочет все оставить, как есть.


Уже давно показавшие свою неэффективность колхозы, празднование 7 ноября, практически полное отсутствие политических партий, обязательные субботники…


Да и с сохранением «нынешней социальной модели» тоже большой вопрос. Ведь для того, чтобы сохранять, надо, как минимум, знать – что? Оставим в покое уже набившие всем оскомину «измы» различных мастей и оттенков. Но ведь там нет сегодня ни более или менее внятной идеологии, ни национальной идеи. Ничего, кроме заявлений о том, что в Беларуси нет межнациональной вражды, кровавых конфликтов, бандитских разборок.


Так все «инородцы» уже оттуда уехали. С частью представителей коренной национальности, будь у них такая возможность. Конфликтовать и раньше-то было не из-за чего. А после черного апреля 1986 года как минимум треть населения страны занята только одним – собственным выживанием. Что же касается организованной и не очень преступности, то она обычно «расцветает» при наличии больших денег или при полном коллапсе экономики. Первого, увы, не предвидится. До второго, хочется надеяться, дело все-таки не дойдет.


Хотя попытки белорусского руководства и дальше продолжать играть на противоречиях между США и Россией, Россией и ЕС, ЕС и США, заигрывание с совсем уж откровенно деспотичными режимами, могут, в конечном итоге, довести до весьма печальных последствий.


Пока же, анализируя итоги юбилейного, 10-го Минского форума, вспоминается почему-то всем, наверное, известная детская задачка про волка, козу и капусту. Которых нужно было перевести в лодке, имеющей только два «пассажирских» места, на другой берег реки.


Распределение «актеров» на главные роли предлагаю читателям провести самостоятельно. В соответствии с личными политическими или моральными пристрастиями. Памятуя при этом, что один из участников «пьесы» вряд ли согласится на роль злобного хищника, второй… Ну, а уж выступать в роли хоть и полезного для пищеварения, но – овоща, не захочет, очевидно, никто. Не забывая также, что ситуация через месяц-другой может пойти по совершенно иному, неожиданному или (не дай Бог) нежелательному, сценарию.


Если же вернуться вновь к серьезному разговору, то необходимо признать, что подобные встречи, конечно же, полезны. Причем, почти в равной степени для всех участвующих в них сторон. Вот только конкретных результатов можно ждать долго. Либо, не дождаться вовсе.


Потому что люди, которые имеют право принимать решения на государственном уровне, в них, к сожалению, не участвуют. Послушают, в лучшем случае, потом своего референта с кратким отчетом, сделанным, к тому же, в нужном для босса ключе, улыбнутся и … все забудут. А рядовым гражданам тем более не до того. Особенно в Беларуси. Им бы элементарно выжить. Да и официальная пропаганда усиленно поддерживает миф о том, что «я другой такой страны не знаю». Далее, по тексту.


Вот и получается, что детская задачка незаметно трансформируется в знаменитую басню «Лебедь, Рак и Щука» с весьма предсказуемым окончанием «А воз и ныне там».


Рецензии