Судьбы счастливые моменты. Цветаева - без цензуры

Газета "Петрозаводский университет"

Судьбы счастливые моменты. Цветаева - без цензуры

 Как и у большинства российских школьников, мои первые встречи с поэзией состоялись на уроке литературы. Признаться, особого восторга они у меня не вызывали. Сколько усилий приходилось затрачивать на заучивание стихотворений Тютчева и Фета, не таких уж маленьких абзацев из "Евгения Онегина", чтобы монотонно прочитать их в обмен на положительную оценку. Этакая бартерная сделка. Баш на баш.
 В моем представлении поэт должен был быть человеком отрешенным, живущим в каком-то своем мире. Та же самая Анна Андреевна Ахматова виделась мне в образе няни Арины Родионовны, перебирающей вязальные спицы и между делом пишущей стихи. С обязательным пуховым платком, небрежно накинутым на плечи.
 И уж, конечно, я не предполагала, что не только увлекусь поэзией, но и буду посещать литературные вечера.
 В конце лета в зале Благородного собрания Карельского государственного краеведческого музея прошел вечер, посвященный памяти Марины Цветаевой. Среди выступавших была заведующая кафедрой мировой литературы Российско-армянского университета, доктор наук и цветаевовед Татьяна Михайловна Геворкян, документально обосновавшая одну из версий гибели Поэта.
 А осенью благодаря стараниям Ольги Романовны Левиной в стенах Петрозаводского государственного университета вновь собрались почитатели таланта Цветаевой. Поводом для беседы "Неизвестная Марина Цветаева. Когда открылись архивы" послужило обнародование документов, проливших свет на некоторые обстоятельства безвременной кончины Поэта и ее взаимоотношений со своими детьми.
 Удивительно, но в наше время, далекое от литературы, и от поэзии в частности, многие СМИ откликнулись на призыв организаторов встречи, напечатав рекламные статьи, тем самым сделав вечер доступным для многих поклонников творчества Марины Цветаевой. Придя за пятнадцать минут до начала, я с трудом нашла в зале свободное место.
 Начался вечер с произведений Фридерика Шопена в исполнении преподавателя Петрозаводской консерватории и Карельского государственного педагогического университета Алексея Токунова. Затем слово было предоставлено ведущей встречи Наталье Васильевне Ларцевой - журналисту, писателю и литературоведу, посвятившей не одну книгу творчеству Марины Ивановны.
 Повествование Натальи Васильевны периодически прерывалось строками Цветаевой в исполнении замечательных актрис Людмилы Зотовой, Тамары Румянцевой, Лидии Побединской и Натальи Гальциной. Каждая из них читала стихи по-своему, но чем больше мы проникали во внутренний мир Поэта, тем сильнее чувствовали боль в душе автора в момент написания произведений.
 Чтобы развеять эту серьезную атмосферу, Наталья Васильевна рассказала курьезный случай, произошедший несколько лет назад. Однажды в ее доме раздался телефонный звонок. Одна из почитательниц таланта Цветаевой обнаружила у себя на чердаке записи, якобы принадлежавшие Марине Ивановне. После ознакомления с рукописью Наталья Васильевна вынесла вердикт: эти письмена не имеют никакого отношения к Марине Цветаевой и являются не более чем качественной подделкой. На что женщина, нисколько не смутившись, ответила: "Ну и что, давайте вы напишите рецензию, и мы выдадим их за Цветаевские". Занавес. Думаю, не стоит говорить о том, что сенсация не удалась и дама с позором ретировалась.
 Инна Кабашная, преподаватель математики Державинского лицея исполнила песни на стихи Цветаевой вместе со своим сыном Валентином, названным лучшим исполнителем на Цветаевском костре 2006 года и получившим от организатора "Костров" в Тарусе Бориса Мансурова открытку с портретом Марины Ивановны.
 Несмотря на то, что беседа шла по строго намеченному плану, ее окончание ознаменовалось самым настоящим экспромтом. "Мы что, зря учили стихи?" - веско аргументировали актрисы свое желание читать и успешно делали это под бурные аплодисменты зала. Просили слова гости вечера, до сих пор лишь слушавшие участников мероприятия, и декламировали творения любимого поэта.
 Анализируя этот вечер, отметила очень важную особенность своего поведения: на вечер я пришла в наглухо застегнутом пиджаке, на котором к середине мероприятия были расстегнуты все до одной пуговицы, а вскоре он и вовсе благополучно перекочевал на спинку стула. Психологи говорят, что это самый явный признак раскрепощения. Наверное, иначе и быть не могло. Ведь несмотря на то, что в мире существует огромное количество интереснейших поэтов, безусловно, более современных, чем Цветаева, я каждый раз с неподдельным интересом узнаю новые факты из ее биографии.
 И пусть нас разделяет разница практически в сто лет, и пусть она читала Гете, а я все больше глянцевые журналы - это нисколечко не мешает мне ее любить.
P.S. С некоторых пор я очень люблю укутываться в пуховый платок. Холодно…
Анна ЛИСКИ


Рецензии