Смерть Ивана Ильича

Учительница дала некоторым ученикам задание подготовить к следующему уроку литературы доклады. Мне достался рассказ Толстого «Смерть Ивана Ильича».
На уроке я дождалась своей очереди и вышла к доске.
В классе тихонько перешептывались, сидели в пол-оборота, внимание было рассредоточено. Мне нужно было как-то им завладеть!
Нужно было сымпровизировать вступление.
 Я лихорадочно думала с чего начать? Пока вставала из-за парты и шла, я нашла подходящие слова. Серьезным голосом, почти торжественно, произнесла:
 
- Умер Иван Ильич.

В наступившей и мгновенно повисшей тишине я увидела обращенные к себе застывшие лица одноклассников.
Цель достигнута, можно продолжать…Я уже было хотела открыть рот,
но какой- то мальчик вышел из оцепенения и спросил:

- Кто-о… умер?

- Иван Ильич, - твердо повторила я.

Тут произошло непредвиденное. Смех, как вирус, пробежал первой волной.

- Кто, кто? – раздалось с мест.

- Иван…

Сквозь подавляемые смех и слезы я с трудом договорила:
 
- Ильич.

Теперь смех уже взорвался и потерял форму. Я почувствовала в мыслях помутнение, какой-то сюрреализм, но знала, что надо твердо стоять на ногах и держать штурвал управления классом любой ценой. Вслепую, в полной умственной темноте я попробовала двигаться дальше. Тужась, чтобы не рассмеяться во весь рот, я пыталась делать серьезное лицо. Класс же уже непоправимо и откровенно бился в истерике.

А я взялась за однажды начатое:

- Умер… - класс взвыл.

Дождавшись крохотной паузы, я продолжила старую песню:

- Умер…

Новый взрыв смеха, невозможно говорить дальше, однако я кинулась в наступление:

- Умер Иван Ильич. - Новый взрыв смеха. Я дождалась момента, когда можно продолжить.


- Так вот…, умер Иван Ильич…- пауза чтобы проглотить смех и набрать в легкие воздух. - А кто же был такой...этот… Иван Ильич?!…- не унималась я, выдавив из себя следующую связующую, но оказавшуюся роковой фразу. Потому что новый взрыв хохота отбросил волной мое наступление далеко назад. Я сама уже едва держалась – то ли руками, то ли коленями.
Единственная из всех я еще не позволяла себе открыто смеяться и даже разглядывала со стороны открывшуюся параноидальную панораму. Один, издавал какие-то немыслимые звуки, другой бился в конвульсиях уже под партой, что само по себе представляло эксклюзивное зрелище.

В самый разгар веселья нагло вошел запоздалый прогульщик, и, увидев хохочущий класс, застыл в растеряности, а затем стал с досадой тормошить смеющихся, пытаясь выяснить, над чем смеются, но на него только махали руками не в силах говорить. Побыв некоторое время в зараженной атмосфере, он тоже стал безудержно смеяться вместе со всеми. Классический пример смеха без причины.

А я, как упертая дура, кажется, все еще на что-то надеялась, все еще порывалась взять власть над стихией в свои руки. Поэтому время от времени отворачивалась к доске, когда напрягшиеся лицевые мышцы больше не могли сдерживать смех. Рассмеяться открыто мне казалось позорным поражением.
Не надеясь больше на свои упертые силы, я повернулась к учительнице за поддержкой. Однако она… - о Боже! – тихо, но откровенно смеялась, вытирая бежавшие слезы.

Но и тогда я еще не сразу сдалась…

Зря, что не сразу.

Так вот до конца урока мы и смеялись.
А доклад так и остался «в столе» как мумия в мавзолее. Ну и … с ним, подумаешь!


Примечание:
Это маленькое происшествие подпирало правление Горбачева. Шел, наверное. 1985 год. В стране еще очень свежа память об Ильиче, который «живее всех живых», подряд умерли г.с. Леонид Ильич, Черненко, Андропов, еще кто-то рангом поменьше, в стране был сплошной траур.


Рецензии
Я помню это время. Смеяться в открытую нельзя, а так хочется... Понимаю учительницу и класс понимаю, и Ваша растерянность тоже понятна.Страшное время и светлый рассказ.
Спасибо.
С уважением...

Елена Панферова   05.09.2008 14:22     Заявить о нарушении
Лена, спасибо за отзыв и понимание. Да, действительно, уже трудно представить, чего можно было тут бояться, глупость каккая-то, абсурд. И тогда было понятно, что абсурд, но за флажки старались не высовываться. А я тогда непроизвольно выпустила джина из бутылки.
Увы, но тема "флажков" не устаревает.
С уважением и теплом.

Ирина Рут   05.09.2008 22:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.