Ветер

—Какой сильный ветер. Жаль, что не в нужную нам сторону. А то бы раскрыть зонтик - и прямо до метро! А как вы относитесь к Канту?
—К Канту? Почему именно к Канту? Я вообще-то больше люблю Гегеля.
—Этого можно было ожидать. Хотя очень жаль. Гегеля значит... За что же вы его любите? Его система зашла в тупик. А может все-таки использовать зонтик как средство передвижения? Все равно ведь унесет. Ураган же.
—Вы заостряете внимание на формальных особенностях философии Гегеля, а я— на содержательных.
—Так. А что вы думаете о Канте?
—Во-первых, он энциклопедист, а во-вторых, многие его идеи взяты у Платона. «Вещь в себе», например.
—Совершенно не могу согласиться. Хотя бы потому, что сущностные идеи очень часто творчески рождаются не один раз. Об этом очень хорошо у Достоевского: мысль, которая была и вдруг стала как новая.. .почувствовать мысль .. .и так далее.
—Хотя я, впрочем, очень уважаю Канта. Вас скоро либо занесет листьями, либо унесет вместе с ними.
—Это хорошо. Не стоит беспокоиться.
Молчание....
—Что? Вы все еще тут? Вы, кажется, хотели улететь на зонтике.
—Ну что вы! Это была шутка! Не беспокойтесь, пожалуйста!
—Я особенно и не беспокоюсь. Летите на здоровье. Но скажу в продолжение какой-то вашей старой мысли: искусство должно быть очень четко отделено от жизни. Слияние различных форм искусства с жизнью, попытка максимально передать «натуру», дублирование действительности — убивает само искусство. В частности, черно-белая фотография лучше передает сущность человека, чем цветная. Любое искусство - это определенная форма абстракции. Чем больше конкретности, сиюминутности, современности в искусстве, тем менее это есть искусство.
—Да, но с помощью конкретного материала можно достигнуть очень высокой степени абстракции. В пейзажах Левитана больше смысла, чем в абстракциях многих художников XX века.
—Замечательно. И мы приходим к тому, что поиск, вживание, и - по возможности - передача уже существующего смысла всегда глубже передачи искусственно созданного, замкнутого в единичном сознании смысла. Хотя бы потому, что действительный смысл бытия неисчерпаем.
—И не вместим в единичное сознание. А в каком соотношении ваша мысль находится с теорией диалога культур?
—По-моему, это не имеет никакого значения. Вокруг осень - вечная, светящаяся, прозрачная, летящая осень. Ярко-желтые листья, тонко изогнутая скань ветвей. Почти беспредметная, бесплотная, невесомая атмосфера. Вы женщина, вы, в конце концов, должны писать стихи.
—Я логик. И, уж если на то пошло, женщина должна прежде всего уметь заваривать чай и печь пироги. Особенно если она не любит Канта.
—Таким образом, вы освобождаете себя и от ответственности поэзии и от ответственности заваривания чая. Вы читали Канта в переводе?
—К сожалению, да.
--Пока вы не начнете читать его на немецком, вы не почувствуете настоящей свободы от чая и пирогов.
—Возможно.
—Вы были в Кенигсберге?
—Нет.
—Тем более. Где вы вообще были?
—В деревне.
—Ну и как?
—Прекрасно. Если вы хотите почувствовать вечность заката, вам нужно ехать не в Венецию, не в Африку и даже не в Кенигсберг, а в деревню.
—Может, лучше на Афон?
—Может быть. Но там вы не почувствуете русскую вечность заката. А это очень помогает почувствовать вечность русского смысла.
—Камень - символ вечности. Дерево - символ непрочности, конечности. На Руси издревле строили из дерева. Какая может быть вечность русского смысла, когда Русь издревле держится на «авосе»? Вы все-таки серьезно уверены, что вы - логик?
—Вечность смысла заключается в том, что смысл не умирает. Сохранность материи говорит не о вечности, а скорее о страхе перед ней. Неустойчивость материи как нельзя лучше сочетается с вечностью смысла. Однако ветер стих. Странно...
—Да, действительно странно
—За несколько дней люди уже привыкли к ветру. Уносит листья, уносит сумки и пакеты.
—Вы не слышали - у нашей соседки унесло вчера кошку, с которой она вышла погулять.
—Далеко?
—Да нет, не очень.
—Простите, если я не ошибаюсь, у вас унесло шляпу. Вы ведь были в шляпе?
—Кажется, да. Но этого просто не может быть. Это совершенно невероятно! Это против логики вещей!
—Я понимаю вас. Логика вещей для вас важнее законов природы.
—А для вас?
—У меня пока ничего не унесло.
—Удача вас буквально преследует.
—У меня просто нет шляпы.
—Я же говорю - удача вас преследует!
—Но у вас теперь тоже нет шляпы.
—Но она у меня была.
—Вы сами в этом виноваты.
—Ладно оставим этот вопрос. Он уже не актуален. Что вы считаете критерием научной истинности?
—Конечно же формулу! Математика и логика - основа всех наук. То, что укладывается в формулу — истинно. Неужели это еще нерешенный вопрос? «Снег бел» — истина, «снег черен» - истина.
—А практика?
—Практика дает артефакты. Скажите, а вы не устали от мысли?
—Не знаю. Может быть. Заметьте, вокруг стало очень тихо.
—Очень тихо...
Листопад. Молчание. 10.Х.ОЗ.


Рецензии
Катерина, мне сложно оценить философские рассуждения Ваших героев: темноват. Но мысли их об искусстве, о Левитане, и фотографии пришлись по душе. А ещё понравилось, как они разговаривают их чувство юмора. Простите, если что не так сказал.
С уважением и добрыми пожеланиями, Александр.

Александр Самунджан   23.01.2009 01:16     Заявить о нарушении
Александр, все так, спасибо...
Только, если честно, я сама не разбираюсь в том, о чем они говорят (в философии Канта и Гегеля). ...

А вообще не знаю, что там важнее -- что они говорят или как они разговаривают...

Катерина Зарева   23.01.2009 02:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.