Туман

 Моросил мелкий дождь. На ровной глади пруда расплывались тихие круги. Лежали, как на стекле, редкие, легкие, прозрачные, уже блеклые листья. Стоял туман.
--Материя для художника должна стать прозрачной. Это то, через что он видит сущность вещей.
--Что вы такое говорите? Ересь какая-то. Материя – прозрачна! Прозрачная материя – прозрачна. Непрозрачная -- непрозрачна.
--Для художника вся должна стать прозрачна, но в другом смысле.
--По-моему, вы говорите что-то, что лишено всякого смысла – и того, и другого.
--Однако, вы рассуждаете крайне жестко.
--А вы – слишком странно. Пойдемте лучше обедать. Уже полчаса как идет дождь, а вы сидите у этого болота и мокнете. Схватите насморк.

Из тумана появилась женщина в коричневой куртке и в берете.
--Туман, -- сказала она, -- а, это вы… И даже вы здесь. Странно. Что это вы тут делаете?
--Спорим о материи, -- сказал человекпод зонтиком и в плаще . – Художник уверяет, что она прозрачна. В каком-то его личном, умонепостигаемом, малореальном смысле.
--А-а-а… -- сказала женщина, -- материя… Замечательно, что вы не можете в это поверить даже здесь, в тумане. Вы, собственно, чем занимаетесь? Поведением? Соотношением организма со средой. Со средой! А вы совершенно не чувствуете состояния среды. Ат-мо-сфе-ру…
--В таком случае непонятно, почему вы соглашаетесь выйти за меня замуж.
--Это отдельный вопрос, не связанный с материей. Еще более сложный – почему вы сделали мне предложение? Вы сами этого никогда до конца не поймете.
--Вообще, собственно, -- сказал художник задумчиво, -- откуда вы взяли материю? Что такое материя? Материя вообще… Материя как первопричина… Материя как абсолют…Материя вне конкретного предмета… И чем, собственно, она принципиально отличается от абсолютного духа? Абсолютная материя… Абсолютный дух… Два конца одной прямой.
--Какой сумбур у вас в мыслях! Что за абсурд ваша абсолютная материя? Разве она может существовать вне конкретного предмета?
--Я об этом не говорю. Я только хочу сказать, что материализм в своем абсолюте – это тот же идеализм, -- сказал Художник. – Надо же о чем-то с вами говорить, если вы не чувствуете осени, тумана и дождя.
--Я, извините, не материалист, не идеалист, а реалист, -- сказал человек с зонтиком. – И никто вас не заставляет со мной говорить.
--Нет, вы сами на меня набежали, -- сказал Художник, -- а я просто стоял в тумане.
--Насчет реализма вы преувеличиваете, -- сказала женщина в куртке. – Многие стремятся быть реалистами, но мало кто этого достигает. Реализм – это объективность в познании мира. Неужели вы так самонадеянны?
--Здесь вы правы… -- задумчиво сказал человек с зонтиком, -- однако, прозрачность материи, возведенная в абсолют, может дать только один
эффект – замыкание в своей субъективности.
--Странно, -- сказал Художник, -- как может стремление постичь сущность вещей привести к замыканию в своей субъективности?
--По всей видимости, -- сказал человек с зонтиком, пытаясь одновременно удержать зонт и одеть перчатки на свои замерзшие тонкие руки,-- ваше стремление к постижению сущности вещей есть абсолютный критерий объективности?
--А что есть критерий?
--А кто его знает…Ваш критерий крайне сомнителен. Пойдемте обедать.
--В конце концов, -- сказал Художник, -- я просто стоял в тумане. Я имею право стоять под дождем. Я вообще лучше понимаю туман, чем вас. А вы набежали… (22.10.03.)
 
 


Рецензии
Конечно, прочтение этой миниатюры предполагает наличие знания некоторых философских понятий. Но даже без такового знания, очевидно, насколько живые эти люди, рассуждающие так горячо об абсолюте именно потому, что они живут реальной конкретной жизнью! И каждый из них индивидуален и прекрасно понимает свою субъективность в суждениях, но все же стремится бесконечно к сущности, к истине...

Женя Белоусов   15.03.2009 12:30     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.