Духовную пищу грызем на ступенях!

Молодежный театр на Фонтанке
«Касатка» А.Н.Толстой (комедия о любви)
Постановка н.а.России Семена Спивака
Художник Март Китаев

Духовную пищу грызем на ступенях!

Все билеты проданы! Свободных мест нет! Так можно начать разговор о спектакле «Касатка».
Никакой мороз, никакая стужа не заставят петербургского жителя сидеть и скучать дома уперевшись носом в разрисованное морозными узорами стекло или лечь в кровать и проспать от усталости все интересные и интригующие события в городе. Город хоть и большой, но вести разлетаются из одного конца в другой со скоростью снега.И вот Манечки рассказывают Иванам, Иваны Маням, Мани своим детям, дети детям детей и вот летает над городом в звездной дымке проникновенная весть о том, что в Петербурге уже несколько сезонов нас радует спектакль который стал чуть ли не главным открытием за несколько лет в театральном обществе.
Семен Спивак взял для своей постановки полузабытую комедию о любви А.Н.Толстого «Касатка». Чем же мотивирован этот выбор?
Где эта самая идея, соприкасающаяся и соприкасающая нас со временем, когда вокруг бушуют войны, терракты, люди замкнуто озираются по сторонам в надежде на то, что истошные крики их детей когда-нибудь замолкнут, сменившись радостными улыбками.
Но Спивак выбрал простую и незатейливую историю о любви, наполненную юмором и грустью, пропитанную «режиссерской мечтой», о красивых, беззаботных людях, которые могут себе позволить не только строить свое счастье, но и развивать свое счастье. Комедия о любви А. Н.Толстого "Касатка", посвященная смешным семейным перипетиям, была написана в трудное, катастрофическое, время. 1916 год. Первая мировая война. Преддверие революции. В ту пору, в творчестве и мировоззрении А.Н. Толстого совершается некий перелом. Остались позади увлечения декадентством, символизмом. Исчерпывалась биографически-близкая ему тема изжитого быта дворянских гнезд и связанные с ней натуралистические мотивы. И писатель стремился найти духовную опору в природной основе человека, доброте, терпимости, сострадании. И любви. И выбор не случаен наверно потому, что именно любви такого простого и в то же время самого непонятного чувства не хватает нашему времени.
Начало спектакля. Из полумрака появляется сначала силуэт, потом четкие очертания, гостиничного номера в стиле модерн, размеры которого как раз соответствуют ширине огромной кровати занимающей почти все пространство, вино, карты, музыка, «чеховская скука» и маята сердца. Марья Семеновна Косарева (Наталья Суркова) бывшая певичка и расточительница жизни вместе со своим любовником князем Бельским (Михаил Черняк) томятся скукой и в поиске острых ощущений проигрывают все оставшиеся деньги в карты своим псевдо-друзьям. Абрам Желтухин (Сергей Барковский) смесь друга и прислужника-этакий Фирс посвятивший всего себя службе господину играет роль отца, наставника, друга, примирителя в вечных ссорах несостоявшейся светской пары. И не удивительно. Касатка женщина пышная, пахнущая землей и молоком, натура страстная и порывистая, таящая в глубине сердца бесконечную нежность и требующая постоянного внимания и князь Бельский – сухой, маленький человек, избалованный барчонок, не привыкший принимать решений, мягкий и глупо-романтичный как ребенок. С самого начала мы видим, что они не пара.
Изжившие свою страсть отношения между любовниками требуют обновления. И выходом, спасением от долговой тюрьмы и вечных скандалов является как нельзя, кстати, пришедшее письмо тетки князя Бельского Варвары Ивановны Долговой (Татьяна Григорьева), которая сообщает о предстоящей свадьбе ее воспитаника Ильи Быкова (Александр Строев) и Раисы Глебовны. Под пленительную музыку Эммы Чаплин, , помост гостиничного номера превращается в поезд, который уносит героев все дальше и дальше от суеты петербургской жизни.
И вот попадают наши герои в Эдем деревенской жизни. Наливные плоды повисли на ветвях огромной раскинутой на заднем фоне яблони, воздух напоен трепетом первых чувств, пением птиц. Пьеса с закрученным любовным сюжетом, по сути, мелодрама, с течением спектакля обретает все более глубокий, почти философский смысл. Чувственные резкие перепады, когда смех сменяется грустью, когда легкость превращается во внутреннюю драму каждого из героев. Тетка Долгова женщина старых традиций, старых нравов, классическая жена и мать семейства, которая хлопочет с утра до вечера то по хозяйству, то, обсуждая проблемы своих детей. Вначале спектакля, она, кажется лишь доброй хлопотушкой, но потом мы понимаем, что она очень одинока, время ее ушло и забота о родственниках и обсуждение их проблем, единственное, чем она живет. И вот сталкиваются два мира, противоречивых как день и ночь, петербургские охальники, открытые и свободные и мир старых традиций, в котором существуют определенные нравственные правила. Конец неожидан, но к нему подводят все действия разворачивающиеся в спектакле. Быков- статный и красивый, гордый и непокорный влюбляется в Касатку, свою старую детскую любовь. Будучи на учении в Петербурге он каждый вечер ходил любоваться на то, как выступает Касатка в веселом театрике разврата. Пела она песни дешевые, но как пела! В конце Быков и Касатка остаются вместе. А князь Бельский находит свой идеал, маленькой, робкой, бесхитростной женщины, с большими детскими глазами бывшую невестку Быкова-Раису.

Семен Спивак-режиссер спектакля еще раз рассказал, как мы бываем, смешны, и трагичны в своей любви. Какое это прекрасное чувство и если его нет- стоит ли жить на этом свете!


Рецензии