Я еду на Саянское кольцо

«Я еду на Саянское кольцо. И, собственно, хотел бы тебя пригласить туда». Этими словами начиналось безумное, удивительное и, безусловно, волшебное приключение этим летом. Село Шушенское, фестиваль этнической музыки «Саянское кольцо». Меня пригласил загадочный человек Дима с загадочным для меня прошлым, настоящим и тем более будущим во время телефонного разговора в первом часу ночи. Прошло некоторое время, и вот я уже собрала свой рюкзак и пришла в назначенный час в назначенное место…

И вот, через восемь часов по дороге на юг, мы в Шушенском. Люди сюда добираются поездами, автобусами, машинами, автостопом…

Тридцать минут пешком до входа на территорию фестиваля через центр села, через музей Ленина, через мостик… а потом вдруг видим вереницу странных людей. Они улыбаются. Оказывается, они здесь со вчерашнего дня, а некоторые живут тут уже неделями. Дима встречает своих друзей, знакомых, приятелей на каждом шагу по пути к палаточному городку…

И вот мы на месте, сидим на рюкзаках. В них только немного одежды и еда. У нас нет палатки. Дима через своих друзей находит мне место в палатке, и даже со спальником. Через несколько часов, вечером открывается Ярмарка ремёсел. Мы уже поели, разложились, и делать нам пока нечего. Костёр. Каким-то образом люди начинают собираться возле нашего костра, как-то не сговариваясь. Мы завариваем чай, люди берут в руки гитары, губные гармошки и… кастрюли. И начинается музыка, а я сижу с открытым ртом, потому что каким-то образом получается блюз. Мне кажется, эти люди родились под музыку.

Утром идем с Димой разведывать территорию. Мы направляемся на стадион, где в обычное время, наверное, играют в футбол. Там уже построили сцену, рядом с ней - два больших экрана, но пока никого нет. Жара жуткая, а я взяла с собой только чёрные вещи, так что мне не повезло.
А потом наступило время первых звуков. Музыка играла непрерывно шесть или семь часов. И всё это время я сидела на трибуне, находящейся от сцены довольно далеко, но, тем не менее, обзор был хорош: я могла видеть не только лица выступающих, но и огромное количество людей-зрителей на поле, которые сидели на траве просто так или на своих ковриках, притащенных из палаточного городка. Ближе к вечеру на стадион пришли и обитатели Шушенского. У них закончился рабочий день, и они хотят попить пива в хорошей компании.
Я целый день не могла встать и уйти с той трибуны. Я боялась пропустить какую-нибудь потрясающую композицию…
А ещё было удивительное зрелище, когда люди покупали воздушные шарики на невероятно длинных веревочках, наверное, длиною метров двадцать. И всё небо над нами было полно этими медленно движущимися шариками.
И вот первый день идёт к концу. Уже прохладно. Я ничего не ела и теперь спешу скорей к костру. Там тепло, вокруг все улыбаются, будто знают друг друга всю жизнь. Кто-то приготовил уху и всех угощает, вот и мне в руки дали тарелку. Потом и чаю налили. Я сходила, помыла посуду. Это закон такой негласный. Мне помогли не умереть с голоду, а я помогаю убираться.

Потом я старалась приходить на стадион, чтобы послушать даже репетиции и проверку оборудования, потому что и это было великолепно. Например, мне удалось дважды послушать скрипача из группы «Белый обелиск», чья игра просто околдовывала. Или во второй день, когда выступала группа «Ят-Ха», играющая тувинский фольк-рок. Я сидела, не просто открыв рот, но и открыв сердце. Мне в тот момент казалось, что в этой музыке часть меня. Я влюбилась в эту музыку. Потом оказалось, что «Ят-Ха» остановились тоже в палаточном городке в десяти метрах от нашей палатки. Альберт, солист этой группы, оказался не просто великолепным музыкантом, но и человеком. Он пожелал мне счастья.

Утро второго дня было по-настоящему добрым. Сегодня, между прочим, седьмое июля две тысячи седьмого года. Три семёрки и, к тому же, День Ивана Купала. Это особенный день. Девушки ищут цветы, чтобы сплести себе венки на ночь, потому что ночью будут языческие пляски и гадания… но это будет ночью, а пока что - шаманизм. Ритуал сложения Оваа. Это такой каменный курган, в основание которого организаторы фестиваля заложили семь больших камней с Енисейского Семиречья, а люди клали поверх свои камни, привезенные из своих родных мест. Оваа символизирует поклон Енисею, единство сибирских земель и народов и является энергетическим источником, как нам объяснила шаманка Ай-Чурек. Но это было пока лишь сложение. Главный обряд – сегодня ночью…

А солнце продолжает накалять наши одежды, придавать огонь нашим глазам и зажигать наши сердца, открывать их миру. Чье-то сердце - может быть, впервые в жизни. И музыка, та самая, что играет внутри каждого приехавшего на «Саянское кольцо», она снова с нами и снова заставляет слушать себя, требуя к себе внимания.

И вот наступила ночь. Вокруг всё кружится. Девушки в венках, их смех, поцелуи, взгляды, их надежды, мечты и вера. Люди идут на берег реки Шушь в поисках своей судьбы, своего счастья. Девушки бросают в воду венки и продолжают кружиться в хороводах. Как настоящие русалки.

Я ушла оттуда. Там слишком много народу, чтобы действительно почувствовать, что происходит. И я ушла к другому чувству: пришло время освятить Оваа перед духами верхнего мира. Шаманка составила большой костёр в полтора метра высотой и выстроила людей в плотный круг вокруг костра. И, когда она зажгла его, нас всех объяла волна тепла, и огонь взвился красным рваным пламенем к звёздам. Я смотрела в костёр и видела внутри него звёзды. Искры - звёзды - тепло - люди. Всё смешалось и всё стало единым целым. Тело не слушалось, ныло и болело, пытаясь сделать так, чтобы я о нём не забыла. А ведь можно было уйти к шаманам, которые кружились с бубнами и пели, можно было и к людям, которые уходили в себя, выкрикивая гласные из гортани, отдавая всю свою энергию этому кургану, а потом падали от изнеможения. Нет, до такого не дошло. Я ушла из круга, отдав всю энергию, что могла, во благо дела, во благо символа. Я оставила там часть своего сердца, но я знала, на что иду. И я готова отдать ещё больше своей Сибири, такой, какой я хочу её видеть.

И вот пришло время уезжать. Три дня фестиваля прошли. Я не рассказала многого, это просто не входит в рамки газетной статьи. Поэтому закончу на последнем дне. И расскажу немного о маленьких чудесах.

Для нас это был четвёртый день на реке Шушь. Всё деньги потрачены. А до отправления автобуса целый день. Все уехали. У нас нет ни еды, ни воды – ничего нет. И вот - колонка с водой в Шушенском. Холодная, полная железа вода, скрипящая на зубах.
А потом я видела огромную стаю птиц, которые летали над полем, где недавно ходили тысячи людей, а сейчас только мы. Больше нет никого. Каждая птица заглядывала мне в глаза. Их было штук пятьдесят. Я нашла перо. Белое такое. Я сохранила его.

Дмитрий остался для меня загадкой. Может быть, это просто неважно, что он за человек. Важно, что он просто Человек. И этого более чем достаточно.



Мы проспали часа два на вокзале, пока ждали наш автобус. Снова каких-то восемь часов без еды и питья. Здравствуй Красноярск, а с Саянским кольцом я прощаться не буду. Зачем прощаться с тем, что не покинет тебя? Зачем?


Рецензии