Сми в избирательной кампании 2007 года

ВВЕДЕНИЕ
Этап предвыборной агитации, оказывая значительное влияние на формирование электоральных предпочтений избирателей, имеет особую значимость для проведения свободных, справедливых, демократических выборов и, несомненно, является центральной стадией избирательного процесса.
Кроме того, предвыборная агитация помимо обеспечения максимально открытости избирательного процесса, получения избирателями максимально полной и достоверной (будем надеяться, что так) информации о кандидатах на выборные должности, создает мнение избирателей об институте выборов в целом, предопределяя их полноценное участие в голосовании и, следовательно, отношение к избранным органам власти.
Никто не станет отрицать, что, пожалуй, основным средством предвыборной агитации являются средства массовой информации. Именно они доступны самому широкому кругу потенциальных избирателей, именно они в конечном итоге могут повлиять на их конечное решение.
Именно поэтому данная работа посвящена средствам массовой информации в ведении избирательной кампании. Мы постараемся выяснить, в какой мере СМИ могут влиять на решение избирателей, какие средства при этом используются и являются ли эти средства в полной мере законными. Принимаясь писать эту работу, заранее хочу оговорить, что, во-первых, я стою «по эту» сторону от СМИ, то есть являюсь избирателем, а не агитатором, более того, на сегодняшний день не отдаю предпочтения ни одной партии и ни в коей мере не веду агитации. Все сказанное будет интересовать меня, прежде всего как исследователя. Сказав самое важное, могу смело приступить.
Чтобы избежать ошибок и недопонимания в дальнейшем, необходимо уяснить в начале работы, что мы будем считать средствами массовой информации. Исчерпывающее определение дается в законе РФ «О средствах массовой информации», где под ними понимается периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.
Но едва ли нам будет целесообразно рассматривать все средства, подходящие под эту категорию, ведь, давайте смотреть правде в глаза, далеко немногие ежедневно читают «Российскую газету» или слушают «Радио России». В данной работе мы используем информацию из телеэфира «Первого канала» , официальный сайт, посвященный выборам в Государственную думу «Gduma.ru» и печатную продукцию, издаваемую самими политическими партиями . Радиоэфир не будем рассматривать в силу того, что наиболее рейтинговые радиостанции, которые было бы уместно считать средствами именно массовой информации остались за бортом избирательной кампании и (возможно к радости своей аудитории) не вели активной политической пропаганды. Независимую прессу рассматривать также не считаю необходимым, так как она в форме рекламы или интервью дублирует содержание информационных бюллетеней партий.
Итак, на наше рассмотрение предвыборной агитации остаются три пункта, каждому из которых будет посвящена отдельная глава.
 
1. ТЕЛЕВИДЕНИЕ
Поистине независимым СМИ сегодня является телевидение. Выпуск воскресных новостей 25 ноября заставил меня убедиться в этом. Внимание было уделено абсолютно всем партиям, представленным в качестве кандидатов в думу пятого созыва. Однако отношение к кандидатам почему-то показалось мне несколько предвзятым.
В начале телезрителям было поведано о «похождениях» Бориса Немцова. Якобы, когда к нему на улице попытался подойти человек без партийной символики, на него напала охрана Немцова, а после и сам жестокий политик ударил «обидчика». Жаль, ни слова не было сказано о том, зачем молодой человек пытался подойти к политику, и что вызвало агрессию охраны. Ведь отсутствие партийной символики едва ли является более, чем домыслом. В наше время не так уж часто видишь на улице людей в форменной одежде той или иной партии…
Затем в двух словах был упомянут лидер ЛДПР Владимир Жириновский. «Он посетил общество глухонемых, - сообщил ведущий, - ведь для него важен не результат, а PR». В двойне приятно узнать, что в нашей стране люди с ограниченным возможностями относятся к избирателям второго сорта и среди них агитировать не обязательно…
Однако дальше всех шагнул один из региональных представителей Справедливой России, который заявил, что главное в выборах – поддержать нынешнего президента (который как мы помним возглавляет совсем другую партию). Можно долго рассуждать о наигранности фальшивой оппозиции, но до этого еще ни один представитель партии не предлагал голосовать за своих конкурентов, хоть и косвенно.
Далее – уникальные по своей непредвзятости слова ведущего: «И только одна партия, отказавшаяся от участия в дебатах, доказывает свое превосходство не словом, а делом». А далее на экранах по волшебству появляется… нет, вовсе не лидер партии, а простая пенсионерка, которая оказавшись недавно в больнице, очень удивилась тем хорошим условиям, которые ее там ждали (в это время на экране рядовая больничная палата с ржавыми кроватями и окнами с потрескавшейся краской, на подоконнике листовки Единой России). Она сказала, что впервые в жизни изменяет своему выбору и голосовать будет не за КПРФ, а за Единую Россию.
Я думаю, теперь понятна моя ирония. Единая Россия, находясь у власти, поставила знак равенства между государственным и партийным аппаратом, демонстрируя результаты деятельности государства (которые являются не бонусом, а прямой конституционной обязанностью), как свои личные. И несмотря на то, что результаты действительно впечатляют, сама PR-компания заставляет содрогнуться. Первый канал (судя по всему совершенно добровольно) сделал все, чтобы все партии, за исключением Единой России предстали демагогами, забывая о том, что все это время они не имели возможности реализовать себя у политического аппарата, поэтому чисто технически не могут оперировать ничем, кроме обещаний. Это нечестно с точки зрения морали, однако, буква закона интересует нас в данный момент больше, поэтому волей-неволей приходится признать, что Единая Россия пользуется поддержкой канала, который смотрят 98% населения страны, а значит и значительной долей его аудитории.
Вывод: СМИ использовано законно и потенциально эффективно. Нарушений и явного воздействия на СМИ не обнаружено. Лидирующая партия по использованию данного вида СМИ – Единая Россия.

2. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
Пожалуй, самым адекватным и интересным СМИ в области выборов следует считать Интернет-ресурсы. Здесь представлено всё: и наиболее официальная и объективная информация, и юмор. Причем все находится в открытом и удобном доступе. А что же пишут?
Воспользовавшись одной из популярный поисковых систем я нашел несколько сайтов, посвященных выборам-2007. Но, увы, один из них существовал на уровне макета, другой не обновлялся с момента создания. Но один из них все же привлек мое внимание. Этим ресурсом оказался официальный сайт Государственной думы. На нем представлен полный список кандидатов и (внимание!) программа политических партий. Теперь мне не нужно собирать весь тираж Российской газеты за последние два месяца. Достаточно прочесть три печатных листа. Отмечаем это как решительный плюс для рядового избирателя и шаг к честной, открытой и независимой избирательной кампании.
Вкратце пройдемся по этим программам, но обращать внимание будем не на содержание, а именно на форму.
КПРФ сделала упор на социальной направленности своего курса, порой уходя в крайности: «дружба народов», «благоустроенное жилье». Ничего не имею против этих категорий, но мне не совсем, ясно, как государство может благоустроить мое жилье? Все-таки необходимо видеть и различать вопросы, в которых обещания лучше не давать по причине того, что выполнить их чисто технически невозможно.
ЛДПР… Краткость сестра таланта. Создание социально-ориентированного общества, правопорядок и диктатура закона. Всего несколько слов, кратких и твердых – в них чувствуется уверенность и надежность.
«Справедливая Россия» в краткости решила превзойти всех. Пообещав всем социальную справедливость, авторы текста программы решили закончить свой опус. Возникает очередное сомнение о состоятельности партии как таковой и наличии у нее программы вообще…
«Единая Россия» удивила неприятно. Ни одного лживого слова, но, увы, ни одного слова по теме.
«Лидер: Путин Владимир Владимирович
Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами.
Председатель Государственного совета».
Никто не будет спорить, с тем, что это правда. Но какое отношение это имеет к партии, ее программе и ее достижениям?
Дальше – хуже.
«Всероссийская политическая партия «Единая Россия» - это добровольное объединение граждан Российской Федерации, поставивших своей главной целью обеспечить достойную жизнь нынешнему и будущим поколениям россиян».
Вот мы и дали определение своей партии, но ни слова не сказали о своей программе. Согласитесь, не совсем правильно.
Другие партии рассматривать не буду, дабы сэкономить свое и ваше время, так как согласно социальным опросам проведенным в России, им, скорее всего, не предстоит пройти в парламент.
А из представленных программ делаем вполне ясные выводы: партии, не находящиеся у власти готовы на любые обещания, лишь бы прийти к ней, а партии, располагающие властью на данный момент, готовы на все, дабы не раскрывать своих планов. Поэтому обманчиво первое впечатление об источнике. Ничего полезного на деле он простому избирателю не дает, однако задуматься заставляет…
 
3. ПЕЧАТЬ
До прямого разговора о содержании печатной продукции партий, хотелось бы в двух словах поговорить о том, кто эту продукцию распространяет. Меня несколько удивило, что листовку «Единой России» я взял из рук пожилой женщины, на вид лет пятидесяти, а листовку КПРФ – из рук молодого парня, лет 18-20. Хотя юридически это удивление обосновать нечем, но с человеческой точки зрения это вполне ясно.
Впрочем, люди старшего возраста гораздо ближе по духу к сегодняшней «Единой России». Это легко понять, заглянув к ним в листовки. На каждой странице мы видим список достижений России в той или иной отрасли, с упоминанием одной строкой, что «проблем еще хватает» и «мы будем продолжать их решать». Но, что больше всего рассмешило – это цитата из выступления нашего президента на каждой странице с пометкой: «VIII съезд партии «Единая Россия». Ничего не напоминает? Слова одного человека берутся за эталон, кроме того, предполагается, что и нам, простым избирателям, пора бы уже начать запоминать, на каком съезде Партии они были сказаны, дабы не запутаться. Ведь съездов будет еще очень много! Что ж, самоуверенно, но привлекает внимание.
Но гораздо сильнее привлекает внимание «Правда», изданная компартией. На первой странице сравниваются цены на продукты прошлого года и текущего. И ниже резюмируется: «Уморить народ голодом – ЭТО И ЕСТЬ ПЛАН?». Явный намек на одну их политических партий. Между тем, намек объективный и действенный…
А на другой странице той же газеты – самая обыкновенная статистика: «В России 74 миллиона человек экономически активного населения. 55 миллионов из них имеют доходы менее 5 тысяч рублей в месяц». Спорить с этим, увы, бесполезно, потому что все знают о том, что это правда сегодняшнего дня. Но об этом «достижении» представители правящей партии в своей листовке говорят почему-то немного: «Самый трудный вопрос – это проблема бедности, но мы последовательно эту проблему решаем». Будем надеяться, что это так.
Порой агитация доходила и до крайностей. Считаю необходимым привести вашему вниманию полный текст одной из агитационных газет :
Рисунок на странице: фрагмент избирательного бюллетеня – «10 «Единая Россия» Путин В. В., президент РФ».
Ниже статья «10 причин выбрать 10»:
- 10 - номер «Единой России» в избирательном бюллетене.
- 10 заповедей даны нам свыше.
- 10 пальцев у нас на руках.
- В десятку попасть мечтает каждый стрелок.
- Десятичная система счёта, по мнению Эйнштейна, является одним из трёх ключевых открытий человеческой цивилизации (остальные - колесо и электричество).
- В 10-м классе чаще всего приходит первая любовь.
- 10 быков, как считали мудрецы племени чжоли, - символ настоящего богатства.
- 10 чаш вина на пиру, и не больше должен осушить разумный муж - считали древнегреческие философы.
- 10 Павлюченко - счастливый номер нашей сборной.
- Чингачгук всегда говорил, что воин, вставший на тропу войны и желающий вернуться с победой в свой вигвам, должен иметь в колчане 10 стрел.

Нужно ли вообще комментировать сие заявление?
 
Теперь, когда, мы рассмотрели все заявленные во введении СМИ, настало время выбора, время когда предпочтения населения станут его же достоянием и станет ясно, чья же избирательная кампания оказалась эффективнее.
 
ПРИМЕЧАНИЕ
Работа является интеллектуальной собственностью автора. Дополнительные источники, за исключением указанных в сносках, не использовались.


Рецензии