Гавсевич

В конструкторском бюро завода Москинап, где я работал перед защитой диплома летом 1934 года, был переводчик по фамилии Гавсевич.
Гавсевич в совершенстве владел английским, французским и немецким языками и переводил статьи из иностранных журналов, как говорят, «с листа», не пользуясь словарями или справочниками.
Гавсевич был значительно старше всех нас по возрасту, но, несмотря на это, всегда принимал активное участие в наших поездках за город и вообще отличался общительностью и доброжелательным отношением к сослуживцам.
Однажды, в обеденный перерыв, когда мы болтали о разных разностях, кто-то упомянул город Одессу. Я сказал, что в 1932 году был в Одессе на производственной практике и состоял в команде на крейсерской яхте «Комсомолец» Одесского яхт-клуба.
Гавсевич как-то странно взглянул на меня и тоном, не допускающим возражений, сказал, что такой крейсерской яхты на Чёрном море нет и никогда не было.
Наступила неловкая пауза, все стали смотреть на меня, как бы спрашивая: «Ну, великий мореход, на чём ты теперь поплывешь?»
Меня выручила память. Я вспомнил, что видел на грот-мачте, на высоте человеческого роста медную табличку, на которой было выгравировано прежнее название яхты – «Ванити».
Когда я это сказал, то Гавсевич вскочил с места и взволнованно сказал:
- Правильно, «Ванити»! Я до революции десять лет был штатным рулевым этой яхты. Завтра я вам это докажу документально.
И действительно, на другой день он принёс стопку журналов «Новости Императорского Черноморского яхт-клуба». Журналы были отпечатаны на прекрасной бумаге и красиво оформлены.
На первой странице были указаны фамилии почётных членов яхт-клуба. Первым являлся Государь император Николай II. За ним следовал генерал-губернатор Одессы, фамилию которого я забыл.
На второй странице были фамилии членов-сотрудников яхт-клуба. Первым в списке значился Гавсевич.
Но кроме журналов Гавсевич принёс и более интересные документы: газету и почётную грамоту ЦИКа РСФСР. В газете описывалось, что, когда белых вышибали из Одессы, то они, спасаясь, уплывали на больших и малых плавсредствах. Три яхтсмена, Гавсевич и два его товарища, не желая, чтобы «Ванити» досталась белым, угнали её в открытое море, проплавали там несколько дней и вернулись в Одессу только после того, как никого из белых в Одессе не осталось. За мужественный патриотический поступок, сохранивший для республики крейсерскую яхту, Гавсевич и его товарищи были награждены почётными грамотами ЦИК РСФСР.
Не удивительно, что, ознакомившись с этими документами, мы стали относиться к Гавсевичу, как к полководцу, победившему врага в большом сражении.


Рецензии