Последний фонарщик, сетевая хроника, продолжение 1

© Под редакцией Веле Штылвелда
8.
Русский язык – великий и могучий, именно так нас учили в школе, это он «первый», а все остальные славяне вокруг него. Русский сформировался в 16-17 вв., а грамматика и строй созданы еще позже уже Ломоносовым, который, взяв за основу учебники и книги Русских княжеств, создавав, шаг за шагом, грамматику и строй русского языка.
А Пушкин привнес в сей язык много интересного и нового. При этом сегодня усиленно подается мысль, что украинский это „ополяченный” русский язык потому, что в нем как будто много польских слов. Но этим просто пытаются объяснить его отличие от русского для самих же русских – чтобы не задумывались о лишнем.
На самом деле, за этим скрывается попытка прикрыть огромное количество заимствований в русском языке из тюркских языков, особенно татарского, языков угрофинов, мери, веся, чуди т.е. русифицированных народов уральской и северной части современной России. А на деле, слов в украинском больше не польских, а общеславянских, именно поэтому белорус и украинец лучше русского понимает польский и чешский, сербскохорватский, а еще лучше – словацкий. А уж словацкой оккупации Украины уж точно не было. Лексика же с белорусским языком совпадает на 60%. И это четко показывает, какой именно народ имеет настоящие, а не вымышленные, исторические и культурные корни и на какой территории – на территории истинной Руси, а не выдуманной "Московии". Потому что эти два народа и есть наследники и продолжатели Руси.
Известный российский лингвист Даль писал, что не мог полноценно общаться с крестьянами в Подмосковье. Они не понимали тот язык, на котором он говорил и изучал. И это происходило всего в 100-150 верстах от Москвы, что же можно говорить о российской глубинке!? Неоднократно Даль заявлял, что язык Руси называется русским, и пишется именно с одним «с», но Даля никто не слушал, прислушивались к указам Петра I. А ведь именно «руським» называли свой язык на Руси и старики в Украине даже в ХХ в., но, четко противопоставляя его языку московскому который есть новопридуманный „русский” с 2-мя „с”.
О происхождении многих «исконно русских» слов, в „русскости” этих слов, сегодня не возникает сомнения даже у преподавателей русского языка в самой России. Однако если проанализировать лексический состав русского языка, то оказывается, что от славянских языков осталось в нем не очень много. Но осталось достаточно от искусственного и использовавшегося только для письма и службы – церковнославянского. И это не удивительно, ибо Ломоносов брал за основу именно церковнославянский и, используя учебники ученых русских мужей Руси средних веков, – в то время части Великого Княжества Литовского, создавал и систематизировал московский русский язык.
Именно поэтому современный русский язык пронизан многими заимствованиями из церковнославянского, который на Руси до конца 17 века выполнял функцию письменного языка. Огромное количество слов пришло в русский из языков уральских народностей и из финно-угорских языков северной и европейской части России – вепсов, мери, коми, веси, муромов, финнов, угров. По мере завоевания и заселения этих территорий люд Московского княжества сталкивался с явлениями, названиями предметов у местных народов и перенимал их для обозначений в собственном языке.
Так, например «русская» околица происходит от карельск. okollisa, волость от карел. volost, фин. volosti, округ(а) от карел. okruuka, коми oukruga, деревня от вепс. deruun, deron, derevn, погост от вепс. рagast и карелс. pogostu, поселок от карельск. posolku, гряда от карельск. kriadu(a), капуста от карел-финск. kapustahuuhta, нива от карел-финск. niiva, огород от карел. ogrodu и коми akgarod, пусто, пустошь от карел. puustos и вепс., puust, усадьба от карел. и коми usat’bu, участок от карл. ucuasku, поляна от карел. pluanu, роща от карел. roshsu и коми rossha, roshta, тундра от прибалт-финск. tunturi, tuntur, канава от карел. kanoava, konuava, пруд от карел.и ср.финск. pruttu, pruudu, брод от карел. brodu и коми brоdu, верста от коми vers и карел. virsta, путь от карел. puwtti и коми „PUTINA” (происхождение фамилии Путин), телега, тележница от карел. telegu и коми telezhnei, тропа от карел. troppu и коми trioppu, крюк от карело-финск. kruwga, kruwkka, волок от коми vоlek, vоlоk, место от карел. и коми mesta, кряж (крутой берег) от вепс. krdz, krez, омут от коми-карел. omutta, плешь от карел. plesatti, родник от финск-карел. rodniekku, rod;ikka, бугор от карел. buguriccu и т.д. и т.д. Кто-то может возразить, что эти слова на оборот пришли из русского в карельский, вепс. и т.д. Но, увы, это не так, похожих с ними однокоренных слов почти нет в других славянских языках.
Для русского человека именно такие слова звучат особенно «по-русски» он с ними живет веками, при этом белорусские и украинские слова кажутся чужими (отсюда версия об ополячивании) – а ведь именно эти народы всегда жили и живут на Руси истинной и являются носителями ее культуры. Позже некоторые слова северных народов попали и в украинский и белорусский языки уже через русификацию. Но происходил и обратный процесс. Например, такие слова как билет, станция, могила, село, хутор, и т.д. были заимствованы в коми, карельский и другие языки из русского языка.
О многих тюркских, иранских и европейских заимствованиях в русском языке также знают лишь лингвисты: товар, лошадь, сарай, караван, арбуз, собака, хлеб, кружка, зонтик, кот, обезьяна, блокнот, галстук, компот, музыка, трактор, танк, гавань, парус, икона, церковь, спорт, рынок, вокзал, машина, гол, изба, стекло, селедка, суп, стул, стол, огурец, котлета, картошка, кастрюля, тарелка, сахар, хор, идиллия, поэзия, госпиталь, ярмарка, шанс, азарт, тент, майонез, дом, шампунь, проблема, система, тема и многие тысячи других, и это без учета латинизмов и ранних заимствований из греческого языка.
Научно-технический лексикон русского языка почти на 100 % состоит из голландских, немецких, английских заимствований. Общественно-политическая лексика состоит почти на 100% полностью из греческих, французских и английских заимствований.
Так где же собственно сам «великий и могучий» русский язык? И о какой «древнерусскости» можно вообще говорить? Русский язык, как ветвь восточнославянского – по сути, гремучая смесь письменного церковнославянского (искусственного, не разговорного языка!) с десятками различных языков завоеванных, порабощенных и ассимилированных народов. Это естественный процесс – при тесном контакте не только завоеватель насаждает свое, но и сам заимствует чужое. Имперские же и советские историки везде, где только можно, термин „восточнославянский” заменяли на мифический «древнерусский». Но не было такого народа, не было никогда языка такого. В Киеве говор был свой, в Новгороде совсем другой. Писали по-церковнославянски, но на этом языке никто никогда не говорил! Зачем же врать и создавать миф о «древнерусскости»? Очень уж царям московским древности хотелось.
9.
Реальная история и культура народов России сведена на уровень местного фольклора. Почему историю Урала и Зауралья, Сибири, Алтая и дальнего Востока российские школьники изучают именно с периода завоевания Ермаками, Дежневыми и т.д. А что до этого там ничего и никого не было? Не было русских – значит, не было и самого предмета истории!?
Да, потому что нет места в истории России ничему «нерусскому», нет места реальной истории народов, которые и есть эта самая Россия сегодня. Как не было места реальной украинской и белорусской истории, культуре и языку народов Поволжья, Средней Азии в царской России и в СССР. А если что и упоминалось, то либо в уменьшительном значении, либо только о роли выходцев их этих народов в Российском государстве, которых сразу же спешили объявить или сделать русскими. При этом эти выходцы не имели ни права писать на своем родном языке, ни учиться, а часто и даже называться именем своего народа.
Исторически Поволжье – это татарское ханство и родина волжских булгар, имевших там свое государство, задолго до появления Москвы и формирования т. н. «русских». Окончательное покорение Поволжья происходит только в 18-19 в. При этом и сегодня 60% жителей Поволжья – это „луноликое” население, т.е. с явно не русским разрезом глаз и в большинстве исповедующее ислам, либо буддизм. Местами же в изустной народной транскрипции жив порою и шаманизм.
Н. В. Гоголь, путешествуя по Европе и останавливаясь в одном из пансионов, при заполнении анкеты в графе национальность, собственноручно по-французски записал «ukrainien». Вряд ли великий писатель мог бы себе позволить это в Петербурге или Москве. Подобную „наглость” ему бы не простили. Это отличный пример того, какой была внутренняя политика в царской России и что чувствовал сам Гоголь. Не зря лозунг „Россия – тюрьма народов” был известен всей Европе.
Да, сегодня на Кубани в некоторых школах, да и то факультативом, преподают украинский язык, только изучается он там как «местная балачка» т.е. даже не как диалект украинского языка, а как «недоразумение». Упоминание об украинском языке – табу.
Почему российский школьник – калмык, башкир или татарин, народ которого, имеет не менее, а более древнюю историю, культуру, письменность, литературу чем „русский” должен учить в школе историю своей страны как берущую начало со времен создания Киевской Руси?
Это не их история, и не история карелов, мери и т.д. которых уже фактически стерли с этнической карты в угоду образования под названием Россия. Да, в Татарстане и других регионах России изучают историю родного края – но это скорее уровень этнографических кружков, а не изучения реальной истории своего народа. Настоящую же историю этих народов пытаются подменить на большой и сильно распухший за последние 300 лет «великороссийский миф». Уже фактически подменили.
Участник войны против Наполеона, журналист С. Н. Глинка писал: “Не только сыны России, но и народы, отличные языком, нравами, верой и образом жизни, народы кочующие, и те наравне с природными россиянами готовы были умереть за землю русскую”. Например, в оренбургских и уральских казачьих войсках служило немало казахов, принявших Православие и записавшихся в казаки. Это были крещеные казахи с русскими именами и фамилиями, которые сражались в составе русской армии в Отечественной войне 1812 г. В этой войне принимали участие казахские джигиты Младшего жуза. Они сражались в составе Тевтярского и Башкирского полков. В Отечественную войну Оренбургским казачьим полком командовал крещеный казах Яков Беляков. Его полк отличился во многих сражениях с французскими войсками.
Буддизм в его тибетском варианте вместе с реинкарнациями – не совсем калмыцкий буддизм. Приходя в новые земли, никогда не уничтожал местные религии. Значит, у калмыцкого буддизма должно быть и свое название. Правда, распространялся буддизм всегда мирно, посредством странствующих монахов, которые приходили в новые земли, строили монастырь и мирно там поселялись.
Образ "хозяина дождя" – громовника, отразившийся в эпосе "Джангар". Это то верблюд, то дракон, связанный с культом лу – дракона – с божеством огня – хозяйкой очага Окон-тенгри. Подобные персонажи верований и мифологии характерны для этнически близких калмыкам монголов, бурят, а также тюрков Сибири.
Служители культа громовержца – задычи (вызыватели дождя). Подобные же сакральные специалисты – ядачи – у бурят и алтайцев. Атрибут зада (зад чолун) – камень, с помощью которого можно было якобы оказывать влияние на погоду.
Особый ритуал жертвоприношения огню – hал тээх, присутствовал в календарной обрядности, в обрядах перехода и посвящения, а в нем элементы различных культов: огня и хозяйки очага, божеств – охранителей рода, умирающего и воскресающего зверя, а также следы тотемических верований.
В настоящее время некоторые ритуалы, имеющие важное значение в обрядовой жизни калмыков – жертвоприношения огню, воде – выполняются в первоначальной, архаической форме, без участия буддийских священнослужителей, как это было в прошлом, что свидетельствует о немалом потенциале, заключенном в древних верованиях и связанных с ними обрядовых действиях, о способности их к быстрому возрождению с появлением благоприятных внешних условий.
Сохранилось почитания определенных буддийских божеств в качестве родовых покровителей. Таким образом, отражение консолидационных процессов произошло не на уровне официальной канонизированной религии, а на уровне добуддийских представлений.
О реликтах шаманства в обрядовой практике калмыков: одним из главных следствий провозглашенной законами Великого Уложения "Ик Цааж" религиозной политики у калмыков стало сохранение элементов шаманизма на эзотерическом, или тайном уровне – в особых формах в наши дни в практике определенных категорий буддийских религиозных деятелей – медлгчи (знающих) и сжустэ (имеющих божество-покровителя).
В записях фольклористов и этнографов сохранился киргизский эпос "Манас", калмыцкий эпос "Джангар", эпос ряда тюркских народов "Алпамыш" ("Алып-Манаш"), древнерусские былины, армянский эпос "Давид Сасунский", отчасти карело-финский эпос "Калевала" и др.
На пути от мифа к народному эпосу разительно меняется не только содержание коммуникации, но и ее структурные черты. Миф – это священное знание, а эпос – рассказ (песнь) о героическом, важном и достоверном, однако не о священном.
В том позднем и остаточном сибирском шаманизме, который удалось наблюдать этнографам в XX в., были отмечены тексты, которые использовались и как эпические песни, и как сакральные произведения. Знаменательно, что сакральность создавалась здесь не сюжетом, а некоторыми особенностями коммуникации: эти тексты исполняли посвященные – шаманы, в строго урочный час, в обязательной связи с ритуалом. Это было особое пение, нередко в шаманском экстазе. Такое исполнение осознавалось участниками ритуала как "боговдохновение от имени особых песенных духов" и "как своего рода монологи духов, т.е. определенных сакральных фигур" (Новик, 1984, 272-273).
По представлениям калмыков, исполнение песен эпоса имеет магическую силу, а сказительский дар исполнитель "Джангара" получает в результате посещения им мира мертвых, от его владыки Эрлик-хана. параллель с шаманским призванием.
А.А. Попов, изучавший в первой половине XX в. шаманизм у якутов, долганов и других сибирских народов, рассказывает, как долганский шаман, которому никак не удавалось обнаружить злого духа, забравшегося в больного, позвал на помощь другого шамана, который стал сказывать миф о борьбе героя со злым духом. Когда сказитель доходил до места, где герой в битве со злым духом начинает его одолевать, в этот момент злой дух, засевший в больном, вылезал, чтобы помочь своему собрату из исполняемого мифа. Тут он становился видимым для шамана-врачевателя, и это облегчало изгнание духа, т.е. исцеление больного (Новик, 1984, 277).
…Несмотря на то, что в 18-19 вв., придворными историками усиленно создается и пишется история новой России, в плоть до 1946 г., в академической истории не было единого мнения о том, что история России берет начало именно в Киеве. Карамзин, писатель романист, татарин по национальности (из рода Кара Мурзы), первым сочинил «официально» новую версию истории России. У Татищева все было по-другому, но татищевские архивы исчезли почти бесследно. Переписывая историю, старую «версию» нужно было обязательно уничтожить. Что и сделали.... Многие историки придерживались точки зрения, что история России начинается с 13-14 в. с формирования Московского княжества и позже в 14-15 вв. русской народности. И это исторически правильно и справедливо. Но в таком случае, существует другая историческая основа и, по мнению партийного руководства, нехорошая основа, особенно в условиях усилившегося национального самоопределения в Украине и Белоруссии. Возникает вопрос – что же происходило на 70% территории современной России до того как появилось Московское княжество? Загадка и тайна покрытая мраком. В «советской школе» этого не учили. Не учат в российской и сейчас. А зачем? Достаточно мифа Карамзина. Учили же мифам имперским и советским. Почему нет реальной истории большинства территорий, т.е. коренных народов современной России да и самого русского народа? Есть много вариантов истории России, но это все история царей и империи, но правдивой истории русского народа нет!!!
10.
Калмыки – (самоназвание хальмг), народ, основное население Калмыкии (св. 146 тыс. человек); всего в Российской Федерации 166 тыс. человек (1992). Язык калмыцкий. Верующие калмыки буддисты, есть православные.
Далеко на востоке в Центральной Азии находится прародина калмыков – Джунгария. Их предки – ойраты, свободолюбивые и воинственные – никому не желали покоряться. Даже Чингисхану не сразу удалось подчинить их, за что Чингисхан требовал полностью уничтожить одно из племен. Позже ойратские воины вошли в состав войска великого полководца, и многие из них породнились с чингизитами. Поэтому не без основания некоторые из современных калмыков считают себя потомками Чингисхана.
В 17 в. ойраты ушли из Джунгарии, и, совершив огромный переход, достигли приволжских степей. Некоторые историки, особенно в прошлом веке, видели в исходе ойратов из своей Великой страны намерение воссоздать империю Чингисхана. Однако современные ученые считают, что ойраты покинули родину в поисках лучших пастбищ.
Ойраты стали известны русским как калмыки. В переводе с тюркского калмак означает “отделиться”. Так называли только тех ойратов, которые покинули Джунгарию и ушли в приволжские степи.
Ко времени переселения ойратов в приволжские степи, они уже имели богатую культуру. Калмыцкий ж язык относится к ойратской (за¬падной) группе монгольских языков. В 17 в. у них появилась собственная письменность. Создал ее на основе старомонгольского письма ученый-монах Зая Пандит. Алфавит, который он создал, назывался "Тодо Бичиг", и им пользовались вплоть до 1917 г. Калмыки принесли с собой много своих книг, которые либо переписывались от руки, либо печатались с помощью ксилографов. Вначале на деревянной доске вырезался текст, который затем покрывали киноварью, а для особо почитаемых канонических книг даже порошком золота, серебра, бирюзы и коралла. И потом текст отпечатывался на листе рисовой бумаги. Таких калмыцких ксилографов сохранилось немного.
Подойдя к русской границе, калмыки стали просить о принятии их в русское подданство. Первые контакты относятся ко времени Василия Шуйского. В летописи читаем: ”Пожаловал государь послов к руке, и послы били ему челом”.
Так было оформлено вхождение калмыков в состав Русского государства. Официально являясь подданными России, калмыцкие тайши в своих землях оставались полновластными правителями. Получив от Далай-ламы титул хана, они вполне самостоятельно вели войну, поддерживали дипломатические отношения с востоком и западом. Россия мирилась с таким положением дел. Более того, в 1641г. даже признала Калмыцкое ханство. А за это Россия имела надежную защиту своих южных границ калмыцкой конницей, которая в прошлом была практически непобедимой. С 17 в. калмыки участвовали во всех войнах России. Под ружье ставилось от 3000 до 20000 калмыцких всадников на своих конях и в полном боевом снаряжении.
Вот, как отзывался о воинах калмыках прусский король Фридрих Второй: ”Русская армия сильна наличием в ней калмыков, татар и казаков. Именно их и стоит опасаться больше всего”. Пётр Первый, восхищенный победой калмыцкой конницы над шведами, заменил в русской армии победный боевой клич “виват” на “ура” от калмыцкого “уралан”, что значит “вперед”.
Особенно отличились калмыки в Отечественной войне 1812 г. В ней участвовало 3 калмыцких полка, численностью более трех с половиной тысяч человек. За участие только в одной Бородинской битве более 260 калмыков были удостоены высшими орденами России. В авангарде русской армии калмыцкие полки вошли в Париж, на своих косматых низкорослых лошадях и с верблюдами. Газеты писали, что подвиги калмыков восхищали весь просвещенный мир Европы. Известно, что из этого похода некоторые калмыки вернулись с французскими женами.
Почти четыре века калмыки в составе России. И за это время они пережили две большие трагедии. В 1771 г. под влиянием начавшихся вмешательств во внутренние дела калмыков хан Убуши и с ним 170 тыс. чел. откочевали обратно к границам Китая. Переход был невероятно трудным, и до Китая дошло только 70000 тыс. чел. В течение одного года погибло почти 100000 чел., “кои, – как писал калмыцкий историк, – пали жертвою меча или болезней и остались в пустынях Азии в пищу зверям или были уведены в плен и распроданы в рабство.” Кроме того, было утеряно огромное количество книг, которые Убуши взял с собой.
И вторая трагедия постигла калмыцкий народ в прошлом веке, в конце 1943 г. Это депортация поголовно всех калмыков в Сибирь, где их ссылка продолжалась 13 лет. Операция по переселению калмыков имела условное название “Улусы”. Самим Берия была подписана Инструкция по ее проведению. Людей под дулами автоматов, вооруженные солдаты заталкивали в машины, везли на железнодорожный вокзал, а там уже распределяли народ по “теплушкам”. И затем 13 лет унижения, голода, лишений, позора, до тех пор, пока 9 января 1957 г. не было решено “восстановить автономию калмыцкого народа”. Об этом помнили и помнят в каждой семье.
Но калмыки помнят историю не только последних десятилетий, они помнят историю своего народа, как историю семьи. А свое родство помнят до седьмого колена. Калмыки – это единственный в Европе народ монгольской расы, до сих пор сохранивший многое из традиционной культуры своих предков-кочевников.
Если читать то, что писали о калмыках в разные времена, мы поймем, что, прежде всего калмыцкие мужчины – это великолепные воины и прекрасные наездники. “Даже, пьяный донельзя калмык ни за что не свалится с лошади”, – пишет Николай Гоголь, – и любой из них может “соперничать с ветром, обгоняя пыль из-под копыт своего коня”.
А женщины... Тонкий ценитель женской красоты, Александр Сергеевич Пушкин отмечал, что “молодая калмычка собою очень недурна”. Путешественники в своих записках пишут о высокой нравственности, добродетели и приветливости калмыцких женщин.
И, наверное, именно им посвятил эти строчки Александр Дюма, побывавший в Калмыкии: “В глуши вы родились, мир озарив однажды улыбкой неземной и взором колдовским”.
И все, кто оставил нам свои записки о калмыцком народе, непременно отмечают, как высоко ценятся у них понятия чести и верности. Калмык предан друзьям до самопожертвования и дружбы никогда не предаст. А еще они любят праздники, веселье, танцы и песни. Чтут стариков, и хранят “преданья старины глубокой”. И хотя давно уже в степи не видно кибиток кочевников, традиции предков на этой земле не забыты.
11.
Первый бурятский учёный европейского образования Доржи Банзаров пишет о шаманизме и шаманах, так:
"...Начало шаманства теряется во мраке древности. Было время, когда шаманство владычествовало над всеми народами, обитавшими от Волги до Восточного океана, от северных пределов Тибета и берегов Сейхуна до полуночных стран. Но религии, возникшие в южных странах Азии, начали теснить его уже рано. Первою из них был буддизм... Происхождение шаманов, жрецов шаманской веры относится к глубокой древности... Шаман является жрецом, врачом, волхвом... Влияние шаманов на народ было чрезвычайно велико; никто не мог не верить шаману, чего бы он ни говорил: ибо шаману приписывали могущество делать добро и зло людям через сношение с богами и духами... Шаманы владеют силою производить бурю, дождь, гром и молнию; ...не только чёрный народ, но и ханы с вельможами имели неограниченное доверие к шаманам...".
Из суммы прочитанного о Чингисхане, можно заключить то, что в добавок к "Ясе" – своду законов, и "Билику" – своду изречений он оставил для своего народа того времени (коими были шаманисты, предки монголов, бурят и калмыков) – 9 основных заветов, которым должен следовать шаманист, где бы он ни был, постоянно в жизни, и при ведении войны:
1. Ценить мудрость и благородство.
2. Храбрость и решительность сочетать с осторожностью.
3. Вырабатывать в себе выдержку терпение и настойчивость.
4. Проявлять великодушие и чувство благодарности к тем, кто верно служит и предан.
5. Не иметь распутных наклонностей и следовать умеренности во всём.
6. Сдерживать своё сказанное слово.
7. Соблюдать строгую справедливость в жизни.
8. Хитростью уравновешивать коварство врагов.
9. Железная дисциплина и соблюдение законов.
Он часто твердил своим сыновьям: "достоинство каждого дела, заключается в том, чтобы оно было доведено до конца". Добродетели, которые он ценил и поощрял, были: верность, преданность и стойкость; пороки которые особенно преследовал у своих подчинённых: "измена, предательство, трусость". И люди, ценимые Чингисханом, ставили свою честь и достоинство выше своей безопасности и материального благополучия.
В целом шаманизм – "тэнгрианство" или "боо-мургэл" – является религией обожествления природы, ее стихийных явлений, а также одушевления всего вокруг живого и неживого мира.
Что касается возвеличивания Темучина (Чингисхана) и его "Ясы", хотя в официальной истории он изображён, как гений ужаса на самом деле, всё это далеко не так. К событиям того времени надо подходить меркой того времени. Разве так уж мягок был Иван Грозный, при завоевании Казанского ханства и города Казань? Или французский король Людовик XII был гуманным, когда взял приступом мятежный город Льеж?
Нет, конечно. Жестокости монголов XIII в., подверглись народы Средней Азии отчасти за своё вероломство по отношению к монгольскому посольству. В истории это известно как Отрарская катастрофа, когда посольство монголов с купцами пришло с миром и подарками, а их всех убивают (около 600 человек). Или события на реке Калке, когда послов Субэдэй-нойона русские князья попросту убивают, хотя они предлагали мир и выдачу половцев своих заклятых врагов. То есть эти и другие нюансы и подробности, в школьных учебниках по истории не пишут почему-то. А для монголов того времени убийство послов – это тягчайший грех и вероломство! Что должно наказываться как Божья кара! Не зря же говорят за рубежом: монголы научили мир уважать послов!
И Чингисхан за рубежом признан человеком тысячелетия по многим параметрам. Как гениальная личность, как полководец – равного ему не было ни до, ни после него. Установил международные отношения: при дворе его потомка Угэдэй хана русский князь Александр Невский, когда получал ярлык на княжение, там, в Каракоруме мог запросто встречаться с посланцами как европейских, так и азиатских стран того времени.
Монголы того времени принимали послов, даже от маленьких племён со всей присущей этому обычаю церемонией. Все эти факты, в целом, конечно не оправдывают тех разрушений городов и уничтожения населения завоёванных территорий монголами средневековья на начальном этапе, но должно заставить задуматься тех, кто пренебрегает, попирает чужие традиции и обычаи. Хотя города открывшие монголам (XIII в.) свои ворота не уничтожались, и храмы с монахами почти всегда сохранялись.
В 20-ой статье "Ясы" Чингисхана, в разделе изречений, говорится:
"Человек, пьющий вино и водку, когда опьяняется, не может ничего видеть и становится слеп. Когда его зовут, он не слышит и становится нем: когда с ним говорят, он не может отвечать. Когда становится пьян, то бывает подобен человеку, находящемуся в положении умершего: если хочет сесть прямо – не может; и будет словно человек, которому нанесли рану в голову, остаётся бесчувственным и ошеломлённым. В вине и водке нет пользы для ума и искусства, нет также добрых качеств и нравов; они располагают к дурным делам, убийствам и распрям; лишают человека вещей, которые он имеет, и искусств, которые знает, и становятся постыдны путь и дела его, так что он утрачивает определённый путь.
Государь, жадный к вину и водке, не может произвести великих дел, мыслей и великих учреждении. Бек, жадный к вину и водке, не может держать в порядке дела тысячи, сотни и десятка. Простой воин, который буден жаден в питье вина, этот человек, подвергается весьма большому столкновению, т.е. его постигнет великая беда. Человек простой, т.е. из черни, если будет жаден к питью вина, покончит лошадь, стадо и всё своё имущество и станет нищим. Слуга жадный к питью вина, будет проводить жизнь непрерывно в смущении и страдании. Эти вино и водка не смотрят на лицо и сердце опьяненных, опьяняет и хороших, и дурных и не говорит: дурен или хорош. Руку делает слабой, так что она отказывается брать и от ремесла своего: ногу делает не твёрдой, так что отказывается от движения; сердце и мозг делает слабыми ,так что они не могут размышлять здраво; все чувства и органы разумения делает непригодными. Если нет уже средства от питья, то должно в месяц напиваться три раза: если перейдёт за три – проступок (существовали различные виды наказаний, вплоть до смерти); если в месяц два раза напиваться, это лучше, а если один раз – ещё похвальнее, а если не пьёт, то что может быть лучше того? Но где найдут такого человека, который бы не напивался? Если найдут, то он достоин всякого почтения".
Статья 30-я священной "Ясы" Чингисхана гласила: "запрещает ложь, воровство, прелюбодеяние, предписывает любить ближнего как самого себя, уважать храмы, посвящённые богу и служителей его, освобождать их от всякого налога, а равно не причинять им обид, забывать их совершенно, щадить страны и города, покоряющиеся добровольно".
В дополнение к этому 31-я статья "Ясы" предписывает: "почитать старших и нищих не лжесвидетельствовать, не быть предателем, за нарушение смертная казнь".
В золотой книге мудрости "Алтан Тобчи" её автор Мэргэн-Гэгэн, говоря о нравственных позициях в семье и в жизни, высказывается, так:
"Не следует снижать цену золота и серебра, т.е. умалять значения родных и родичей по мужской линии и повышать цену железа и меди т.е. возвышать родственников по женской линии. Далее в действительности же – какого будет поведение людей, таков будет образ их жизни. Если в одно и тоже время в какой – либо семье отец и сыновья будут милостивы и единодушны, старшие и младшие братья будут жить в дружбе и согласии между собой, дяди по отцу будут достойны и чтимы внуками, зятья и их жены будут вести себя спокойны и обходительно, то в такой семье поднимется знамя – Дух (Сульдэ) и дела пойдут на лад.
Если же в той или иной семье отец и сыновья будут смешивать отцовское и сыновнее достоинство с низостью, старшие и младшие братья станут соперничать между собою, не считаясь со старшинством, зятья и жены их будут заниматься клеветой друг на друга, то в такой семье исчезнет благополучие и счастье, разорятся и обеднеют их потомки, разлучатся и рассеются кровные родственники, от таких семей отвернутся тэнгрии (небожители – боги), жизнь в таких семьях станет короткой, появятся болезни души и тела, а затем наступит смерть.
Следовательно, любой человек, который соблюдает законы и обряды, может заслужить покровительство Агчин-тэнгри, небесных богов. Суть пяти сущностей такова: благоволения, обычаи, мудрость и справедливость.
1. Воздержание от убийства живых существ есть проявление благоволения;
2. Не брать того, что не дадено есть проявление обычая;
3. Запрещение половой распущенности есть закон;
4. Воздержание от вина есть проявление мудрости;
5. А не говорить не правду есть проявление справедливости".
Каждый человек должен следовать, придерживаясь этих пяти сущностей. В этом памятнике классической монгольской эпохи традиционная мудрость почитателей Хухэ Мунхэ Тэнгэри – Вечно Синего Неба соединена с учением о пяти первоэлементах, которая лежит так же в основе буддийской теории мира, общества и человека.
В культурно-этическом отношении с X по XVI вв. все бурят-монгольские роды придерживались, как и все монголы, этих самых принципов и законов. Монгольский, в том числе и бурятский, и калмыцкий шаманизм, представлял собой высшую форму анимизма с его строгой классификацией богов по значениям и специальностям и самым высшим, главенствующим над всеми богами добрыми и злыми, было Вечно Синее Небо – Хухэ Мунхэ Тэнгэр – создатель всего бытия, по воле которого происходит все в остальных монголов могущественной силой вдохновения.
Каждый человек должен следовать, придерживаясь этих пяти сущностей. В этом памятнике классической монгольской эпохи традиционная мудрость почитателей Хухэ Мунхэ Тэнгэри – Вечно Синего Неба соединена с учением о пяти первоэлементах, которая лежит так же в основе буддийской теории мира, общества и человека.
"В культурно-этическом отношении с X по XVI вв. все бурят-монгольские роды придерживались как и все монголы, этих самых принципов и законов. И жили они, согласно обычаям и традициям, которые восходят к степным уложениям, а от них к "Ясе" Чингисхана. Что касается общего и взаимовлияния этих вероучений, друг на друга, то хотел бы еще добавить то, что почитающийся в христианской церкви Николай Угодник-Чудотворец, вошёл в шаманский пантеон духов (богов), дух – богом под именем "Михулай бурхан", став покровителем пашенного земледелия, большого урожая хлеба. Поэтому, шаманисты в старое время в 19-ом - начале 20 вв. совершали обход засеянного поля, совершали призывные молитвы – заклинания ему с обильными возлияньями молоком, зерном, чаем.
Общим для шаманистов и буддистов является почитаемый последователями обеих религий Белый Старец – Сагаан Убгэн (символизирующийся в шаманизме и буддизме как хозяин – "эжин", Старец – Владыка гор, местностей, покровительствующий благополучию в семье, плодородию). На этот счет существует предание о встрече Будды с Белым Старцем. Будда шёл по одной местности в окружении своих учеников, а навстречу им шёл Белый Старец в окружении птиц и зверей. И в беседе с Буддой Белый Старец проявил свои знания, мудрость и показал, что ему подвластны стихии природы: дождь, ветер, язык птиц и зверей. После беседы, Будда благословил его, и таким образом он впоследствии вошел в круг почитаемых бодхисаттв буддизма."
Поэтому в старину, шаманист, заходя в любой дацан, первое поклонение делал Белому Старцу, как бы получая благословение для дальнейших поклонений Будде и всем остальным бодхисаттвам.
"Государственно важно было для Чингисхана, чтобы его верноподданные ощущали бы свою подчиненность высшему существу, то есть, чтобы они были религиозными, не зависимо от исповедуемой им религий. И первая строка железной "Ясы" – свода законов Чингисхана гласила: "повелеваем всем веровать в Единого Бога, Творца неба и земли, единого подателя богатства и бедности, жизни и смерти по его воле, обладающего всемогуществом во всех делах".
Он говорил: «Что уважает и почитает всех четырёх , то есть Моисея, Христа, Магомета, Будду и пусть лучший из них в истине да будет мне помощником в моих делах»
В завоёванных землях наследники Чингисхана продолжали политику покровительства чужим религиям и издавали соответствующие указы об освобождении от всех податей церквей, говоря, что «всё это принадлежит Богу и сами они (монахи) Божьи люди. Да помолятся они за нас" Недаром позже потомки Чингисхана стали исповедовать разные религии:
Первые четыре кагана после Чингисхана всё ещё придерживались шаманизма, но пятый, Хубилай-каган принял по настоянию Пагба-ламы буддизм. Хан Батый сын Джучи, внук Чингисхана придерживался старой шаманской веры, но правивший после его смерти Белой (Золотой) Ордой, его младший брат Берке – хан был уже мусульманином, а сын Батыя Сартак стал христианином несторианского толка.
Веротерпимость и уважение к другим религиям были заложены для монгольских народов в священной ''Ясе'' Чингисхана и по видимому, это дошло до далеких потомков тех монголов 13-го в. в форме обычаев и традиций – терпимости и уважения к другим вероучениям через сотни лет.
Многие российские калмыки и буряты, будучи шаманистами почитают Библию– как священное писание, а Коран – как откровение Божье, уважают все Три Драгоценности Буддизма со святыми для буддистов книгами – томами Ганджур и Данжур.
12.
Распространение буддизма привело к вытеснению добуддийских религиозных верований и тюркского народа – тувинцев. В результате долгого сосуществования с шаманизмом тувинский буддизм перенял его традиции: культ оваа – духов-хозяев местности; культ ээренов – семейных охранителей. В буддийских церемониях наряду с ламами нередко принимали участие шаманы, а в хурээ (так в Туве называют дацаны) существовала особая категория духовных лиц – бурхан боо ("ламы-шаманы").
Шаманизм – языческая религия, некогда имевшая чрезвычайно широкое распространение, это прарелигия, мать мировых религий, из ее недр возникли буддизм, христианство, ислам и другие вероучения-религии.
В шаманизме также особо почитаются духи знаменитых предков, покровительствующие роду или семье. И человек рассматривается в целом как часть природы, а не как царь природы в западной философии. И главный его удел жить в гармонии с природой, с самим собой, с окружающими его людьми. В целом это означает, что надо понимать, чувствовать язык птиц и зверей, узнавать шорох листвы деревьев и шелест травы, с уважением относиться и к муравьям, и к звездам, по вою ветра и по закату солнца определять погоду, прогнозировать или предсказывать грядущие события и судьбы людей и т.д. Просто надо понять, что вокруг все живое, одушевлённое. Этому нас учат сказки, легенды и родословные предания, повествующие о происхождении прародителей от тех или иных животных и растений и носителем этих преданий, традиций и обычаев был в улусе шаман.
Небо, звезды, боги – это явления одного порядка и они активно влияли на жизнь монголов. Сама концепция верховной власти у народов Внутренней Азии вытекала из культа Неба, и на самом деле путь Чингисхана был непосредственно связан с его мировоззрением, с центрально-азиатской религией и философией. Аналогичные почитания сил природы было у могущественной коалиции хуннских племён (III в. до н.э.), которые являются нашими далёкими предками и это описывают китайские летописи: "Еще до нашей эры предки бурят – хунну ежегодно весной приносили жёртву своим предкам, небу, земле, духам-владыкам местности... Ежедневно правители державы Хунну Модэ и др. совершали поклонения: утром восходящему солнцу, вечером серебристой луне. Предприятия начинались по предрасположению звезд и луны.
Во времена (III век до н.э), когда Шаньюй державы Хунну Модэ по отношению к императору китайской империи Ханьской династии назывался "старшим" братом и имел титул: "рожденный Небом и Землей, поставленный Солнцем и Луной", все скотоводы-кочевники Центральной Азии придерживались шаманской веры и одним из объектов поклонения был Космос. Еще в то время они знали о буддизме и интересовались им, оставаясь шаманистами. В этом отношении бурят-монгольский шаманизм приближается к библейскому, христианскому теизму. Страна бурят – монголов считалась с давних времен классической страной шаманизма и бурят-монгольские шаманы славились среди других шаманов особой силой вдохновения при исполнении гимнов.
В прошлом ольхонские и все бурят-монгольские шаманы подразделялись на 9 степеней посвящения в зависимости от достигнутого ими уровня знаний и способностей, которые обретал шаман в процессе практики, транса-медитации, сновидений:
1. Ябаган боо (бродячий, пеший шаман) – это статус начинающего познавать шаманскую науку, он был обычно помощником более известного шамана, мог призывать незначительных духов, его ещё называли "Хуурай боо" – сухой шаман. Мог только капать им молоком, чаем, ублажая их, чтобы они не препятствовали в чём либо.
2. Дуhалгын боо – имеющий право капать и совершать возлияния Духу огня, местным Духам, Духам предков с незначительными просьбами, его при посвящении обливали водой из трёх ключей, потому его ещё называли "Нойтолhон боо" – обмочённый шаман. Капал ещё вдобавок к молоку и чаю ещё тарасуном, топлёным маслом этим Духам.
3. Хаялгын боо – имеющий право совершать – брызгать возлияния вверх: более высоким Духам, мог призывать не только Духов – родовых шаманов, но и отдельных Хаатов, Эжинов. При его посвящении делали обряд жертвоприношения "Зухэли" козлом определённой масти Манжилай заяну, обитающему между небом и землёй. Отчего такого шамана ещё называли в народе "Манжилайтhан боо", он имел право делать кровавые жертвоприношения белым бараном этим Духам. Имел свой пай на любом тайлагане.
4. Ёдоотой боо – получивший ёдоо, имел право делать также жертвоприношения белым бараном, светлым хаатам, всем заянам и эжинам, которых он знал. И так как он прошёл уже четыре посвящения, его называли ещё "Ёhотой боо" – законный шаман. Принявший присягу у священного места, обливали водой 9-ти ключей при посвящении.
5. Хэсэтэ боо – получивший бубен, способный уходить в транс, улетать и посещать те миры на мифическом олене-бубне, чтобы спасти украденную злым Духом душу больного. Делает жертвоприношения бараном, козлом любой масти всем хаатам, заянам, эжинам. Он мог призывать на помощь отдельных Тэнгэри – небожителей Богов, свою небесную жену, его душа могла проникать лишь до 3 небесных уровней-сфер. Он ещё лизал раскалённую сталь, потому его ешё называли "таримтай боо".
6. Хорьботой боо – получивший шаманский посох с конскими копытами, имеющий свой стол на суглане полубогов, отчего его ещё именуют "шэрээтэй боо"; имеет право делать жертвоприношения конём, быком и т.д., держит ёдоо не в пальцах руки, а в специальной берёзовой палочке, имеющей зажим для ёдоо, умел уходить в транс, впускать в себя духа "онго" используя для этого свой посох-хорьби с холбого-хойлго.
7. Майхабшитай боо – получивший железную корону с оленьими рогами, шкуры пяти зверей "табан хушуута ан", шаманский плащ с железной накидкой, отчего его ещё называли "оргойто боо"; делает все необходимые обряды и имеет право брызгать из жёртвенной чаши пером от орла, а также имеет право посвящать в шаманы начинающих шаманов.
8. Дуурэн боо – "имеющий всё", то есть несколько бубнов, шаманских тростей-посохов, всю необходимую атрибутику, используемую во всех ритуальных обрядах, знающий глубоко всю шаманскую мифологию и "науку", то есть все сложные обряды и практику шаманской медитации в тайге, в горах, делает все молебствия, может вызвать дождь, ветер и т.д.
9. Заарин боо – высший сан посвящения, статус шамана, познавшего истину в шаманизме, он мог быть вестником Тэнгэри или его ещё называли "тэнгэри дуудашан", что означало "призывающий Небожителей-Богов", способен был левитировать – подниматься, парить в воздухе (в состоянии "онго") выше верхушек деревьев, проявляя тем самым свою Чистоту – необременённость земными прегрешениями.
Все эти степени в целом условны и это бытовало в отдалённые времена, но предания о тех или иных подвигах и чудесах, которые показывали они в состоянии транса-экстаза до сих пор ещё живы среди бурятского населения Иркутской области и других местностей.
По устным преданиям выдающиеся шаманы демонстрировали в состоянии "онго" различные чудеса: Отрубали свою голову острой саблей на виду у всех, двумя своими руками ставили голову на пень, продолжая исполнять ритуал – обряд, потом ставил голову на место и всё, даже следов не оставалось.
Зимой по байкальскому льду катались на лодке, а летом на санях без лошадей катались по воде, говоря, что им помогают духи;
Используя свои дарования, они могли пить водку не, заходя в купеческую лавку, приставив снаружи от лавки свой бычий рог, куда набиралась водка. Распарывали свой живот кинжалом, доставали свои кишки и затем их обратно на место, не оставляя на животе следов от ран.
Предсказывали будущие события и явления, независимо от их временной удалённости (например, ольхонские: шулутский Барнашха, курминский Аргал и др.). Они всегда в меру своих сил и возможностей помогали своим сородичам, спасая их от многих болезней и бед. Помогали скотом и имуществом бедным соплеменникам. Покровительствовали сиротам и престарелым. Защищали свои родные кочевья от врагов всеми возможными способами вместе с храбрыми багатурами, если это надо было. Шаманскую присягу-клятву, данную при посвящении, где указывалось о помощи бедным, сиротам и старикам, и быть защитником слабых – грех было нарушать!
В эпоху правления Чингисханом народами Востока и Запада для всех монголов и десятков других народов шаманизм – тэнгрианство был почти государственной религией. И этому есть подтверждения, например все пайцзы-дощечки грамоты, того времени (XII-XIII вв.) начинались со слов: "Силою Вечно Синего Неба, повелеваю...". Безусловно, есть в шаманизме как и во всех других вероучениях свои недостатки и минусы, особенно поведение некоторых современных "городских" неошаманов и я считаю, что по ним не следует делать выводы обо всех шаманах и шаманизме в целом.
По устным преданиям выдающиеся шаманы демонстрировали в состоянии "онго" различные чудеса: Отрубали свою голову острой саблей на виду у всех, двумя своими руками ставили голову на пень, продолжая исполнять ритуал – обряд, потом ставил голову на место и всё, даже следов не оставалось.
Зимой по байкальскому льду катались на лодке, а летом на санях без лошадей катались по воде, говоря, что им помогают духи;
Используя свои дарования, они могли пить водку не, заходя в купеческую лавку, приставив снаружи от лавки свой бычий рог, куда набиралась водка. Распарывали свой живот кинжалом, доставали свои кишки и затем их обратно на место, не оставляя на животе следов от ран.
Предсказывали будущие события и явления, независимо от их временной удалённости (например, ольхонские: шулутский Барнашха, курминский Аргал и др.). Они всегда в меру своих сил и возможностей помогали своим сородичам, спасая их от многих болезней и бед. Помогали скотом и имуществом бедным соплеменникам. Покровительствовали сиротам и престарелым. Защищали свои родные кочевья от врагов всеми возможными способами вместе с храбрыми багатурами, если это надо было. Шаманскую присягу-клятву, данную при посвящении, где указывалось о помощи бедным, сиротам и старикам, и быть защитником слабых – грех было нарушать!
В эпоху правления Чингисханом народами Востока и Запада для всех монголов и десятков других народов шаманизм – тэнгрианство был почти государственной религией. И этому есть подтверждения, например все пайцзы-дощечки грамоты, того времени (XII-XIII вв.) начинались со слов: "Силою Вечно Синего Неба, повелеваю...". Безусловно, есть в шаманизме, как и во всех других вероучениях свои недостатки и минусы, особенно поведение некоторых современных "городских" неошаманов, но по ним не следует делать выводы обо всех шаманах и шаманизме в целом.
В шаманизме в отличие от мировых религий – пришедших из вне, существует очень большая привязанность к родным местам, "тоонто" – малой родине, знание своей родословной обязательно для шаманиста, ибо в заклинаниях упоминаются духи тех или иных гор, долин, рек, а также духи далёких предков, чтоб "они" помогли в ответ на заклинания – гимны с восхвалениями их подвигов на Небе и на Земле и просьбы о помощи.
В шаманских легендах говорится о том, что дух того или иного знаменитого шамана или богатыря "вошёл" в эту гору и стал "эжином" – владыкой этой горы, став заодно "заяном" покровителем данной местности или какого-либо рода или племени. Не зря же в старинном предании о Барга-Баторе, который был отцом Олюдая, Бурядая и Хоридая, говорится о том, что он пожелал быть захороненным именно на острове Ольхон. Значит, он там, возможно и родился, хотя буддисты дают ему тибетское происхождение. Он является прародителем Ойрат – калмык – монголов, всех бурят и хоринцев. В преданиях говорится, что он кочевал и жил по реке Тобол, на Алтае и в Монголии. Ведь существует непреложный закон природы по которым рыбы возвращаются – став большими – именно в ту речку, где они были икринкой. Птицы: ласточки, журавли, лебеди летят, возвращаются преодолевая тысячи километров в те места, в те гнёзда, где они были птенцами, так и человек, если не стал "манкуртом" (человеком без памяти) должен возвращаться и поднимать родовое кочевье, родной опустевший улус, деревню, где незримо связан сотнями поколений предков. И "малая родина" там, где тебя помнят босоногим ребёнком, где ты познал мир, сделал первые шаги, сказал первые слова "Баабай, ибии" – папа, мама. На эту тему у бурят существуют народные пословицы:
"Турэhэн дайда – турэл эхэ, харин дайда – хойто эхэ, что означает: "Родная сторона – как родная мама, чужая сторона – что чужая мачеха".
"Хандагайн сэмгэн тогоондо багтадаггуй харин хун – харида багтадаггуй," что означает в переводе: "Как берцовая кость сохатого не умещается в котле, так и чужедальний человек на чужбине не уживается".
Как здесь не вспомнить слова великого славянского просветителя белорусского ученого Франциска Скорины: «Птицы летят на юг, но возвращаются домой, в родные гнездовья»… Есть подобная пословица и у иного древнего народа с иных пределов Земли… Евреи говорят: «пойдешь – не вернешься» тем, кто навсегда оставляет пределы своей малой родины.
13.
Однажды мой сон превратился в наваждение и потребовал изучение колоссального материала, чтобы внезапно понять, что мать моего главного героя Баатара Джаргаева была внучкой украинского козацкого полковника из Запорожского войска атамана Сирка, который подобно вольным степным калмыкам охранял беспокойные окраины шаткого Московского царства. А вот самому Баатару Джаргаеву, дошедшему в 1813 г. в составе Третьего калмыцкого полка до Парижа жизнь представила случай взять в жены француженку-парижанку, возвратится с ней в приволжскую «зарайскую» степь, пережить там чуму и безуспешные попытки царских сановников превратить вольных степных кочевников в подневольный оседлый люд, и оттого возвратиться в Париж, чтобы стать там фонарщиком и едва не быть причисленным, прожив долгую и трудную жизнь самим предстоятелем мирового католицизма Папой Римским Иоанном Павлом Вторым к лику святых… К счастью или нет, именно этого не произошло, но Великий предстоятель нарек Баатара Джаргаева последним фонарщиком.
"…С врагами ожесточенно рубились.//Рубились не ради славы, ради жизни рубились…" Из калмыцкой народной песни "Маштык боро"
Калмыки, перекочевавшие на Волгу из Западной Монголии в XVII в. и добровольно вошедшие в состав России, активно участвовали в защите интересов Российского государства и принимали участие во всех войнах, которые вела Россия в XVIII-XX ст. Сразу же после своего прихода на территорию России калмыки стали на ее южных рубежах надежным щитом от набегов неприятелей. С середины XVII в., напротяжение почти 200 лет, пока границы России не продвинулись до Закавказья, калмыки несли трудную и суровую службу по охране южных и юго-восточных рубежей Российского государства.
Участник Кавказской войны 1817-1864 гг., генерал-майор русской армии Потто так описывал калмыцких воинов:
«...Сильны, малорослы, чрезвычайно быстры в движении, увертливы, необычайно дальнозорки, притом способны несколько дней не слезать с седла, переносить жажду и голод, … умеют одинаково драться на коне и пешим, рубить саблей, резать ножом, стрелять из лука и ружья...».
Южные рубежи Российского государства в первой половине XVII в. были неспокойны. Крымские татары опустошали целые районы и уводили людей для продажи в рабство. Известный историк В. Татищев называет цифру уведенных россиян в начале XVII в. – 100 тыс. человек; другой русский ученый С. Соловьев – даже 200 тыс. Только в мае-июне 1622 г. татары разорили Епифанский, Донковский, Одоевский, Белевский, Дедиловский уезды.
В 1657 г. между калмыками и Россией был заключен договор о военном союзе. С того времени по первому призыву о защите российских рубежей калмыки выставляли конные отряды и целые армии для ведения боевых действий. Русский ученый Г. Н. Прозрителев в начале XX в. писал:
«...С самого начала своей жизни в России калмыки явились фактически пограничным войском. Русское правительство, учитывая все выгоды такого положения калмыков, весьма искусно пользовалось их военными услугами...».
В том же 1657 г. в ответ на набеги крымских татар на русские уезды сын одного из калмыцких правителей Дайчина-тайши-Мончак совершает удачный поход под город Азов против крымчаков. В продолжавшейся в это время русско-польской войне 1654-1667 гг. крымский хан выступал союзником Речи Посполитой. Только в 1660 г. он послал на помощь полякам около 60 тыс. своих воинов. Занятость почти всей армии Российского государства в борьбе с польско-литовскими войсками открывала весь юг России для грабительских набегов крымских татар. К тому же турецкий султан послал на помощь крымскому хану 33 корабля с десятитысячной армией и артиллерией.
По просьбе российского правительства в декабре 1660 г. калмыцкие тайши (один из титулов калмыцкой феодальной знати) послали десятитысячное войско, которое, разбив отдельные татарские отряды, общей численностью в семь тысяч человек, разорили окрестности Азова, Темрюка и Табана. При этом, после окончания похода большая часть калмыцкого войска ушла в свои кочевья, а 400 воинов остались для несения дозорной службы и ведения разведывательных поисков против крымских татар. В ноябре-декабре 1661 г. калмыцкое войско совместно с отрядами донских и запорожских казаков совершило поход в Крым. Калмыцкий правитель Мончак-тайша посылал отряды летом, осенью и зимой 1663 г. против крымского султана и на Украину против поляков.
Степные калмыки всегда были добрыми козацкими сотоварищами... Так, например, когда положение дел еще более усложнялось оттого, что в это самое время гетман Брюховецкий, видя наступательное движение поляков на Украйну и не надеясь на свои силы, послал в Сичу к Сирку с требованием, чтобы он шел, сообща с калмыками, под город Чигирин правою стороною Днепра.
Истории замечают, что далекий от политики козацкий предводитель Сирко никогда не стремился принимать участие в братоубийственной бойне лево- и правобережного козачества и вместо этого вместе с калмыцкими побратимами брался за защиту славянских степных пределов.
Когда Сирко с Косаговым и с калмыцким мурзой Эркет-Атуркаем, имевшим под рукой 100 человек калмыков, пошел под Перекоп, чтобы помешать хану в его походе и добыть языков. Союзники добрались в Куты, на стороне Перекопа, над Черным морем, разграбили там немало татарских селений, захватили несколько человек татар, отбили 100 человек русских и черкасских пленников.
Тогда против запорожцев, калмыков и русских ратных людей вышел перекопский хан Карач-бей и напал на них. Союзники отступили от него на пространстве двух миль к речке Каланчаку. Тут кошевой Сирко и стряпчий Косагов устроили против татар из коней кош и открыли с неприятелями бой. Несмотря на то, что татар было 1 000 человек и ими предводительствовал знаменитый Карач-бей, несмотря на то, что у Сирка и Косагова было всего 90 человек запорожцев, 60 человек калмыков да 30 человек донцев, победа все-таки осталась за козаками. Убиты были Карач-бей, его брат, племянник, писарь, казнодар и все татары, кроме одного-единственного турчина Махмета. Калмыки не позволяли брать живыми татар и всех их старались колоть.
Оставшийся в живых турчин сообщал Сирку, что польский король постоянно шлет крымскому хану посланцев и просит хана прислать ему орду на помощь; хан же отвечает ему, что за козаками, калмыками да ратными московскими людьми выйти ему из Крыма невозможно, в действительности же хан был испуган успехом запорожских козаков под Перекопом и смертью Карач-бея. Вышедший из татарского плена в Запорожье князь Василий Борисович Шереметьев с рейтаром Иваном Калугиным подтвердил, что действительно хан так перепуган запорожцами, что даже отправил посланца своего к польскому королю с отказом ему в своей помощи. То же сообщали и другие беглецы и пойманные татары.
…Уже вскоре после отхода Сирка из Сичи, а именно февраля 20 дня, Косагову и наказному атаману Пилипчате через некоторых выходцев из Брацлавского полка и полонянников Миргородского полка стало известно, что хан, устрашенный запорожцами и калмыками, решил в течение всей зимы не двигаться никуда из Крыма и что вся орда, вышедши из Крыма, стоит на этой стороне Перекопа и охраняет его от запорожцев и калмыков, а гетман Тетеря ушел с женой и детьми из Чигирина в Польшу: жители же козачьих городов Тетерина уряда побили жидов, а торговицкий полковник Степан Сулимка, по совету Сирка, взял пушки Тетери из Лысянки и пошел на ляхов. Воевода же Григорий Косагов все еще пока сидел в Запорожье и жаловался на отсутствие ратников, разбежавшихся от него по домам, и на невозможность через то чинить промыслы над изменниками.
Между тем, Григорий Косагов, вернувшись из Белгорода, пришел в Канев, где стоял Брюховецкий, и нашел там кошевого Сирка; при Сирке были, кроме запорожцев, и калмыки. Июня 20 числа гетман Брюховецкий отправил из Канева Сирка и Косагова с козаками, ратными московскими людьми и калмыками в Корсунь для промысла над крымскими и ногайскими татарами и поляками. Идя степью, Сирко и Косагов неожиданно наткнулись, под местечком Городищем, в 25 верстах от Корсуня, на татар, шедших из Крыма, по найму, в помощь воеводе Чарнецкому. Счастьем и промыслом Сирка, как писал в Москву Косагов, эти татары были частью побиты, частью забраны в плен, а частью прогнаны назад в Крым; один татарин, в качестве языка, отправлен был к гетману, а от гетмана – в Москву.
Вольные степные калмыки никогда не прогибались под царедворцев! Вот тому ярчайший пример…
«С июня же месяца такое положение дел стало изменяться к лучшему: в это время запорожцы и калмыки (последние в числе 10000 человек) выищи из Сичи и ударились под Перекоп и побили там около 10000 татар, после чего собирались идти в помощь гетману; в то же время пришел, царский приказ князю Репнину-Оболенскому отпустить, из Белгорода в полк двум тысячам пятистам человекам Григория Косагова и отвезти в липах в Запорожье для запаса хлебных продовольствий по чети на человека.
В начале августа в Сичи оказался уже и сам Сирко; при нем было несколько тысяч человек калмыков. Гетман Брюховецкий, стоявший в это время в Гадяче, отправил в Запорожье посланца за калмыками, приглашая их идти к Гадячу. Калмыки сперва послушались было гетмана, но потом, оставшись недовольными на него, вернулись в Сичь и оттуда вместе с Сирком и запорожцами, ходили на татар. "А то задля того гнЪвъ узяли, же (что) гетманъ Бруховецкий самъ зъ ними не пойшолъ на войну".
Вся военная кампания проходила так
В июле того же года калмыцкие воины совместно с московскими стрельцами под командованием воеводы Косагова и казаками атамана Ивана Сирка действовали против отрядов гетмана правобережной Украины П. Дорошенко, перешедшего на сторону поляков и крымских татар. Другой калмыцкий отряд в это время действовал в районе Перекопа, на Таманском полуострове и на Кубани. Во время рейда было разгромлено несколько крымско-татарских отрядов, захвачено знамя и взят в плен один из татарских вельмож – Сафар-Казы-Ага. В декабре 1663 г. калмыки совместно с отрядами Сирка и Косагова совершили набег на Крым и разгромили Перекопскую орду. Историк Н. Костомаров писал:
«Последствием этой победы было то, что хан Крымский долго после этого не решался выступить с ордою в Украину на помощь королю, а счел нужным оберегать с севера пределы крымских юрт от вторжения запорожцев и калмыков».
В знак признания заслуг калмыков в защите южных и юго-восточных границ Российского государства правительство России в сентябре 1664 г. преподнесло калмыкам изготовленное по специальному заказу боевое знамя. Весной следующего года по просьбе российского правительства семнадцатитысячное войско калмыков выступило на левобережную Украину, на помощь русской армии. По прибытии в мае 1665 г. калмыцкого войска на Украину, часть его в семь тысяч бойцов была послана к Белой Церкви, где находились значительные силы польской армии. Об этом походе гетман левобережной Украины И.Брюховецкий писал царю Алексею Михайловичу, что калмыки поляков «...так знатно поразили, что едва с табором к Белой Церкви... утекли», а калмыки, взяв богатые трофеи, «щастливо назад возвратились». Другой же отряд калмыков в это время вместе «... с запорожцами были под Перекопом, и крымских людей побили, и полон (русских и украинских пленников) много отбили».
В июле – августе 1666 г. на просьбу гетмана И.Брюховецкого калмыцкий правитель Мончак «...послал от себя воинских людей 5000 человек». Чигиринский полковник Г.Карпов в 1677 г. писал: «Калмыков татаровя и турки боятца... А естли де калмыцкий приход в Крым будет, то тотчас татаровя, покиня турков, побегут в Крым... И естли... укажет калмыков послать на Украину, и татаровя де бой их знают, и увидя их битца с ними не станут, побегут...».
Даже враги признавали боевые достоинства калмыков. Крымский хан не раз в своих письмах к турецкому султану, польскому королю и гетманам правобережной Украины признавался, что он не может послать войска за пределы своих владений, так как «...опасен приходу калмыков... в Крым».
В 1667 г. между Речью Посполитой и Российским государством было заключено Андруссовское перемирие. Речь Посполитая возвратила России смоленские и черниговские земли и признала власть России над левобережной Украиной. Воспользовавшись тем, что силы Речи Посполитой и России были истощены долгой войной, турецкий султан решает принять участие в борьбе за обладание Украиной.
В 1672 г. объединенные силы Турции и Крыма начали войну и нанесли серьезное поражение Польше (турецкие отряды доходили до рек Вислы и Сана, Карпатских гор и захватили всю Подолию). После того как гетман правобережной Украины П. Дорошенко перешел в подданство Турции, последняя заявила свои претензии на всю территорию Украины. Для боевых действий против России была собрана 300-тыс. армия. Турецкое командование хотело вести наступление по трем направлениям: во-первых, через Молдавию и Валахию на правобережную Украину; во-вторых, через Крым на левобережную Украину и центральные районы России; в-третьих, через устье Дона и г. Азов, при поддержке кубанских татар, на южную Россию и Поволжье.
С целью предупредить наступление турецко-татарских войск, по просьбе российского руководства, правитель Калмыцкого ханства Аюка-хан собрал войско в 15 тыс. человек. Часть войска (2 тыс. воинов) в сентябре 1672 г. была послана под Азов, другой отряд в 3 тыс. всадников выступил на Дон, чтобы «совместно с донскими казаками и запорожскими... над турецкими войски и над Крымом и над крымскими юртами всякий промысел и поиск чинить». Во главе калмыцких отрядов стояли тайша Унитай и легендарный полководец Мазан-Батыр. В 1673-1674 гг. калмыцкие воины совместно с российской армией сражались на Украине с отрядами гетмана Дорошенко и татаро-турецкими силами. Борьба была очень упорной и проходила с переменным успехом. Кроме того, летом 1673 г. Аюка-хан послал большой отряд калмыков «...в Крым войною и те... его калмыки... Крым и улусы воевали...».
В феврале 1675 г. на имя гетмана Самойловича был направлен план о мерах по обороне против неприятеля. План предусматривал проведение ряда серьезных мероприятий как наступательного, так и оборонительного характера на случай нового нападения врага. Важное место в этих планах отводилось и калмыкам. В плане было сказано, «чтобы указал... калмыкам быть для страха неприятелям и татарским разгонам... Калмыки зело в полках надобны неприятелям страха ради, и за Днепром от городов воинский промысел чинить с ними способно». В сентябре того же года объединенные силы, включавшие в себя отряды запорожцев под предводительством И. Сирка, донских казаков под командованием Ф. Минаева, отряд князя К. М. Черкасского, русские стрелецкие отряды стольника И. Леонтьева и головы московских стрельцов И. Лукошкина и калмыцкий отряд Мазан-Батыра, выступили в поход. Они ходили «...для промысла в Крым через Гнилое море за Перекоп». Крымские войска, посланные навстречу им, были разбиты, и союзный отряд прошел почти через весь полуостров,занял 37 татарских сел и захватил богатые трофеи. В посланной по поводу этого похода грамоте царь Алексей Михайлович благодарил калмыков и казаков за верную службу и отмечал их высокие боевые качества. Участники похода были награждены деньгами, сукном, порохом и свинцом. В 1678 г. русские, калмыцкие и кабардинские войска, стоявшие на Дону, получили указ идти к Киеву на помощь запорожскому войску. В результате совместных действий турецко-татарское продвижение в районе Киева и Чугуева было остановлено.
В 1677 г. Турция официально объявила войну России. В начале августа стотысячная турецкая армия под командованием Ибрагим-паши подошла к городу Чигирину и осадила его. Там же к ним присоединилась 40-тыс. крымско-татарская армия. После трехнедельной осады турецко-татарские войска были разгромлены объединенной русско-украинской армией. Однако Российское правительство прекрасно понимало, что борьба с таким сильным противником, как Оттоманская империя, будет тяжелой и долгой. Были предприняты меры для пополнения армии, увеличения количества артиллерии и т. д. К калмыкам была послана просьба о военной помощи. И калмыки представили свои стремительные, неудержимые в дерзких атаках конные отряды. В конце 1677 г. хан Аюка направил тысячный калмыцкий отряд под Чигирин, а в следующем году – три тысячи воинов на помощь русским войскам, действовавшим на Кавказе и Кубани.
Летом 1678 г. 110-тысячная турецкая армия под командованием визиря Кара-Мустафы вновь осадила Чигирин. Крымский хан прислал еще 30 тыс. бойцов. На помощь осажденному городу подошла русско-украинская армия. Ожесточенные сражения происходили 12 июля, 1-3 и 12 августа. Калмыцкие воины принимали в этих битвах самое активное участие. Так, 3 августа калмыки занимали левый фланг штурмующих Чигиринские высоты войск. В донесении к царю Федору Алексеевичу воеводы писали: «...и у тех гор у всех твоих ратных людей и у калмык с неприятельскими людьми были бои большие. И твои ратные люди и калмыки с Чигиринских гор турских и крымских и иных земель войска сбили, и окопы и городки взяли, и, вшед на те горы... многих неприятелей побили, и обозы и наметы и пушки и знамена и значки и языки многие поймали, а достальных неприятельских людей прогнали за реку Тясьмин...». Разгром турецких войск на Чигиринских высотах был началом конца затеи с захватом Чигирина, а затем Киева и подчинения власти Турции всей Украины.

(продолжение следует)


Рецензии