Загадка Джоконды

Богородице Дево, радуйся, Благодатная
Марие, Господь с Тобою! Благословена
Ты в женах и благословен плод чрева
Твоего, яко Спаса родила еси душ наших

Песнь Пресвятой Богородице

Кто не знает картину Леонардо да Винчи “Мона Лиза”, известную также как “Джоконда”. Вот уже пятьсот лет загадка Джоконды будоражит умы искусствоведов, историков, ученых и просто любителей искусства. Оказывается, ее таинственная улыбка свидетельствует о том, что она счастлива на 83%, именно такой вывод сделали недавно ученые из университета Амстердама, т.е. перед нами практически счастливый человек. Но почему эта женщина чувствует себя счастливой, и почему Леонардо не расставался с портретом до самой смерти, об этом ученые умалчивают. Если бы Леонардо был жив, мы, возможно, и узнали тайну картины, но сегодня мы можем делать только свои предположения и строить догадки на тех фактах, которые оставила нам история, а факты такие.

Исследователю из Италии Джузеппе Паланти после 25-летнего изучения архивных документов удалось точно установить личность женщины, послужившей моделью великому художнику. Загадочную персону звали Лиза Герардини. Она была третьей женой зажиточного торговца шелком Франческо дель Джокондо и матерью пятерых детей. Моне Лизе дель Джокондо было 24 года, когда 51-летний Леонардо начал создавать ее портрет. Портрет написан в 1502-м или 1503-м. Судя по церковным записям, Лиза родила второго ребенка в декабре 1502-го.

Профессор Мартин Кемп, крупнейший специалист по трудам да Винчи, уверен, что между портретом Моны Лизы и одним из анатомических рисунков художника есть прямая связь. Этот набросок, как будто изображение Джоконды "изнутри". Именно Леонардо был первым, кто нарисовал плод внутри матери, и, в противовес взглядам своего времени, считал, что в зачатии ребенка задействованы и мужские, и женские клетки. Потому Джоконду он нарисовал беременной, превратив простой портрет в символ материнства и плодородия. На состояние моны Лизы, полагают эксперты, указывают и ее отекшие пальцы, и положение рук.

Этой версии придерживается и автор этой статьи. Дополню информацию своим наблюдением, сделанным в одном из специализированных родильных домов Москвы, где мне пришлось в свое время присутствовать при апробации стимулятора родовой деятельности. У будущей мамы, приблизительно такого же возраста, как и Лиза Герардини в момент начала работы великого мастера над ее портретом, шел уже десятый месяц беременности. По всем срокам ей давно уже надо было рожать, но никаких позывов на схватки у нее не было и все врачи, включая доцентов и профессоров “крутились” вокруг нее с утра и до вечера. Несмотря на все волнения врачей, роженица была абсолютно спокойна. Движения ее были неторопливы, плавны и мне казалось, если бы рядом взорвалась ядерная бомба, то и тогда она оставалась совершенно спокойной. Но самым поразительным было ее лицо, оно практически в точности совпадало, с моей точки зрения, с лицом Джоконды. Когда я, ее увидел, она сидела на стуле, со сложенными на коленях руками, распущенными прямыми волосами, мягко спадающими с ее плеч и пробором посредине головы, с совершенно спокойным умиротворенным взглядом небольших карих глаз, устремленных куда-то вглубь себя, то я еще долго не мог придти в себя от чувства, что раскрыл загадку “Моны Лизы”. Джоконда тоже была беременной, это первая мысль которая пришла мне в голову. Вот такая история, которая произошла со мною в конце 70-х годов уже прошлого века и только теперь я готов поделиться с нею в связи с написанием этой статьи.

Еще одно подтверждение нашей гипотезы получено от канадско-французских ученых. Последние исследования картины с использованием канадской технологии лазерного сканирования трехмерного изображения показали, что Джоконда облачена в едва заметное прозрачное покрывало. Эту деталь картины ранее не удавалось различить, поскольку фон казался слишком темным. В Италии ХVI века такие покрывала могли носить беременные или только что родившие женщины. По мнению ученых, портрет был приурочен к рождению второго сына Моны Лизы и, таким образом, можно более точно установить дату создания шедевра – около 1503 года.

Давайте вспомним, что во времена Леонардо все знаменитые художники обращались к библейским сюжетам, включая и да Винчи. Изображение Богоматери с младенцем, как отражение высшей духовной ценности, а именно, божественной любви, считалось обязательным для любого художника того времени. Как правило, Богоматерь изображалась на иконах и фресках, но иногда мастера изображали ее на светских картинах в виде Мадонны с младенцем, как, например, у Рафаэля или у того же Леонардо.

Если внимательно присмотреться к этим картинам и иконам, то можно отметить, что их. объединяет одна общая идея. Все они являются символами Любви, проявляющими себя через любовь матери к своему ребенку. До Леонардо такого рода “Мадонну с младенцем” (еще не родившимся, но уже живым) никто не изображал и в этом гениальность великого мастера. В отличие от других картин такого рода, одежда моны Лизы очень простая и скромная, что наводит на мысль, при написании этой картины художник думал, по мнению автора, о внутреннем состоянии Марии, перед рождением Иисуса, притом, что Она прекрасно знала, Кого Она родит. Для да Винчи картина “Джоконда” стала “иконой”, т.е. прообразом Богоматери и когда он это понял, то естественное его желание было, оставить ее себе, что он и сделал. Попутно заметим, что картины-символы не такая уж редкость в творениях и относительно современных художников. Так, например картина Малевича “Черный квадрат”, по мнению автора, символизирует Зло, хотя для многих она и является до сих пор тоже “загадкой”, как, в прочем, и “Мона Лиза”. А что молодые здоровые мамы во время вынашивания своего желанного ребеночка чувствуют себя, как правило, счастливыми, это давно уже не секрет. И Джоконда еле заметной своей улыбкой отвечает не художнику и не нам грешным и непонятливым, а тому живому человечку, который скоро появится на свет Божий, выражая тем самым ему свою материнскую любовь.

Такое понятие, как Любовь, относится к нравственным высшим ценностям. Во все времена и у всех народов, во всех мировых религиях это нравственное понятие стоит на одном из первых мест. Нравственные категории (ценности) относятся к духовному здоровью, в отличие от физического и психического здоровья и считаются вечными в отличие от материальных (временных) ценностей. Вот почему в доме или на работе надо иметь, вместо портретов вождей, икону Богоматери, как символ Любви и Спасителя, как идеал нравственности, для тех, кто считает себя православным человеком или картину Мадонны с младенцем любого известного художника, для неверующих людей, и чаще поглядывать на эти нравственные камертоны, постоянно сравнивая с ними свои поступки и помыслы.


Рецензии