Македонское наследие. Глава 5

Глава 5. Афины – Новосибирск.

 Следующие два дня были полностью посвящены осмотру достопримечательностей Афин, которые по праву считались колыбелью всей Западной цивилизации. Профессор, будучи знатоком Востока, не мог не согласиться с этим утверждением после увиденного ими. Руфина показала историку то, что он хотел увидеть, а сверх того он увидел и древний храм Парфенон, строительство которого, как впрочем, и большинства сооружений на Акрополе, примерно совпадает со временем правления Перикла, правившего в золотой век Афинского государства. Архитекторами Парфенона были Иктин и Калликрат.
Побывали они и в Агоре, которая в древности была общественным и торговым центром афинского полиса. Агора выделяется стоей, воздвигнутой царем Атталом, которая после реставрации служит музеем, где собраны археологические находки, обнаруженные в этом районе. Посетили и гавань порта Пирей, в древние времена порт Пирей был отдельным городом, но теперь стал пригородом Афин, и торговый район в центре Афин - это Монастираки. Знаменит он своими старьевщиками. Чего у них только нет! Руфина с трудом оторвала историка от старых книг, он всё же выбрал в подарок Никифорову старинное издание «Мифы Древней Греции» …
 К концу второго дня Руфина сказала уставшему, но довольному увиденным, профессору:
 - Сергей Халилович, давайте сегодня не будем ужинать в ресторане. Мои родители хотели бы с вами познакомиться … - она чуточку смущённо улыбалась профессору – Папа с мамой будут вам рады, к нам нечасто заходят люди, приехавшие с Родины. А я хотела вам показать статью, которую я пишу по просьбе Дианы … Познакомитесь заодно с материалами их последней египетской поездки, правда основную массу найденного при раскопках в Грецию вывезти не разрешили, но есть описания … Мне так нужен ваш совет, как крупного специалиста по древней истории.
 - Право, наверное, это будет невежливо … если я откажусь от вашего гостеприимства, Руфина – профессор раздумывал недолго – только мне нужно заехать в отель, переодеться.
 - Ну, это мы мигом, садитесь в машину. – Руфина встала, Сергей поднялся вслед.
Через час они входили в ворота красивой виллы в пригороде Афин, у семьи Руфины был тут временный, но достаточно комфортный приют, родственными связями в Греции очень дорожат …

 Ужинали в гостевой части дома, родители Руфины не хотели доставлять дополнительных хлопот хозяевам, которые уехали в город, прихватив с собой сына Руфины. На немалое количество вопросов пришлось ответить гостю, хозяев очень интересовало, как обстоят дела в России и на Кавказе, в частности. Папа Руфины, бывший чуть старше Сергея, признался, что хотел бы вернуться на родину, в Абхазию, в их с матерью возрасте трудно привыкать к чужой стране…
Наконец, ужин закончился и Руфина принесла гостю рукопись статьи. Профессор достал очки, любезные хозяева предложили им с дочерью выйти на террасу, на свежем воздухе приятнее поговорить. Статья захватила ученого сразу:
« … До нас дошла легенда о посещении Александром Великим оазиса, неподалеку от начавшейся строиться по его проекту Александрии. В пустынном ливийском краю, к западу от долины Нила, лежит, словно в море, небольшой зеленый остров, укрытый сенью высоких пальм, напоенный источниками и дождевыми водами. Александр, прослышав про оазис Сива с древним храмом, решил посетить его. С небольшим отборным отрядом он сначала двигался вдоль побережья моря на запад от Александрии до Паретонии, а потом на юг по пустыне до оазиса. Жрецы, одетые в белые одежды, спустились для приветствия прибывшего из воздвигнутого на холме храма.
Александр был принят египетскими жрецами, и ему единственному было разрешено, не переодевшись, войти в святилище. Верховный жрец встретил его словами: «Благословен будь сын Амона!» Затем Александр задал жрецу свои вопросы. Когда спустя продолжительное время он вышел, его окружили друзья и захотели узнать, о чем он спрашивал и какие получил ответы. Он сказал:
«Я узнал то, что хотел узнать, и ответы мне пришлись по сердцу».

Что же побудило Александра отважиться на опасное путешествие через пустыню ( почти 300 км по знойным пескам)? Как сказал об этом хронист Арриан, царь хотел больше узнать о самом себе. Действительно ли всеми своими одержанными до сих пор победами он был обязан богам, будучи их любимцем? Станут ли боги помогать ему и в дальнейшем, когда он начнет осуществлять свою идею мирового господства? …
 - У вас отличный слог и красивые образы, Руфина – оторвался Сергей от чтения статьи. На террасе появилась хозяйка с подносом, на котором стояла бутылка местного вина и ваза с фруктами.
 - Вы угощайтесь местными дарами, Сергей Халилович – сказала она, приветливо улыбаясь. Профессор видел, что родителям Руфины хотелось бы продолжить общение с гостем, но они не решались помешать важному разговору…
Историк снова углубился в чтение …
«После его смерти империя утонула в крови и слезах. Сподвижники Александра — диадохи боролись не только за трон, но и за право владения телом Александра … два года оно пролежало там, где он умер — в спальных покоях дворца, набальзамированное жрецами, выписанными из Египта. Было очевидно, что тот из диадохов, в чьей стране будет воздвигнута усыпальница Александра, станет обладателем символа, означавшего особый статус главного наследника...
Птолемей первый понял это. Последняя же воля царя гласила: он должен быть погребен в оазисе Сива, где жрецы некогда приветствовали его как сына Зевса-Амона. Греческий инженер Филипп сконструировал колесницу на рессорах, с колокольчиками и четырьмя дышлами; в неё были запряжены 64 мула. На колеснице был установлен мраморный саркофаг, на золотой крышке которого лежали оружие Александра и щит из Трои. Опираясь на колонны из слоновой кости, над ним возвышался балдахин, украшенный драгоценными камнями, подобный небесному своду. Впереди траурной процессии двигались отряды строителей и землекопов, которые выравнивали старые и строили новые дороги, укрепляли мосты, потому что шествие сопровождали тысячи всадников, индийские слоны, фаланги пеших воинов, колесницы и обозные повозки.

В Дамаске Птолемей 1-й принял колесницу с саркофагом. Но он не отвез саркофаг в Сиву, а доставил его в свои владения в Мемфисе (в 321 г. до н.э.), а позднее в Александрию, где великий полководец и нашел свое пристанище в подземной усыпальнице.
Его могила становится местом массового паломничества, вследствие чего Александрия переживает невиданный расцвет. Через три столетия римский император Август (43—14 гг. до н.э.) при захвате Александрии в 30 г. до н.э. «осмотрел тело Великого Александра, гроб которого вынесли из святилища: в знак преклонения он возложил на него золотой венец и усыпал тело цветами», пишет Светоний. Он же пишет и о том, что там побывал и Калигула (37—41 гг. н.э.), который «иногда надевал панцирь Александра Великого, добытый из его гробницы».
Септимий Север (193—211 гг. н.э.) — солдатский император, повелел замуровать священную усыпальницу, и с тех пор неизвестно, где она находится…

 Биограф македонского царя Кальсиниас писал, что после встречи с оракулом Александр говорил о желании быть похороненным в Сиве, рядом с храмом Амона-Ра. Интуиция греческого археолога Лианы Сувалидис подсказала ей, что за этим что-то есть. С 1989 г. в течение пяти лет она вела поиски в Египте близ пустынного оазиса в Сива-Амона. В 1990 г. греческие археологи поняли, что ведут раскопки царского захоронения. Оно предстало перед ними в виде целого комплекса. В самой гробнице (её длина 30 м и ширина 7 м) обнаружили небольшие камеры, закрытые мощными гранитными плитами. Такого крупного комплекса не находили ни в Греции, ни в Македонии, ни в Египте. По заключению экспертов, постройки и росписи комплекса не характерны для древней египетской культуры, но имеют много общего с оформлением македонских гробниц. Археологи нашли в гробнице Сива обломки саркофага из алебастра, изготовленного за пределами Египта, барельеф с восьмиконечной звездой — личным символом Александра, тайный проход из гробницы в храм Амона-Ра и три стелы с надписями на древнегреческом языке.

Главная стела гласит: «Александр, Амон-Ра. Во имя почтеннейшего Александра я приношу эти жертвы по указанию Бога и переношу сюда тело, которое такое же легкое, как самый маленький щит, в то время, когда я являюсь господином Египта. Именно я был носителем его тайн и исполнителем его распоряжений, я был честен по отношению к нему и ко всем людям. И так как я последний, кто еще остался в живых, то здесь заявляю, что я исполнил все вышеупомянутое ради него».

Датируется эта надпись приблизительно 290 г. до н.э., а автор текста — ближайший сподвижник Александра Македонского Птолемей Лаг, которому великий македонец завещал перенести свои останки в Сиву. Вторая стела сообщает: «Первый и неповторимый среди всех, который выпил яд, ни мгновения не сомневаясь». У древних македонцев был обычай: когда человек достигал вершины и хотел оставить свое имя для современников и потомков в зените славы, он принимал яд. Надпись на третьей стеле гласит: «В этом районе проживают 400 тысяч человек, 100 тысяч из них служат в армии, и 30 тысяч солдат охраняют гробницу». Такое количество охраны говорит о значительности персоны, погребенной в Сиве. По словам Дианы Ковалидис, «лишь дальнейшие раскопки дадут ответ на волнующий вопрос: осталась ли мумия Александра в одном из закрытых помещений?!». Но греческим археологам не дали продолжить раскопки. Египетские чиновники выразили непонятное недовольство и разорвали контракт. Тайна осталась нераскрытой…»

 - Что скажете, Сергей Халилович?! – в голосе Руфины слышалось тревожное волнение.
 - Статья ваша весьма интересна, Руфина… – профессор не спешил с ответом, он разлил вино по бокалам. Руфина, сама не замечая, отрывала от кисти ягоды винограда и почему-то клала их на стол… - только вот факты, на которые вы опираетесь в статье, не бесспорны.
 - Но в основе статьи лежат сведения из материалов египетских экспедиций Дианы – молодая женщина в свете мягкого вечернего света была чудо, как хороша. Сергей невольно залюбовался её волнением. – Кроме того, Диана разрешила мне пользоваться её личными заметками и дневником раскопок…
 - Всё это здорово и довольно-таки смелые версии вы выдвигаете в своей статье, Руфина – учёный с удовольствием допил вино, очень вкусное, из своего бокала – но, это только лишь предположения. Доказательств, увы, у вас маловато, если не сказать большее … Нужны документы, подтверждающие изложенное вами.
Спор о местонахождении могилы Александра Македонского, или Искандера Двурогого, как его называли у нас на Востоке, возник давно. Многие исследователи полагают, что она находилась в районе современной улицы пророка Даниила, на пересечении с авеню Гамаля Абдель Насера. Здесь раскинулся центр города, спланированный еще прославленным архитектором Динократом. Долгое время полагали, что мечеть пророка Даниила построена на месте мавзолея Александра. Некоторые арабские историки сообщали, что они сами посещали гробницу Александра и молились в его «мечети», которой мусульмане приписывали особую святость. Последние археологические изыскания в Александрии указывают на то, что часть древнего города, возможно, и та, где находилась гробница, ушла под воду. Действительно, в море у берегов Александрии сейчас находят остатки древних сооружений. При проведении работ в районе заброшенного Восточного порта обнаружили две гранитные статуи, одна из которых изображает Изиду. Сейчас эти статуи находятся в парке, разбитом вокруг колонны Помпея. Возникли предположения, что главная часть царской резиденции расположена как раз в том месте, поэтому для проведения раскопок необходимо осушить бухту.
Поверьте мне, Руфина, я давно занимаюсь этой темой – это только предположения, которые могут быть верными, а могут и нет. История тоже наука точная, как и математика, правда, не раз её люди трактовали по своему, в угоду своим целям. Но истина от этого не переставала быть истиной …
Вошедший хозяин прервал беседу, заметив, что они увлеклись беседой, а им с матерью тоже хотелось бы принять в ней участие, тем более что стол накрыт для чаепития. Сергей вызвался сам заварить чай, по своему рецепту, сказав, что это очень древний секрет и знают его только на Востоке, да и то не везде.
Вечер удался на славу, профессор уехал из гостеприимной семьи на такси, вино было достойным похвалы и они отдали ему должное, Руфине самой вести машину не стоило…
Наутро стало известно, что Диана с группой задерживаются еще дня на три, ждать дольше историк не мог, тем более, что рано утром в его номере раздался телефонный звонок из России. Извинившийся за то, что не учел разницу во времени, молодой голос человека, которого Курманбекову порекомендовали в РАН в российской столице, взволнованно сообщил, что справился с задачей…
Сон у профессора прошел сразу, звонивший был известным в определенных кругах специалистом по дешифровке и кроме того, имел солидную учёную степень в математике. Жил он в Новосибирском Академгородке, у них в разгаре был рабочий день. Положив телефонную трубку, Сергей поднял её снова и набрал номер Руфины:
 - Извините, если я разбудил вас, Руфина – профессор справился с волнением, голос его звучал почти ровно. – Но я получил известие из России и мне нужно срочно вылетать обратно … Вы не поможете мне с билетами?
Получив утвердительный ответ, Курманбеков начал ходить по номеру, раздумывая над изменившимися обстоятельствами. Потом вышел из номера на балкон и вдохнул утренний воздух Греции полной грудью, неужели же удалось прочесть текст того документа, который он когда-то хотел показать Ванге?! Правда молодой математик уточнил в телефонном разговоре, что без помощи хорошего историка прочесть зашифрованный текст в более связанном изложении трудновато и нужно его личное участие, ученые поняли затруднения друг друга. Нужно было как можно быстрее оказаться в Новосибирске, встречу с Дианой Ковальци придется отложить до другого раза, он надеялся, что ему будет чем её удивить, и не только её одну…
 


Рецензии
Александр!
Я еще в начале повестования, но очень интересно.
Хочется только одного - бумажного варинта.
Очень очень хочется почитать страничку за страничкой, более внимательно и медленно, чем с монитора...
С благодарностью Люба

Любовь Сушко   10.03.2010 17:25     Заявить о нарушении
О, я почти созрел для того, чтобы издать..
Есть договоренности, но никак не заставлю себя сесть править текст пока.
Очень признателен, мне эта вещица дорога.
С поклоном, С.

Александр Дмитровский   10.03.2010 23:30   Заявить о нарушении
Александр!
Я Вас понимаю, это самая тяжкая работа, которую никому другому и поручить нельзя. Меня она лично убивает, но без нее нет книги.
Ваша Люба

Любовь Сушко   11.03.2010 05:06   Заявить о нарушении