Сломанная ветка - из книги Мелочи церковной жизни

Сухая ветка, надломленная в самом основании и доживающая последние дни. Как тяжело смотреть на глубоко больного и несчастного человека, так тяжело общение с ней. Как тяжело сказать больному о смертельной болезни, так в разговоре с ней приходится лавировать. Я не священник, и она не на исповеди. Но болезненность эта – во мне, и воспоминание о ней - воспоминание о себе, потому что мало кому удается отрясти с себя прах интеллигентских привычек и болезней. Русская интеллигенция, выросшая из Базарова, Белинского, Писарева и Добролюбова, рожденная в середине XIX века, в конце XX умерла. Революция 91 года похоронила ее.

Тонкие губы, аскетического склада, маленькая, вся надрывно целеустремленная, правильная, стоит прямая, как палка. Защищает свою внутреннюю неустроенность, комплексы и болезненность от чужих глаз и любопытства, но это ей мало удается. Выдает голос. Резкий, громкий, бьющий по нервам и ушам, диссонирующий с храмовой тишиной и покоем, выкрикивающий с последней парты цитаты из Библии. Кто это? Оглядываюсь с любопытством и настороженностью. Неадекватная. Для храмов - норма, успокаиваюсь. Через сорок минут - русский язык. Ожидание теплого, родного, знакомого. И вдруг – пионерский горн и барабанная дробь. Зарница. Так это учительница! Как она сюда попала!?

Тяжелый, неповоротливый дух, как будто все суставы и поры забиты отложившимися солями самоуверенности, правилами, цитатами и ложными авторитетами. Вместо Владимира Лосского и Иоанна Майендорфа, Мартин Лютер и Александр Мень. Вместо смирения – самоволие, вместо церковной дисциплины – самовластие и инициатива. Не помогают кувалда и лом. 1997 год. В стране - хаос, голод, безденежье, разруха. В семье - раскол, развод, остается одна с троими детьми. Сплетни, пересуды, безденежье, горе, одиночество, крах. Новый удар - убийство сына. Как жить? Снова удар - увольнение с работы за «пропаганду религии» (на уроке рассказала о рождестве Христовом, кто-то донес).

Но она все борется и борется. С окружением, обстоятельствами, Богом, родными, коллегами, знакомыми. Яростный борец за правду, справедливость и моральную чистоту, еще больше надмеваясь, возводит вокруг себя ореол мученицы и святой. Несчастная и маловерная, уходящая натура русского интеллигента, не желающая признавать свою трагедию и банкротство.


Рецензии
Ох, Тина, дорогая... А уж какое банкротство ожидало нас, "правильных" православных... Ведь и в страшном сне не могло присниться! Помоги, Господи.

Марина Балуева   23.03.2023 17:55     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.