Продавец настроений

Встань у реки - смотри, как течет река,
Ее не поймать ни в сеть, ни рукой.
Она безымянна, ведь имя есть лишь у ее берегов,
Забудь ее имя и стань рекой.
(БГ).

Он стоял на углу, недалеко от моего дома. Рядом с фонарным столбом, окружённый стаями голубей. Всегда, без выходных, в любую погоду. Как дерево или камень. Неотделим от окружающего пейзажа.
Он продавал воздушные шарики и разные детские игрушки. Почему в этом месте – непонятно. А не в парке, например? Но на самом деле он мог бы торговать и носками, и газировкой, и… Дело не в том, что у него на прилавке. Он продавал настроения. Первый раз я понял это, когда услышал, как на вопрос, как его зовут, он отвечал с улыбкой: «Называйте как хотите…по настроению…»
У него была незапоминающаяся внешность, которая, казалось, меняется в зависимости от погоды и времени суток. Одежда по сезону, максимально практичная и немного мешковатая. Единственное, что не менялось и по-настоящему жило – это глаза. Серо-голубые, насмешливые и мудрые. Не тёплые, но и не отталкивающие. Как порывы свежего ветра в жаркий день. Собственно, работа глазами и было тем, зачем он приходил сюда.

Впервые я подошел к нему, когда мне едва исполнилось 12, в субботнее мартовское утро, чтобы купить пару воздушных шариков для подружки. Когда я приблизился, он внимательно посмотрел на меня своими «глазами ветра» - и улыбнулся, немного лукаво и очень понимающе. «Два шарика, пожалуйста, желтый и синий» - я протянул ему деньги. Он молча взял их, выбрал нужные шарики из большой груды и положил передо мной. «Тебе больше…ничего не нужно?» - спросил так, что я понял, что он в этом сомневается… «Да нет…» - протянул я, пытаясь понять смысл вопроса. «В каком настроении ты сегодня проснулся?» - уточнил он, и я почувствовал, что он уже откуда-то это знает. «В обычном…» - промямлил я. «Ты хочешь – необычное?» - «Да…наверное…» - «Ну что ж, держи!» - Он взял меня за руку, посмотрел мне в глаза – и я чуть не упал от водопада новых ощущений. В голове завертелась карусель образов, замыслов, желаний, которые цеплялись друг за друга и выстраивали фантастические узоры. Глядя на меня, он чуть улыбнулся тонкими сухими губами. «Не много? Ну иди домой…» - и легонько подтолкнул меня в сторону дома. Ошарашенный, с шариками в руках, я побрёл к дому, через каждые несколько шагов останавливаясь и встряхивая головой.
Не помню, как прошёл этот день, но ночью мне снились удивительные сны. Я видел себя в разных обличьях, летал над морями и пропастями, собирал свет звёзд в зеркальный щит и направлял его на чудовищ, ловил радужных рыб и сажал цветы под окнами Счастья… И это состояние продолжалось несколько месяцев, я даже совсем забыл о его источнике. Учиться, правда, в этой эйфории было непросто, но вдохновение помогало мне выпутываться из самых безнадёжных ситуаций. Тогда же я начал набрасывать первые рассказы, стихи, которым сначала не придавал значения…

В начале осени нити судьбы снова привели меня к нему. А мастер (как назову я его много лет спустя) будто ждал меня. «Чудесный день для нового настроения, не так ли?» - приветствовал он, улыбаясь. Я пожал плечами. «Что бы тебе дать на этот раз?» - задумчиво проговорил он. «Ага, есть у меня одна штука, как раз по тебе! Давай руку!» Его рука сжала мою, взгляд будто прошил насквозь – и я испытал уже знакомый приступ головокружения. Но ощущения, влившиеся в меня, были совсем иными. Плотные, ясные, стремительные потоки огня пронизывали всё тело. Хотелось безумствовать, танцевать, куда-то мчаться, сметая все барьеры… «Будь осторожен, не применяй этот дар для причинения боли другим» - тихо проговорил мастер и отвернулся.

Энергии, данной мне тогда, хватило на то, чтобы пойти в секцию самбо, стать активным туристом, научиться играть на гитаре и артистически отвечать на уроках. Руководители школьной самодеятельности были от меня без ума, девчонки, впрочем, тоже, хотя раньше особого интереса с их стороны не замечалось… Но главное – у меня исчез давний страх высоты. Теперь я мог спрыгнуть с любого предмета куда угодно без колебаний. А сердце как будто стало звездой, источающей жар далеко вокруг. Летать во сне я, правда, перестал…

Третья, и последняя, моя встреча с мастером случилась еще через год, когда мне уже было тринадцать. Мой отец получил новую работу, и семья готовилась к переезду в другой город. Я очень волновался, что не смогу вписаться в новую обстановку, придется привыкать к новому дому, двору, школе, бросать все секции и курсы, что рушатся все планы… И снова он почувствовал моё состояние. Чуть взъерошив мои волосы, со своей обычной мудрой полуулыбкой произнёс:
- Ты многое уже умеешь. Но сейчас тебе нужно вырастить в себе спокойствие. Оно уже есть в тебе, просто ты его не видишь. Люди, живущие далеко на востоке, говорят: «Не носи в себе ответов на непоставленные вопросы. И не ставь целей, которых непременно нужно достичь. Не строй планов на завтра – ведь завтра не существует, есть только бесконечное сегодня, от рассвета рождения до заката смерти. Твоя жизнь – река, и ты сам – река, в которой отражаются горы и звёзды. Верь в свой путь, он никогда тебя не обманет». У тебя всегда есть то, что нужно для встречи с Богом. И Его глаза всегда отражаются в твоей реке, поэтому с тобой никогда не случится того, чего Он не хочет. Если ты поверишь в это – тебя можно будет на время остановить, но невозможно вывести из равновесия и повернуть вспять. Покой, безмолвие и благодарность будут твоими лучшими друзьями, которых невозможно потерять. А теперь иди…и почаще поднимай глаза к небу…

Он замолчал и посмотрел куда-то поверх моей головы. Я стоял ошеломлённый, не в силах пошевелиться… Ведь я никогда не читал и не слышал таких ясных и мудрых слов…а может, просто пропускал мимо? И всё вдруг встало на своим места: люди, дома, события, планы… Казалось, нить вечности, прошившая и соединившая всё это, доверчиво легла в мою ладонь. Я сжал эту нить и медленно, не оглядываясь, пошел навстречу своей судьбе…


Рецензии
Мастер вдохновения.
так назвать хочется. Позвать. Называться. Быть.

Ларри Сон   17.02.2010 13:13     Заявить о нарушении
На это произведение написано 28 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.