Из записок циника

Когда я сказал, что сам-то атеист, но среди моих друзей есть люди в той или иной степени близкие к сатанизму, на меня посмотрели как на зачумленного. Со мной перестали разговаривать, а на мое прощание перед уходом никто не ответил. Меня вычеркнули из круга «своих». Я стал чужим.

Я уже точно сейчас и не припомню, почему возник тот разговор. Как это всегда бывает в таких случаях, начали с одного, перешли на что-то другое, а потом добрались до третьего. Речь в компании пошла на «модную» тему – про «молодежь», готов, сатанистов и атеистов. По-моему, именно в такой последовательности, но поскольку все время перескакивали с одного на другое, тут я могу и ошибаться. Неважно. Да и вообще я сейчас не о том.
Я хочу поговорить о традициях и о людях, которые даже не думают руководствоваться умом. Эти люди привыкли говорить и делать то, что сейчас положено, и делать так, как надо, «как принято у всех». Или так, как «делают все». Если раньше все были атеистами – то и эти люди были тогда атеистами. Если сейчас все верующие – то и сейчас эти люди верующие. Причем люди эти сами не знают, во что, в кого и почему они верят. И делают они все так, как принято, как полагается, как надо именно потому, что не надо думать, а надо только знать «как положено». И они знают, как сейчас принято. Кем принято, кому положено и для чего надо – не ясно. А когда начинаешь что-то спрашивать, то получаешь универсальный ответ – «у тебя гордыня». А это грех, а если грех, то значит – молчи в тряпочку и не высовывайся, ибо неприлично.
Вот и давят на нас различные традиции, поверия, поветрия и суеверия. Обычаи, если хотите.

Особенно много всяких глупых традиций, примет и ритуальных действий связано со смертью и похоронами. Оно и понятно – об этом давно написаны горы литературы, и я не стану углубляться в эту тему. Сам-то я считаю, что сознание разрушается в момент гибели мозга, а мифическая душа – некое религиозно-нравственное понятие, без живого организма не существующее. Переселение сознания в электронную оболочку – это пока еще далекая перспектива, дело неясного будущего. В наше время эти мотивы усилено разрабатывает фантастика – киберпанк, и я не стану сейчас затрагивать сию интереснейшую область литературы.

Итак, допустим, что сознание и самоощущение умирает вместе с человеком, и покойнику абсолютно все равно, как его похоронят, поэтому похороны должны быть организованы таким образом, чтобы это было удобно близким умершего. Ваше счастье, если близкие люди – личности устойчивые, здравомыслящие и сильные. А если нет? Если они в горе, их разум пасует, и они не могут четко организовать погребение? А вы, не являясь близким родственником, можете лишь выполнять чужие указания? Вот ту-то и выходят на первое место похоронные агенты и некие боковые родственники, которые всегда знают, как надо и как положено.

Ну, то, что на похороны уходит много денег, знают все. И здесь положено не скупиться. Стандартный и недорогой похоронный договор в Москве – от двадцати тысяч рублей до тысячи долларов. Сверх всяких плат предусмотренных собственно договором, еще положено «отблагодарить» всех тех, кто хоть как-то принимал участие в скорбном ритуале. Хорошо отблагодарить. Кроме того, положено выполнить ряд формальностей, без которых «будет очень нехорошо».

На мой взгляд, вымогать деньги у родственников умершего аморально, поскольку зарплата различных похоронных работников и так сильно превышает пресловутую тысячу долларов. Но это – ладно. В крайнем случае, можно и не благодарить. Ничего страшного уже не случится. Однако за это похоронный агент выберет неудобные время и место, служащие морга не дадут проститься с усопшим, шофер катафалка повезет по тряской дороге, а могильщики уронят гроб.

«Православный» гроб положено делать без ручек. Почему? Не знаю. Видимо, чтобы у тех, кто его несет, лица были еще более скорбные и печальные. Вы никогда не носили гроб без ручек? Я носил. И поэтому теперь, когда удается, всегда заказываю к гробу ручки. Так можно делать, хоть и не положено.
Положено целовать покойного в лоб. Зачем? Почему? Не знаю. И никто не знает. Но – положено, и так надо. Я лично это всегда игнорировал, поскольку холодный плохо набальзамированный труп, лежащий в гробу, у меня никогда уже не ассоциировался с тем человеком, которого я знал. Или любил.

Еще сейчас положено как-то связывать похороны с церковью. Заказывать службу, проводить отпевание и еще устраивать всякие сомнительные обряды с попом. Естественно, что не бесплатно. Перед самой могилой в гроб кладут какую-то «церковную землю». Для чего?
Перед тем, как навсегда заколотят гроб, могильщики велят убрать оттуда все цветы. Они, эти цветы, что, кому-то сильно мешают? Могильщикам? Покойному? Родственникам? Непонятно.
Положено устраивать поминки. Потом – девять дней и сороковины. Таков обычай. И положено кормить и поить всех тех, кто на эти мероприятия придет. Положено делать какую-то ритуальную пищу, и пить алкоголь. Положено. Так надо.

Я никогда не поступал так, как «положено», как «принято» и как «надо», если это шло вразрез с моими собственными морально-нравственными принципами и установками. А принципы эти основываются только на законах природы, психологии и физиологии. Есть еще заповеди, которые не совпадают с заповедями Христа. Здравый смысл, опять же, должен присутствовать.

В заключение скажу только, что как человек, видевший и принимавший личное участие во многих похоронах, могу со всей ответственностью заявить, что нет ничего лучше церемонии в крематории. Красиво, удобно и музыка хорошая.

Мои собеседники были уверенны, что современные ученые отказались от дарвинизма, а в университетах эволюцию не преподают. И дело даже не в том, что про сатанистов никто «в народе» ничего толком не знает, атеистов путают с агностиками, теми же сатанистами и просто религиозно неграмотными людьми. Дело в навешивании ярлыков и выдаче своих невежественных мнений за истину. Это вообще характерно для многих людей – критикуют не проблему, а свое представление об этом вопросе. А то, что это представление не имеет с действительностью ничего общего, во внимание уже не принимается. Главный аргумент таких «критиков» - почему до сих пор, ученые не взяли обезьяну и не превратили ее в человека? И такому «критику» невозможно объяснить, что современный дарвинизм – это уже не то, что писал Дарвин в девятнадцатом веке, и что никто из нынешних эволюционистов не говорит, что человек произошел от обезьяны, и что невозможно кого-то в кого-то «превратить»...
Теория эволюции это совсем не та тема, чтобы писать о ней здесь и сейчас.


Рецензии