Иматра-2007

Привет!

Совершил я тут весьма небольшое, даже очень маленькое, путешествие, которое для многих обитателей здешних мест давно стало обыденностью, а я же все только ходил да мечтал. Теперь вот довольный весь из себя – наконец-то сподобился соединить поездки в Европу и катание на Свине.

На самом деле, речь идет о всего-навсего однодневном выезде автобусом в самый что ни на есть приграничный район Финляндии. Но все-таки. Даже телефон успел вовсю в роуминг выпасть, что обидно.

Который год подряд я, съездив в отпуск, возвращался, и сидел по полгода, тупо глядя на истекающую потихоньку визу, мечтая о том, как бы хорошо было бы взять Свина и прокатиться на нем в Финляндию – благо рядом. Покататься, подышать свежим воздухом в прямом и переносном смысле, закупить еды…Почему-то далее рассуждений дело не шло никак.

Что до закупок, то суть в том, что несмотря на все призывы товарища президента, финские и прочие европейские мясные изделия, особенно колбасы-фрикадельки, мне предательски милее здешних. Но почему-то в Питере присутствует некая дискриминация в этом плане – в любом приличном магазине «фирменного» сыра навалом, в наиболее приличных даже молоко финское найти можно, а вот на колбасу прямо эмбарго какое-то. Нет и все. Чем так буржуйская колбаса опасна для России, не знаю.

Маршрутом я озаботился через некую турфирму, в который работает мой дальний и не очень знакомый, Леха. Чтоб вы знали, парень он чрезвычайно улыбчивый, вежливый и приятный. Надо сказать, что на предыдущей работе Леха от одного из клиентов удостоился прозвища «Беспредельщик». Был там у них небольшой момент насчет задиристого поведения данного клиента. Клиент, тучный грузин в самом расцвете сил, и по жизни вполне в себе уверенный, был доведен застенчивым Лехой до того, что под занавес грозился «позвонить своей маме».
В итоге клиент, вытирая слезы, ушел, а кличка с тех пор прочно закрепилась за Лехой.

Так вот, при помощи Лехи соорудили мы мне маршрут. Меня интересовала лишь доставка туда-обратно – мне не нужны были ни аква-парки, ни экскурсии, ни тряпочные шоп-туры. Все, чего я хотел, это покататься несколько часов по чистой цивилизованной стране, где уважают даже велосипедистов, вкусно поесть/попить пива в каком-нибудь уютном местечке, и, закупив месячный запас сосисок-фрикаделек-колбасы-и т.д. отбыть обратно. Короче, мне бы только билет и куда-нибудь поближе, чтобы на дорогу меньше времени ушло.

Леха подобрал мне хороший вариант на субботу, 3-е ноября (ходят-то автобусы вообще ежедневно, но я подбирал специально под такие выходные, чтоб в честь праздника их было три – так и съездить успею, и тут на всякие дела хозяйские да покатушки время останется до работы).
Едем, значит, в Лаппеенранту. Цена это что-то, мечта коммуниста – 18 Евро туда-обратно. Велосипед вообще бесплатно! Притом и ехать не на телеге, а на вполне приличном автобусе со страшным названием Drogmoeller. Обсудив детали и стоимость, договариваемся о встрече.

Прихожу к этому кадру в их турфирму. Несмотря на обещания Лехи по «мылу», что «он меня ждет, давай приходи», придя, я ждал около часа, пока Леха освободится.
Дождавшись аудиенции, я узнал, что во-первых, я еду не в Лаппеенранту, а в Иматру (потому что по выходным в Лаппеенранту не ездят). Во-вторых, еду я не в 6.30, а в 5.30. В-третьих, стоит это не 18 евро, а 20. Вдобавок, выяснилось, что Леха пребывал в святой уверенности, что в Финляндии действует московское время. Беспредельщик, ей-богу. А ведь его специализация – скандинавское направление.

К счастью, пришел его более уравновешенный напарник, и мы хотя бы окончательно определили мою поездку – Иматра, суббота, 6.30 утра и 20 Евро. (правда, когда я за день до отъезда решил уточнить, все ли в силе, только тогда Леха мне сообщил, что отъезд автобуса на 10 минут раньше. Мелочь, а ведь я мог и опоздать).

В общем, рекомендую туры от Беспредельщика – «не туда, не тогда и дороже».

Да, никаких билетов мне тоже не дали, вручив лишь квитанцию об оплате. На мой немой вопрос Леха меня успокоил, что «меня там будут ждать».

Подъем в выходной день без пяти пять утра – жуть страшная и страх жуткий. По крайней мере, для меня. Утешал себя только тем, что как только доскребусь до автобуса, сразу усну оттуда и до границы. Прямо цель всей поездки ужалась лишь до «поспать в автобусе».

День третьего ноября 2007 года обещал погодку весьма бюджетную, что здесь, что в Иматре – пасмурно, днем 0, +2. Хорошо хоть, от осадков отказались. Автобус обещали подать к 6.00, отъезд, как уже говорил, в 06.20.

Облачившись в зимнюю форму, засунув в большой рюкзак маленький (для увеличения продуктовой грузоподъемности), в 5.45 утра я вытащил ничего не соображающего Свина и мы покатились. В дороге более-менее проснулся, а сильнее всего меня бодрила одна мысль – смотри за дорогой, тетеря, не дай Бог пробьешь где колесо – все, на автобус не успеешь.

Город еще пустой, ехать легко, и минут через 25 я уже подъезжал к гостинице «Октябрьская», что в центре – старт был объявлен оттуда.
Я почему-то вообразил, что в 6 утра «мой» автобус будет там единственным, посему был малость сбит с толку, оказавшись посреди толпы народа и двух десятков автобусов, готовых вот-вот отправиться незнамо куда. Обладая маркой автобуса и его «бортовым номером», я начал лавировать в этой пробке, чтобы через несколько минут удостовериться, что моего экипажа нету нигде. До старта еще минут 15, так что я себя успокаиваю тем, что он просто еще не приехал, и продолжаю кататься по орбите, выглядывая все новые и новые автобусы, которые подходили каждую минуту.
Еще минут через десять я начинаю нервничать – нету моего! Бросаюсь к каждому автобусу, лобовые стекла пестрят направлениями – Лаппеенранта, Хельсинки, Стокгольм, Иматра (но не тот автобус), еще куда-то…один вообще намылился на Лазурный берег Франции, это с Лиговского проспекта-то.
Время 06.20. Время отхода моего автобуса. Вполне уже в объятиях паники подлетаю к каждой двери, на тему «А вы не в Иматру случайно? У вас там, как бы это помягче сказать, туриста с велосипедом не планируется?». Некоторые водилы объясняли мне, что я у них это уже второй раз спрашиваю. А у меня все перемешалось – лица, автобусы, названия городов…

06.25. Заметив поодаль, на площади Восстания, два автобуса, лечу туда. Один наглухо закрыт и ему вообще ничего не надо, а второй стоит с открытой дверью, внутри в потемках виднеются контуры водилы. Сую морду внутрь с тем же вопросом. Водила смотрит на меня с непроницаемым лицом и что-то говорит. Не слышно, воплю, машины кругом – повторите пожалуйста! Этот помолчав секунду, опять что-то неразборчиво. Не слыыыышуууу! Повторяю свой вопрос с истерическими нотками в голосе. Тот опять чего-то бормочет. Я начинаю рваться в кабину и тут замечаю, что водитель все это время говорит с кем-то по мобильному телефону, одновременно поражаясь какому-то идиоту с велосипедом, который с утра пораньше рвется в автобус и чего-то на него орет.
Вконец обалдевший, зачем-то сообщаю ему очевидный для него факт «ой, вы говорите по телефону» и вылезаю обратно. Мимо проходит какая-то из «тур-теток», узнает, чего мне надо, и уверенно отправляет меня обратно к «Октябрьской» - давай, мол, туда, в Иматру автобусы только оттуда уходят.

Время 06.30, десять минут назад мы должны были уехать. Вновь мечусь посреди автобусов, которых становится все меньше и меньше – период утреннего отъезда подходит к концу. В 06.34 тупо встаю посреди тротуара, с одной мыслью – сейчас еще максимум минут пять жду, хотя они явно уже уехали, затем еду домой, первым делом отсыпаюсь, а потом звоню в турфирму на предмет как следует поорать и попробовать вернуть мои несчастные 20 Евро.
Подъезжает еще один автобус. Я машинально начинаю интересоваться автобусом «на Имарту, №295», водитель уверенно отвечает – да, должен быть такой сегодня, наверно не подошел еще, вот-вот будет. Я, окрыленный надеждой, на всякий случай уточняю: «Но ведь он должен был отойти еще в 6.20». «Да? А, ну тогда он наверно уже уехал». Едва набравшая высоту надежда терпит сокрушительную катастрофу.

Тут ко мне подбегает тетка: «Молодой человек с велосипедом! Это вы в Иматру?!»
«Да!!! Я!!!»
«Бегом скорей на площадь Восстания, они вас там ждут!»
Епрст, я хватаю Свина, выскакиваю на встречную по Лиговскому, втыкаю всю переднюю «люстру» и лечу сквозь пешеходов на «зебре». Вслед слышу что-то типа «Нифига себе, а это откуда взялось?», но уже неважно – летим к цели. Подлетаем, автобус №295! Правда, он уже выруливает с площади. Торможу перед ним, из автобуса выскакивает групп-лидер некая Елена, радостная встреча, я в полном ауте закидываю Свина в багажник, меня пихают в салон, и мы поехали! Время – 06.38.

Переведя дух, узнаю, что они в самом деле должны были прибыть к «Октябрьской», но там не нашлось места, и они встали на площади, а туристов своих вылавливали точечным методом. Странно, что меня, весьма заметного в толпе благодаря Свину со всеми его навигационными огнями, ловили так долго.
Ну да ладно, главное, нашли!
Ехать было очень комфортно – сам автобус староват уже, лет 10 ему, но все-таки настоящий «немец», в приличном состоянии. Минус в очень тесных местах – если передние кресла откинуты в спальном положении, то сидящему позади ноги девать особо и некуда. Сколько я не ездил автобусами по Европе, в таком пенале впервые оказался. Но поскольку заполнен он был на 2/3, мне достались аж два кресла, и посему минут через 10-15 я уже уютно дрых под рокот мотора и покачивание кузова.

Дорога до границы – это примерно 180 км относительно приличного шоссе с гордым названием «Скандинавия». Ближе к границе нас разбудила наша лидерша, начав чего-то там рассказывать, но и правильно сделала – удалось полюбоваться красивым Сайменским каналом, прорытым из Выборгского залива прям аж в Финляндию (или наоборот), и до сих пор активно использующемуся. Дорога местами подходит вплотную к его берегам, и зрелище получается очень непривычное – посреди однородных лесов-полей и прочей ерунды, неожиданно показывается канал геометрически выверенной формы, снабженный по бокам бакенами, и периодически прерываемый шлюзами. Причем канал петляет, несколько раз пересекая дорогу и скрываясь в лесах. Я тут стащил несколько фотографий с Гугла, полюбуйтесь на это дело.

Фото 1, 2 – вот сколько труда было вложено, чтобы построить такую красоту, по которой теперь плавают такие корыта.

Около 9 утра подъехали к границе. Причем, если финская граница – это просто граница, то на российской ее стороне все как всегда не по-детски серьезно. Сначала там обнаруживается некий шлагбаум и будка с пограничниками. Там надо встать, пограничник придет в салон, пройдется, молча глядя на визы в паспортах. После чего так же молча уйдет, и мы едем дальше по пустынной территории. Понять, что вы все еще в России, помогают кучи мусора, аккуратно разбросанные по обочинам и под деревьями.
Сия местность гордо именуется «Полосой отчуждения». От кого, непонятно. Наверно, от финнов и прочих противных европейцев.
Поотчуждавшись километра три-четыре (и, видимо по задумке создателей, достигнув необходимой кондиции), вы подъезжаете непосредственно к границе. Пограничный пункт «Брусничное».
Географическое начало конца бывшей Российской империи обозначено очередным вагончиком посреди дороги, со шлагбаумом снаружи и пограничниками внутри. А также весьма монументальным сооружением – слева от дороги вверх по откосу ведут 5-6 солидных каменных ступеней, от них метров на пять проложена дорожка из крупных бетонных плит. Дорожка заканчивается небольшим бетонным постаментом, на котором торжественно установлен банальный биотуалет. Творческий подход и масштабность впечатляют. Не иначе, спецсортир для Церетели, случись ему бывать в этих местах.
В общем, представители этого вагончика также выказывают свое почтение визитом к нам в автобус, хотя чем отличаются их действия от точно таких же 5 минут назад, не очень понятно.

После данного обязательного ритуала наступает антракт. Мы встаем в очередь транспорта перед таможенным терминалом, ну и там как пойдет. В этот раз прошло успешно – мы простояли чуть более часа, и уже в начале одиннадцатого, выйдя из автобуса, стояли в другой очереди – на пробивание штампика на выезд.
За полчасика справившись с этим делом, мы снова лезем в автобус.
Да, как только я со Свином залез в автобус, еще в Питере, Лена сразу же предупредила, что мне придется на байк таможенную декларацию заполнять, даже две. Типа вывез и типа привез обратно. Да не вопрос. Посему выданные мне два листочка деклараций я довольно шустро заполнил, хотя и пришлось некоторое время поломать голову над графами вроде «объем двигателя» в отношении Свина. Поэтому я перестал записывать того в графу «Транспортные средства» и Свин прошел у меня по разделу «Драгоценности. Предметы искусства. Антиквариат». А чего, я его даже помыл перед выездом.
Правда, и в декларации на «вывоз», и на декларации на «ввоз» я машинально указал «следую из России в Финляндию», ну да с кем не бывает. Смущал, правда, тот момент, является ли Свин, будучи в багажном отсеке, «сопровождаемым/не сопровождаемым багажом» или же он «ручная кладь». Поэтому я в одной декларации указал его так, а в другой этак. Тут, в принципе, кому как больше нравится. Как многим известно, в пригородных электричках на него вообще полагается билет «Живность-Багаж».

Но в целом, учитывая, что я впервые вывозил за границу велосипед, справился я неплохо. Если не считать того, что в одном экземпляре в графе «наличные средства» я написал ту наличку, которую вез с собой, а в другой ориентировочную стоимость Свина. Но это я списываю исключительно на недосып.

В общем, как вы понимаете, к таможне я подошел с гордо реющими декларациями. Тем более что за пять минут до этого в автобус ворвался очередной закамуфлированный пограничник, завладел на время салонным микрофоном и прогавкал «Молодой человек с велосипедом! Вы обязаны иметь на него декларацию!».

Повинуясь столь настойчивым просьбам, я подошел в порядке очереди к строгой девушке-таможне, которая занята очень ответственным трудом – ставит штампики в паспорта. Зато в форме, со всеми нашивками.

«Девушка», говорю, «а у меня там в автобусе лисапед»
«Чего у вас там?»
«Эээ…ну это, велосипед…такой, с педалями».
«И что дальше?»
«…А декларацию вам не надо на него?»
«А зачем она мне?»
«Так говорили же…»
«Кто сказал?»

Ясно. Беру паспорт, благодарю, выхожу к автобусу и сообщаю Лене и водителю, что декларации у меня принимать отказываются. Те сильно удивляются, но в целом им плевать на это дело.

Далее еще полчасика стоим и въезжаем на финскую границу – Ниюмяя. Поскольку в России существует древний народный обычай воровать велосипеды в Финляндии, финские таможенники проверяют по базе данных любой велосипед, оказавшийся в зоне их досягаемости. По крайней мере, так говорят. Поэтому рекомендуется брать с собой на байк документы, подтверждающие ваше несогласие с данной практикой приобретения транспортного средства.
Вот и я взял свинский паспорт, где указано, где он был куплен, сколько ему лет, что зовут его Свин и так далее. Однако на таможне, вместо проверок велосипеда, к нам привели пограничника с собакой, наркотики проверять. Собака само очарование! Здоровый черный лабрадор, веселый просто до изумления. Бегает между нами, нюхает, хвостом виляет, морда вся улыбается…Ну оно понятно, если его каждый день на работе на наркоту натаскивают. Я вот помню, у нас в школе дурачок один всего-то навсего анаши косячок скурил, так он потом минут сорок ржал, остановиться не мог.

Ну да ладно. Заветный штампик о въезде получен, садимся в автобус, выруливаем, и без всяких зон отчуждения сразу попадаем в Финляндию. Ура, свершилось! Мы с байком за границей!

Долгожданное (за полтора месяца соскучился) созерцание европейских ландшафтов было малость подпорчено объявлением дорогой лидерши Лены. Оказывается, конкретно и именно сегодня, в субботу 3 ноября, в Финляндии праздник с «плавающей датой», День Всех Святых. Ввиду чего все магазины, банки, учреждения закрыты. И если в Хельсинки или там Турку что-то найти еще реально, то в таких крошечных провинциальных городишках, как Иматра, явно все будет закрыто и заколочено со страшной силой.
Причем дело тут не только в том, что финны не какие-нибудь там маньяки-корейцы, и отдых для них дело святое. Помимо этого, в Финляндии очень чтят религиозные праздники – святое дело в общем. А чтобы их чтили еще ревностнее, финское законодательство содержит требование не только оплачивать работникам двойную ставку за работу в праздники, но и дерет за это дело с работодателей двойной налог. Поэтому, благодаря законодательству, в Финляндии дешевле не работать. По праздникам.
В общем, супер. Мне, как обычно, повезло, выбрал денек. Причем если к вопросу о покупке остро желаемой фары-габаритника Свину я подходил с осторожностью, не будучи уверенным, что найду в 30-тысячной Иматре веломагазин, то на закупку продуктов я рассчитывал всерьез. Теперь же сидел как дурак, с двумя пустыми рюкзаками, да еще и финансовой проблемой. Дело в том, что евро в наличии у меня было всего около 40. Остальное на покупки – доллары. Менять баксы на евро в России мне не хотелось – там это дело могут обозвать кросс-конвертацией (или чего-то в этом роде) и под шумок загнать такой процент за сделку, что ну его в пень. Так что процесс обмена я оставлял на Финляндию, где евро – родная теперь валюта.

После «праздничного» объявления я некоторое время сидел малость обалдевшим – я не знал, смогу ли я хоть где-то поменять денег, что бы было на что купить все то, что сегодня все равно закрыто. Цель поездки как-то расплывалась.
Причем я-то и сам хорош – мог бы и получше знать о праздниках на своей исторической родине. А то все Суоми, Суоми, а как что, так веник веником. А вот на тех пассажиров, кому сама Финляндия по боку, им бы лишь бы где подешевле схватить, чтоб тут подороже продать, на них смотреть больно было. Они встали в 5 утра, они потратили свои трудовые 20 евро, чтобы полдня гулять и ничего не делать – в их прожженные торговлей и прочей мелкой спекуляцией мозги это просто не укладывалось.

Но не все пропало, успокоил я себя. Во-первых, просто погулять по Финляндии мне хотелось отнюдь не меньше, чем набить рюкзак колбасой, а во-вторых оставались целых две надежды – 1) что хоть какой-то продуктовый магазин во всем городе будет работать, и 2) что на обратном пути будет Duty Free и рыбный магазин – авось там удастся чем-нибудь поживиться. Так что деньги по-любому менять где-то надо. В общем, расслабиться от безысходности не получилось.

Сохранив, таким образом, часть изначального плана, я вновь уставился в окно на предмет любования цивилизованными окрестностями. Любоваться удалось дольше, чем планировалось – едва въехав в Финляндию, наш водитель тут же заблудился. Вернее, пока дорога была одна и прямая, он держался вполне уверенно. Но первая же развязка оказалась ему не по зубам, и мы поехали в другую сторону от Иматры. Причем наша Лена оказалось особой весьма несдержанной и колючей и принялась на несчастного рулевого злобно шипеть, забыв отключить микрофон. И мы всем автобусом слушали этот нудеж минут десять, пока водителю не удалось встать на путь истинный.

После всех границ и неудач в ориентировании на местности, мы прибыли в Иматру в районе половины первого дня. С учетом старта в полседьмого, получается немало в общем-то.
Причем сразу выйти не удалось – сначала мы поехали отвозить желающих торчать в аква-парке в спа-отель, и только потом обратно, к месту высадки. Справедливости ради следует отметить, что меня готовы были выставить с велосипедом еще при въезде в город, но я сам остался – будучи первый раз в Иматре, и не сумев раздобыть карту, я боялся не найти потом место сбора на обратную дорогу.

Фото 3 – вот он, дебютант-путешественник. Чем он там занимался в темноте и одиночестве, я не знаю, но когда я полез проведать Свина, под его задним колесом обнаружилась лужица (видна на снимке). Причем взявшись руками где-то в районе колеса, я обнаружил, что руки у меня в смазке и прочей грязи, которую часто можно обнаружить на Свинах. С перепугу я решил, что у него в дороге потекла втулка или еще что-нибудь в этом роде.
К счастью, это оказалось всего лишь водой из бутылочки, а откуда смазка и грязь в закрытом багажном отсеке…Свин есть Свин.

Фото 4 – тот самый спа-отель и аквапарк. Вход в отель – прямо, прямо и направо. Торчащая правее круглая будка, это ни разу не шахта метрополитена, а просто круглая будка с окнами. Наверно, летом это киоск. Причем самый главный, судя по солидному флагштоку на крыше.
Да, обратите внимание на легковушку с нерусскими (финскими) номерами – для Иматры довольно редкое явление.

Иматра город хоть и небольшой, но длинный. Пока ездили туда-сюда, удалось поглядеть на разбросанные посреди лесов жилые кварталы, то многоэтажки, то очаровательные частные домики. Расстояния для такого городка и впрямь нешуточные. Но все это связано чистыми и ухоженными дрогами, тротуарами и велодорожками.

Наконец, где-то около часа дня нас выгрузили, я обрел свободу и мы со Свином проехали первые метры по финской земле. Свину явно понравилось, он ничем не скрипел, ни пищал, да и вообще еще с утра ехал к автобусу на пять баллов – передачи втыкались с полоборота, тормоза тормозили, фары горели. А то у него бывает…

Имея в своем распоряжении всего-то навсего 2.5 часа времени (обратно уезжаем уже в 15.30, чтобы, значит, успеть раньше всех на границу. Логично, конечно, но зачем тогда вообще было ехать в Финляндию?), я первым делом рванулся в близлежащую гостиницу, на предмет поменять денег. Как ни странно, ни в этом, ни в двух других отелях, обмена денег не обнаружилось. Для города, где на одного жителя приходятся по три туриста, довольно странное решение.

Фото 5 – это не домик Гарри Поттера, а гостиница “ValtiоnHotel”, очаровательное заведение, но вот почему-то без обменника.
Присмотритесь к стенам (в районе балконов) – будь это обычным жилым домом, это же мечта любовника, как все продумано!

Фото 6 – снимок от вышепоказанного отеля в сторону центра Иматры. Шеренга стоящих у тротуара автобусов – часть непрерывного конвейера по доставке в магазины Иматры туристов из Питера.

Попутно меня порадовали тем, что ввиду праздника в городе точно не работает ни один банк, а обычных обменников в Иматре нету. Была мысль воспользоваться уникальным положением Иматры. Дело в том, что это самый близкорасположенный к границе России город Евросоюза. Вернее, таможенная зона начинается даже в пределах городской черты. А с российской стороны почти так же впритык расположен некий город Светогорск. Между ними даже свои собственные соглашения о сотрудничестве есть. В общем, хочу жить в Светогорске – имея постоянную визу, это ж какая красота! Вышел после работы, и сходил в Финляндию пива вечерком попить. Или там в магазин сбегать – расстояние-то километра 3-4.

Так вот, мысль была, если чего с обменом стрясется, съездить туда к границе – уж там-то обменник с финской стороны просто обязан быть. К сожалению, хоть с обменом и впрямь все стряслось, незнание местности вкупе с недостатком времени, умноженное на солидные внутригородские расстояния заставило меня от этой идеи отказаться. Все-таки хочется и по городу покататься-посмотреть, а не только за деньгами носиться.

К тому же я начал подмерзать и малость голодать – мой завтрак, состоявший, в основном, из йогурта и банана, был датирован пятью часами утра. Да еще и в другой стране.
Краткое совещание в одно лицо постановило, с учетом имеющихся в наличии 38.5 евро – совершить скромный завтрак в МакДональдсе, по возможности не вылезая еров эдак за 8. Далее заехать в замеченный по пути киоск – там обычно какая-нибудь колбаса хотя бы продается. По-любому купить банку пива (на посиделки в баре, помимо денег, уже и времени не особо было), дабы вылакать торжественно в честь первого выезда, на берегах рядом текущей Вуоксы. Затем покататься-насладиться-сфотографироваться и ехать обратно, молясь, что в Duty Free удастся поменять деньги. А на случай, если не удастся, сэкономленный остаток евроденег потратить хотя бы на красную рыбку. Все, к бою.

Едем в запримеченный еще из автобуса МакДональдс. Рядом с ним, перед окнами, уютная площадка, где можно привинтить Свина. Цепляя его на два замка (понятно, что мы в Финляндии, но треть машин на дорогах – с российскими номерами, так что кто его знает), грустно поглядываю на третий, спецзамок. Эту дуру я купил весной, на случай жаркого лета, когда я буду купаться в заливе. В таком случае, Свин, оставаясь на пляже, обволакивается вещами, все это запирается на все замки, включая этот. А он, будучи пристегнутым, при любой попытке ввести неправильный код, или перерезать шнур, или сдвинуть его с места, дает 5 секунд на размышления, после чего орет нечеловеческим голосом, на 125 децибел. Я когда дома привыкал пользоваться этим ужасом, шапку на уши одевал.
Лето в плане погоды не сложилось в этом году, и я данным шайтан-девайсом практически не пользовался. Замок лежал дома и символизировал собой холодную погоду. Так вот, теперь с грустью я на него поглядывал потому, что замок брался с расчетом на ДЛИТЕЛЬНЫЙ поход в супермаркет за продуктами. В общем, теперь замок символизирует финские праздники. Мда.

В европейских МакДональдсах мне очень нравится салат Цезарь – там он вкусный, огромный, с соусами…но слишком дорогой для моих нынешних ресурсов. В соответствии с планом, я ограничился Биг Маком, маленькой картошкой (благо хоть кетчуп бесплатно и unlimited) и какао. Уложился в 6.75. Отлично!

После теплого кафе и вкусной еды (да, мне МакДональдс нравится вполне) я воспрянул духом, подавив небольшую депрессию, вызванную пасмурной холодной погодой и отсутствием денег заодно с магазинами. Я снова напомнил себе, что как бы то ни было, но я наконец-то осуществил свою мечту, что я вообще-то катаюсь по Финляндии, а это круто, и на остальное чихать.

Настроение улучшилось настолько, что я решил сходить в туалет. Тем более что в МакДональдсах они всегда почти всегда бесплатные (что сегодня было особенно важно) и почти всегда чистые. Туалет в здешнем «Маке» был не только бесплатным и чистым, но и наиболее укомплектованным из всех, которые я когда-либо видел.
Не знаю, что у них там в женском творится, но в мужском, пардон за подробности, имелось: унитаз, с интегрированными ручками-скобами-подножками для инвалидов; писсуар; а под раковиной приютился очаровательный белый горшок.
Я сначала даже как-то смутился, не в силах выбрать. А на все три девайса одного гамбургера явно недостаточно. В общем, будете в Иматре, сходите за меня.

С новыми силами я вылез на улице, отцепил Свина, и мы поехали кататься по центру Иматры, заодно немного фотографируясь. К сожалению, себя запечатлеть мне не удалось, ибо попросить некого – от товарищей из автобуса я уехал сразу, а улицы города словно вымершие. Ну правильно, мало того, что сегодня праздник и все закрыто, так еще вчера был Вечер Пятницы. Трудно ожидать столпотворения бодрых выспавшихся людей в час дня в субботу. Да и холодно вообще-то.

Самый центр города совсем маленький. Он представляет из себя пару площадей и торговую улицу, длиной метров триста. И в общем-то все. Правда, на этом маленьком пространстве уместился почти весь набор известных по всей Северной Европе магазинов, которые очень рекомендую посетить, если вам нужно чего-нибудь из ботинок-курток и прочих бюстгальтеров – H&M, DressMann, KappAhl, Lindex и т.д. Естественно, с Tax-Free. Напротив расположен здоровый вкусный EuroMarket, само собой закрытый, ну а по улице тянется куча всяких электронных, музыкальных, игрушечных и прочих магазинов. В общем, если приехать не в праздник…

Ну а мне достался маленький киоск, тоже типичный для Европы – в нем есть всего по чуть-чуть – чуть-чуть продуктов, чуть-чуть готовой еды типа хот-догов, чуть-чуть пива, чуть-чуть газет-батареек-мороженого. А главное, он работает. Тут мне удалось купить две небольших упаковки колбасы и банку пива. Солидный улов для двух рюкзаков.

Времени оставалось чуть более часа. Я прокатился из центра по жилым улочкам – вот тут уже все тянется на километры. Тихо, спокойно, чисто, газоны-кустики…эх.

Времени на какие-то далекие поездки уже не оставалось, поэтому я двинулся к самой большой достопримечательности Иматры – плотине и электростанции на Вуоксе.

Фото 7-10 – Вуокса с плотиной и электростанцией. Электростанция лохматого года постройки, чуть ли не 1923-го. Летом там должно быть очень красиво, к тому же по вечерам водопад с плотины подсвечивается всякими красивыми лампочками. Рукав Вуоксы к электростанции (фото 10) тоже оригинален – эдакая гигантская ванна с водой, стены которой метров на 5-7 поднимаются над землей. Прямо река на втором этаже.

Покатавшись по дорожкам вдоль озера, последние 20 минут свободного пребывания в Иматре я посвятил скамейке с видом на плотину, где и было торжественно выпита банка пива. Причем за самой банкой тут же нарисовалась охотница.
Какая-то местная бомжиха ковырялась в урне, и заметив у меня банку, заняла выжидательную позицию неподалеку – в Европе за сдачу пустых банок дают 15 центов. Допив пиво, я отдал этой красавице банку. Та начала говорить благодарности. Я, с обычной грустью, вынужден был на английском признать свое незнание финского языка. Так эта бомжиха, пусть с трудом, но смогла и меня понять, и даже соорудить нечто вроде Thank you very much. В общем, даже бомжи в Европе другие.

Фото 11 – вид на “ValtiоnHotel” с моста через Вуоксу. Все-таки и у меня иногда получаются удачные виды. Или, скорее, иногда попадаются такие виды, которые даже я не могу испортить.

Фото 12-14 – ну а это виды центра торговли и прочей жизни Иматры. Как видим, в тот субботний день улицы были практически пустынны, а магазины лишь дразнят своими вывесками. Свин же вполне себе доволен чистыми ровными дорожками и полным отсутствием битого стекла.
Фото 14 самое многолюдное, кстати – в один кадр попало сразу 6 человек! Плюс кусочек еще одного на горизонте. Вот им не спится. Видимо, какое-то местное общество трезвости.

Ну а после завершения церемонии празднования приезда в Финляндию, я сказал Свину, «Прости друг, но нам пора, хорошего понемножку», и мы с ним уехали в автобус.

Вот здесь выношу минус нашей лидерше.
Узнав, что мы сначала едем забирать купальщиков из аква-парка, и лишь затем покидаем Иматру, я попросился эти полчасика еще покататься, пока они туда-сюда. Мне было отвечено, типа ой, я бы и рада, но дело в том, что обратно мы не вернемся, а там сразу на шоссе какое-то выезжаем – короткой дорогой. Ну ладно.
После этого мы уехали в аква-парк, забрали там туристов и вернулись обратно в Иматру – Елена пошла селить нескольких человек в гостиницу (кто на ночь оставался). И мы стояли еще полчаса ровно на том месте, откуда уехали еще за полчаса до этого! Эта нехорошая тетка буквально украла час времени!

Да, если кто посмотрит на карту, может задать резонный вопрос – а чего это вы из Иматры прете лишних 40 км до КПП Нийумяя-Брусничное, когда прямо у границы Иматры есть КПП «Светогорск», и можно меньше тратить время на дорогу? Все просто – по словам Елены, дорога от Светогорска в сторону Выборга разбита настолько, что приходится делать крюк на другую таможню. Эх, эти извечные российские беды.

Перед границей мы заехали-таки в рыбный и «дьюти-фришный» магазин. На него, как помните, возлагались все мои надежды. Вбежав в здание магазина (там еще кафе, туалет и т.д. – типичный приграничный комплекс), я не обнаружил, к своему унынию, обменника. Уже мало что надеясь, подхожу к сотруднику магазина, начиная с “Excuse me…”
«Чего Вам?», отзывается тот на чистом русском. Оказывается, хоть магазин и финский, и на финской территории, и торгует финскими товарами, весь персонал – русский. Видимо, даже хладнокровным финнам не удается выдерживать весь тот дурдом, который творится у прилавков и кассы, когда там ежедневно скапливаются толпы частников и автобусных туристов, устраивающих посредством магазина натуральное соревнование – все стремятся купить как можно больше и выбежать как можно быстрее, дабы таким путем обогнать своих соперников перед границей.
Так вот подгоняли и нас – бедлам полный. Никогда не бывал на каких-нибудь южно-азиатских рынках, но уверен, что по шуму-гвалту-суете они далеко позади.
Но все это было ничто по сравнению вот с чем – они берут любые деньги! Евро, баксы, рубли, как пожелаешь! Так что десять минут беготни с коляской по магазину и еще пятнадцать на давку у кассы, и мои два рюкзака забиты под завязку. Ура!

Любопытно было наблюдать, как в ответ на привычное наплевательство некоторых руссо-туристо (они, выкладывая товар на кассу, бросали тележки прямо под ногами, создавая там целый затор, одновременно лишая «тары» вновь приходящих), русскоязычный персонал магазина возмущался: «Ох уж эти русские! Что за люди, ну никакого воспитания!». Тлетворное влияние Запада?

Заехав далее еще и в «ликеро-водочный» «дьютик», я купил там пару бутылок ликера Vanha Tallinn да пару банок пива в нагрузку – последние уж слишком дешевы там, до неприличия. Притащив все это на свое место в автобус, и разложив на сиденье, я понял, что надо было брать три рюкзака.

На обратной границе про велосипед мой опять никто не вспомнил. Включая водителя, который рванул (порожняком) от терминала к терминалу с распахнутыми багажными люками. Хорошо, Свин там за что-то зацепился колесом и не вылетел.

Фото 15 – Это обращение жителям провинциальной Финляндии пришлось повесить для жителей культурной и прочих российских столиц.
Должен сказать, я о таких вещах слышал от знакомых. Я про такие вещи читал в Авторевю. Но вот я и сам лично увидел подобное. Табличка на РУССКОМ языке висит на финской территории около приграничного магазина. Ноу комментс, как говорится.

Ну вот почти и все. Границы мы прошли успешно по тамошним меркам, часа за полтора, успев-таки проскользнуть перед носом у толпы автобусов из Хельсинки.
После границы вновь полюбовались красотами Сайменского канала, теперь в ночном варианте – воды в темноте почти не видать, но канал обозначен яркими красными и зелеными бакенами, чьи огни неожиданно то появляются из мрачного леса у дороги, то так же уходят обратно – петляет он, что школьник по пути с выпускного бала.

В городе, будучи высаженным у «Октябрьской», я с превеликим трудом взгромоздил на себя все эти килограммы колбасы, и попер домой. Ехать было тяжко – если при прямолинейном движении оно еще как-то катилось, то при каждом повороте начинался знаменитый эффект «Икаруса-гармошки», «Вынос - 1 метр». Особенно боязно было ненароком снести выпирающим вторым рюкзаком какое-нибудь зеркало у какого-нибудь Мерседеса – со всеми его электрорегуровками, подогревами, повторителями поворота и остальными интернетами.

В общем, где-то около одиннадцати вечера я ошвартовался у своей парадной. Поездка заняла в «абсолюте» примерно 17 часов, из которых аж целых пять в Финляндии, от границы до границы.

Да, в конце хочу в некоторой степени извиниться за возможный перебор с критическими замечаниями – я не то чтобы специально придираюсь к здешним реалиям, просто когда выскакиваешь вот так вот по ходу дня в Финляндию и обратно, разница во всем так бросается в глаза…А ведь все равно зовут Чухной J

Что же до общего впечатления, то несмотря на кучу мелких и средних неудобств и перекосов, то оно сугубо положительное. Все размышления о куче времени, потраченном на дорогу, о подъеме в пять утра – все это перекрывается каким-нибудь простым ощущением «А я сегодня катался по Финляндии».
Так что, с учетом того, что идея «бюджетных» выездов на один день ради красот да фрикаделек меня захватила, то какие выводы мы сделаем? А выводы таковы:
1. Оглядываясь назад, на вопрос, поехал ли бы ты, если бы заранее знал, как оно все будет, ответ – да,
2. Оглядываясь назад, на вопрос, поедешь ли ты снова этим путем, зная как оно все, ответ – нет,

Ибо, если повезет, в недалеком будущем удастся реализовать другой вариант подобного микро-путешествия. Или, говоря иначе, «Не на том, не туда, и не так».

Hei-do,

Макс
03.11.2007 – съездил
14.11.2007 – доложился-таки.


Рецензии