Мосада

Крепость Мосада, расположенная на высоком утёсе на берегу Мёртвого моря среди суровой и недоступной местности, удивляет жителя 21-го века сохранившейся архитектурной красотой и техническим совершенством: синагога, просторные жилища, вместительные водоёмы, облицованные керамикой бани…
Римский летописец еврей Иосиф Флавий подробно описал оборону и падение этой крепости. Устами коменданта Мосады Элеазара Флавий оправдывает римлян, наказывающих иудеев от имени Бога: «Бог, по-видимому, уже давно произнёс этот приговор над всей иудейской нацией. Мы должны потерять жизнь, потому что не умели жить по Его заветам».
Еврейский пророк Иеремия (родился в 650 году до нашей эры.) теми же словами предсказывал разрушение Первого еврейского храма Навуходоносором: «Господь избрал его для наказания строптивого еврейского народа».
Через 2000 лет после разрушения Второго храма некоторые философы, в том числе и евреи, таким же словами будут объяснять трагедию еврейского народа (ШОА) во Второй Мировой войне 1939-1945 годах.
19 августа 2003 года, Иерусалим. Израиль на своей земле и в своём государстве. Жаркий вечер, половина десятого. Террорист араб взрывает автобус с возвращающимися домой людьми после молитвы у Стены Плача. Кровавое месиво: 20 человек погибших и 100 раненых – дети, беременные женщины…. Назавтра корреспондент берёт интервью у верующего еврея и получает ответ: «Нас наказывает Бог».
В ночь за несколько часов до рокового штурма римлянами последней израильской цитадели комендант её Элеазар произносит «великолепную речь о бессмертии души». Элеазар уговаривает защитников крепости не сдаваться в плен, а покончить жизнь самоубийством, «ибо смерть дарует душам свободу и открывает им вход в родное светлое место, где их не могут постигнуть никакие страдания»?; «как же можно бояться смерти, когда приятен покой во сне». Какой набор слов! Самоубийство противоречит основам иудаизма, только Творец хозяин человеческой жизни: «Все души – Мои они».
Кто мог передать Флавию образную и длинную речь Элеазара? Несколько женщин, спрятавшихся от смерти в подземелье и обнаруженные римлянами? Смерть красива из уст римского летописца. Он не убивал защитников крепости руками римлян, смерть он одел в словесную чешую и зарезал защитников крепости их же собственными руками (якобы 960 человек). Ни один из римских свидетелей того времени, кроме Иосифа Флавия, не оставил ни малейшего намёка о разыгравшейся необычной трагедии, а современные историки и археологи не могут с уверенностью подтвердить легенду о самоубийстве защитников крепости. Евреи восставшего в 1944 году Варшавского гетто предпочли смерть с оружием в руках против врагов.
Римляне штурмовали Мосаду в конце 72, начале 73 годов (нашей эры), то есть в зимний период. Обычно в это время года природа неспокойна. Ливневые дожди обрушиваются на Иудею, на район Мёртвого моря. Вода с огромной скорость несётся по горным ущельям, разрушая и смывая на своём пути всё, в том числе римские заборы и солдат вокруг осаждённой крепости.
Я был свидетелем, когда построенный по всем правилам конца 20 столетия железобетонный мост в районе Эйн Геди у впадения долины Аругот в Мёртвое море был снесён водяным потоком во время дождя как спичечный коробок.
Сам факт строительства римлянами заборов вокруг утёса указывает, что Мосада имела связь с внешним миром. Крепости обычно строились с запасным секретным выходом, а тёмная ночь и непогода в горах были верными союзниками преследуемых. В 2004 году уровень Мёртвого моря был ниже Средиземного на 415 метров; в начале 20-го века – на 394 метра; каким был уровень 2000 лет тому назад нам неизвестно, но не менее. Следовательно, можно смело предположить, что море плескалось у подножия утёса Мосады, и широкие канализационные трубы связывали крепость с ним. Физическая возможность бегства существовала, и об этом проговаривается летописец: «Но Элеазар и не думал о бегстве, да и никому другому он бы этого не позволил». И ещё одна фраза. Перед решающим штурмом римляне возвратились в лагерь, «на ночь они усилили стражу, дабы никто не мог бежать из крепости». Хочется верить, что комендант крепости, люто ненавидящий римлян, в предшествующие штурму ночи был занят спасением гарнизона, а не его уничтожением.
Уж не позор ли было для римлян ворваться в пустую крепость после нескольких месяцев штурма? Элеазар предвидел, что «римляне будут огорчены, когда они овладеют нами и увидят себя обманутыми в надежде на добычу». Поэтому для утешения римлян и придумал Иосиф Флавий, придворный римский историк, самоубийство защитников. Да ещё сам устами Элеазара потренировался в красноречии о философских трактатах связи души и тела, о тяготении души в оболочках тела на примере индусов, о величии духа над телом…. И ни одного слова о героизме защитников крепости.
В милуимах, с иврита на русский это означает пополнение действующей армии военнослужащими из запаса, мне пришлось охранять границу Израиля по всей её протяжённости, в том числе в районе Мёртвого моря. Это сегодня минные поля, электронные глаза, проволочные заграждения, дозорные пикеты и много многое другое, граница на замке. Но в те далёкие от нас времена….
Севернее Мосады в районе Эйн-Фекша находятся Кумранские пещеры, их обитатели, евреи не убивали друг друга, они покинули свои жилища в горах при приближении римлян. Жители Мосады последовали их примеру. Рим увозил евреев-рабов на запад. Для Израиля существовала только одна дорога свободы, и вела она на восток в Аравийский полуостров. Израиль знал туда дорогу с древнейших времён.


Рецензии
Анатолий, доброе утро.

Интересный рассказ. Историю о самоубийстве защитников Мосады в 70-е годы н.э. не знал. Спасибо за интересные штрихи и комментарии к ней.

С нравственным самосознанием верующих евреев знаком. В свое время с интересом прочел "Историю Религии" прот. Александра Мень, где было изложено не мало исторических фактов, рассуждений и объяснений по этой теме. Да и не только из этого источника. Нравственное самосознание и верность своим духовным традициям заслуживают уважение.

Всяческих благ, Анатолий и удач.

С уважением,

Игорь Ко Орлов   31.08.2017 09:15     Заявить о нарушении