Поэт в России, больше, чем поэт?

Кто такой русский поэт сегодня? Нужна ли поэзия нашему поколению и нужна ли будет будущему? Хотим мы или не хотим, но время романтизма, как явления, прошло…Абсурдизм сознания подвального поколения или реализм сознания трудового класса, уже устарели... Как мы живем? Или мы погрязли в полнейшем жанровом эклектизме, как в художественном так и поэтическо-прозаическом…

Поэт в наше время обрекает себя на добровольное изгнание из общества, истерически - радостно взваливает на свои плечи крест–мук, истекая кровью душевной шагает в каждый божий день… Не соглашаясь с законами этого мира, он устанавливает свои законы или просто созерцает, не важно, что бы он ни делал, все у него обострено и во всем он непременно видит смысл мистический…

И сегодня Белла Гусарова поэт «нашего времени» надеюсь немного приоткроет завесу тайны жизни поэта, и может быть даже разрешит вопросы, мучающие современное поколение, которое начинает писать с восторгом в глазах и правдивым сердцем, и в конце – концов, становясь взрослыми, весь пыл угасает, угасает от реализма, и от вечного вопроса как заноза засевшего в сердце «Зачем, и кому это все нужно?». А путь того, кто решил творить – свою жизнь, людей, вымыслы и фантазии очень сложен и очень трагичен – всегда! Художник находится в непрестанном поиске и познании, задаваясь бесконечными вопросами - без ответа. Но путь художника, как ничей другой – интересен и неповторим. Потому что он свою жизнь « …творит сам, по собственному произволу…», « и не надо кричать им не надо…».

Белла Гусарова - современный поэт. Общаясь с ней, поражают ее маленькие, и утонченные внешние формы, и огромный, бездонный внутренний мир философа, который иногда смеется сам над собой с надрывом, утирая слезы, или же наоборот жестоко обрушивается на себя с размашистым сарказмом и иронией. Безусловно, ее стихи очень острые. Она пытается познать внутренний мир, свой, а значит и "соседа по камере". В ее стихах видна огромная любовь к Античности и античным сюжетам. Видимо потому, что все темы и сюжеты человеческой борьбы, радости, горечи, ненависти, уже давно были заложены в древности.

Издано три сборника поэта Беллы Гусаровой

"Мимо" 2001г., "Оставляя город" 2003г., "Сука – любовь" 2006 г.

Я.Б.: С чего все началось? Расскажите, как родилось первое стихотворение?
Б.Г.: Как родилось первое стихотворение, я не помню, поскольку стишки начала
пописывать ещё в дошкольном возрасте. Поэтому о причинах возникновения
рифмованного текста можно только догадываться. И не будем забывать, что
практически все дети талантливы, у них ещё не сформировано стереотипное
мышление, не закрылся канал, через который человек получает вибрации из
космоса. Дети - творческие люди. Я считаю писать стихи в детстве и юности -
это нормальное явление. Поэтому о рождении первого стиха - ничего не скажу.
Может быть, когда-нибудь расскажу о рождении последнего (улыбка) Ещё есть
время повзрослеть.
Я.Б.: Нужна ли России современная поэзия?
Б.Г.:Почему Вы не спрашиваете - нужна ли России классическая поэзия? Это
бесспорно или тоже под вопросом?.. (улыбка) Вообще, я не знаю, что в данном
случае понимать под Россией. Это огромная страна, и я понятия не имею,
нужна ли ей поэзия, и если да, то какая. Знаю достаточно много людей,
интересующихся литературой. Но также знакома и с другой категорией, ничего в поэзии не смыслящей (возможно, отношусь к ней и сама). В сегодняшней России, где люди в основном заняты проблемой выживания, стихам достаётся
ограниченное пространство - интеллектуалы, арт - публика, молодёжь. Здесь я
указываю, в частности, поле, в которое попадают мои стихи. Они могут попасть
и в другое, но в нём не прижиться, и я не питаю иллюзий относительно их
нужности большому кругу людей, что выясняется из собственного опыта и
подтверждается мнением других, в частности, кандидата философских наук,
доцента кафедры культурологии и глобалистики (не буду называть фамилию): И не надейтесь, Белла, на широкую популярность, ваша поэзия элитарна, культура сейчас в упадке... Поэтому, не берусь отвечать за всю Россию - нужна ли ей современная поэзия. Но раз она существует, и достаточно живо, по моим наблюдениям, значит, это кому-то нужно. Просто не надо забывать, что сотни людей в нашем городе не знают, к примеру, кто такие Кушнер и Горбовский. Современная поэзия варится в собственном соку. Надеюсь, пока... А говорить о необходимости современной поэзии России на государственном уровне просто не хочу, не вижу смысла.
Я.Б.: Что такое издание книги стихов сегодня?
Б.Г.: Сегодня для этого неплохо бы иметь деньги. В настоящее время распространена практика издания книг стихов за собственный счёт, или за счёт спонсоров. Как сказала товаровед по работе с авторами Дома Книги - жанр невостребованный, поэзию почти не покупают (классическая тоже имелась ввиду). Это, кстати, к вопросу - нужна ли сегодня поэзия России. Поэтому издатели не слишком стремятся издавать стихи. Конечно, они издаются, но всё это малые проекты. А магазины не слишком заинтересованы брать их на реализацию. Поэтому мои книги, к примеру, можно купить в галерее Борей, в клубе Платформа или в Интернет - магазинах. Издание книги не проблема, проблема в её пути к людям. В настоящее время хороша идея выпуска звуковых книг в формате CD. Современному человеку проще слушать, чем читать.
Я.Б.: Чем отличается "поэт" от "просто" людей?
Б.Г.: Давайте только не будем отрывать поэтов от земли. Поэт - тоже человек, он живёт в той же реальности, что и просто, как Вы выразились, люди. Он тоже ест, спит, болеет и т.д. Другое дело, что он видит и познаёт эту реальность,
и другие, через слово. Через слово он их и выражает. Можем сказать, что он
видит и чувствует глубже и тоньше. Но просто человек тоже на это способен,
у него тоже есть такая потенция, просто она не активирована, или
дезактивирована, либо он не хочет, не может, или ему не дано выражать свои
опыты и размышления вербально. Вот и главное отличие. Художники и музыканты пользуются иными средствами. Вы, правда, о них не спрашивали. Но в этом их отличие от поэтов и других просто людей. Я совсем не склонна
идеализировать поэтов, что, впрочем, любят делать люди от поэзии далёкие.
Образ розовощёкого с горящими глазами поэта-воздыхателя, этакого неземного
существа, как ни странно, ещё живёт в сознании людей. Или поэтессы в шляпе,
в шали, порхающей над землёй барышни. С моей точки зрения, поэты достаточно закомплексованные люди, им на самом деле не слишком уютно в социуме, им не хватает понимания и т.п. Алкоголь, наркотики, шизофрения как следствие. Можно сказать, люди, более всего достойные жалости (улыбка) Потому что, если добавить всё-таки немного пафоса, за особенные дарования человек расплачивается. Каждый по-своему, но расплачивается. Одиночеством,
депрессиями, жизнью, наконец - примеров здесь масса, и о них знают, так
скажем, и обычные люди. Высказанное и напечатанное слово обладает силой,
происходит обратная связь с автором, и не только. Литература - дело опасное,
ничего нового в этом смысле я не говорю.
Я.Б.: Часто ли у вас возникают депрессии и почему?
Б.Г.: Да... я о них уже упомянула. Наречие часто ничего не выразит, если не
взять точку опоры для сравнения. Я здесь хочу взять за точку отсчёта
словосочетание могло бы быть реже (сегодня ироничное настроение).
Отталкиваясь от этого выражения, мне остаётся сказать, что, да, депрессии у
меня бывают часто. Но из них глубокие, с суицидальными мыслями (не порывами, не действиями) редки. Даже в депрессии я пытаюсь мыслить философски, что не очень помогает переживать её легче, но, во всяком случае, выхода из окна не случается. В это время я ложусь на дно и просто жду, когда она себя исчерпает. Это абсолютно трезвое время. Это время с минимумом иллюзий, время падения занавес и защит, время без веры. Ты видишь реальность голой, прозрачной, жуткой и абсурдной. Я не говорю, что она такой является. Таким становится твой взгляд на неё. Мир не виноват в твоих депрессиях, это твои проблемы в отношениях с ним. А причиной того, что внутреннее зрение уходит в этот угол, может быть что угодно. От взгляда на увядающий цветок, от пенсионерки, собирающей по урнам бутылки, от невозможности идеальной любви, от землетрясений, уносящих тысячи жизней, от бомб, летящих на города, от собственного и, в целом, человеческого несовершенства и так далее. Пессимистическое начало захватывает, засасывает в воронку tedium vitae (отвращения к жизни, оно же меланхолия, оно же, сплин, оно же депрессия) И её длительность и глубина зависит от резервов оптимистической половины личности в данное время. Вот так примерно...
Я.Б.: Как бы вы назвали ваше направление в поэзии или с каким бы направлением сравнили?
Б.Г.: Мне трудно отвечать, потому что я об этом не очень задумываюсь. Мне не
кажется это важным вопросом. Родившемуся ребёнку имя дают родители, и этим обуславливают в некоторой степени его направление. Проделывать это со
стихами (я имею ввиду не имя, а определение направления) мне кажется
необязательным. Стих уже рождается таким, каким он и будет жить (если будет,
если он доношен и здоров) Можно назвать его классическим, символическим,
авангардным, экспериментальным, суть не изменится. Поэтому в мои задачи это
не входит. Пусть классифицируют другие, если кому-то нужно. Если хотите,
назовём направление свободным, потому как стихи пишутся разные, и по форме, и по содержанию и т.д. Во всяком случае, ограничений и установок не задаю. Но могу привести отзыв 16-летнего человека (обнаружила через поисковую систему на одном из сайтов): Мне нравятся С.Михалков, Маяковский и Белла Гусарова, хоть и авангард, но красивый. Это мнение вызвало у меня улыбку странным набором и выводом, возможно неправильным, что молодой человек авангардные направления не любит, и Маяковского, видимо, к нему не относит. Такая точка зрения.
Я.Б.: О чем мечтаете?
Б.Г.: В 12 лет я писала хочу, чтоб не было войны, чтоб над планетой нашей сияло солнце доброты, планета стала краше. Детские наивные строчки, но суть
желаний с возрастом не меняется. Это, если глобально. Правда, максимализм и
идеализм никуда не делись. Но всё-таки хочется приземлиться в мечтах... К
примеру, мечтаю ещё раз съездить в Индию. Не очень-то земная мечта, если
учитывать, что придётся лететь самолётом (улыбка), и попадаешь в совершенно
другой мир, даже если посещаешь его маленький уголок, в отличие от друзей,
путешествующих по всей стране в данное время автостопом. Читать их письма,
всё равно, что погружаться в фантастический сказочный мир. Только это
реальность, совсем другая реальность, совсем другие люди... всё другое.
О чём еще?.. Не знаю, плохо у меня с мечтами. Когда-то мечтала в Антарктиду
попасть. Видите, у меня они с географией в основном связаны, со всякими
далёко, с нелёгкими доступностями. Не будешь ведь мечтать о том, что лежит под ногами. И потом, мечты - это не совсем желания. Желания рано или поздно сбываются, а мечта лучше пусть будет несбыточной. Так что, Антарктиду, пожалуй, и оставим главной мечтой.
Я.Б.: Чего боитесь?
Б.Г.: И ничего, и всего.
Я.Б. Интересуется ли поэт Белла Гусарова политикой?
Б.Г.: Нет, я аполитичный человек. Я не смотрю телевизор, не читаю газеты, новости до меня доходят случайно и от других людей. Меня волнуют такие результаты политики и экономики как нищета и страдания людей, войны, терроры и прочее. И радовали бы благополучные, но я не в состоянии смотреть программы новостей, к примеру. Лишних поводов для депрессий не ищу. Выборы, смены правительств... вся эта политическая, дипломатическая трескотня нагоняют скуку. В жизни есть более увлекательные темы - история, литература, искусство, философия, религия. Я, как житель провинции или муниципии Древнего Рима, не слишком бы прочувствовала переход от республиканского строя к монархическому тираническому правлению цезарей. Веду достаточно анахоретский образ жизни для жителя мегаполиса.
Я.Б.: Должен ли поэт интересоваться политикой?
Б.Г.: Мне не очень нравится глагол должен. Я против того, чтобы кто-то кому-то чего-то был должен. Здесь я безотносительно политики говорю. Я за то, чтобы действия и не - действия совершались без принуждения, в свободной
осознанности. Собственно, вот и весь ответ.
Но есть поэты, которые, видимо, должны интересоваться политикой, потому
что у них ярко выражено направление - гражданская поэзия. Но, лично мне,
больно слышать графоманские спекуляции на темы Бесланов, Норд-Остов и пр.
через день (утрированно) после трагедий. Особенно, если они высказаны от
первого лица, героя, якобы пережившего эту трагедию лично, меня может
накрыть волной возмущения. Можно, конечно, теоретически идентифицировать
себя с участником трагедии, но, практически, если у пишущего не было, к
счастью, этого жуткого реального опыта, то я неизбежно чувствую фальшь, даже если поэту, скажем так, искренне больно от случившегося. Люди, пережившие страхи и ужасы терактов и войн, часто не могут говорить об этом, и мне проще понять их, чем желание сочинителей выразить чужую боль, знать о которой эмпирически невозможно. Поэтому я думаю, что стихи на такие темы должны быть более корректными и отстранёнными... А какое-нибудь литературное глумление над абсурдными политическими ситуациями воспринимаю с юмором и удовольствием.
Я.Б.: Как вы относитесь к происходящим по всему миру терактам и стихиям,
бушующим в Соединенных Штатах Америки?
Б.Г.: Думаю, что в предыдущем вопросе я частично ответила... Как можно относиться к терактам? Теракты - это провокации того или иного рода, но реакции на них правительств кардинально не меняют ситуаций. Мне кажется, хоть я и не интересуюсь политикой, мне кажется очевидным, что ситуация в мире только ухудшается и обостряется. Здесь у меня апокалипсическое мировоззрение. Но я просто человек, и могу лишь переживать, или прятаться от всего этого кошмара в свой внутренний мир. Что я и делаю с переменным успехом. Но и там, во всех этих палатах и думах, наделённые и наделившие себя властью, бессильны. Думаю, что политическая ситуация на планете, как и геофизическая, развивается по своим внутренним законам. И сейчас она в глобальном кризисе.
А по поводу бушующих стихий... К ним у меня более конкретное отношение. Есть планета Земля, на которой мы живём, и которая живёт под нами. Но
человеческое эго забывает, или не может смириться с тем, что это система,
которую создал не он, что ею невозможно управлять по своей прихоти. А если в
одном процессе это вдруг было возможным, то в другом она взбунтуется. И мы
называем природной катастрофой то, что, по сути, является природным
явлением, геофизическим процессом. Это катастрофы для человека, но и их он в
некоторой степени провоцирует сам. Не думаю, что Земля оставила без реакции
ядерные взрывы, которые проводились в её недрах, не думаю, что она не
реагирует на любые вмешательства в её процессы. Это живой организм. Теперь
человеку надо искать универсальные средства защиты от её бешенств. А к чему
эти поиски могут привести...попытаюсь воскресить в себе оптимизм.
Я.Б.: Ваши любимые художники и художественное направление в искусстве?
Б.Г.: О, как хорошо, что Вы об этом. Мне, могу признаться, говорить на эту тему приятнее, чем думать о гражданском долге (улыбка). Имею даже диплом об окончании детской художественной школы. Но...нет...на выставку не приглашу, холстов и кистей среди имущества нет. Но с удовольствием провожу время в мастерских друзей, где можно листать альбомы, распивать чайник вина и отвлекаться от бушующих стихий. Не в этом, единственная задача искусства, но, несомненно, одно из его свойств.
Наиболее любимых и исцелованных художников будем искать в
постимпрессионизме, за исключением импрессиониста Клода Моне, от чьей
картины Впечатление. Восход солнца, как известно, и получило, с лёгкой
руки критика название всё направление. Прослезиться перед Берегами Марны Сезанна или вкусить сочных плодов Гогена, это всегда с готовностью
(улыбка):Когда начинаешь задыхаться в реальности, недостаток света и воздуха
компенсируешь, вглядываясь в картины или репродукции...Когда приходиться
определять любимых художников, мне хочется сказать, что, конечно, трудно
ограничиться кем-то. Например, сейчас память выдаёт два полотна Матисса и
одно Кандинского, и фреску, изображающую Приапа в Помпеях, и фаюмский
портрет юноши, и Прогулку заключённых Ван Гога, и мой портрет Владимира Хахо (простите за нескромность) и Вечерю Татьяны Шкариной (надеюсь, двое последних в списке художника не обидятся оказаться в этой компании)
Я.Б.: Кто такой - русский поэт сегодня?
Б.Г.: Думается мне, опять вопрос с намёком на гражданскую ответственность, да?.. Что ж, буду выкручиваться как-нибудь (улыбка). Русский поэт сегодня - это человек, пишущий на русском языке, глубоко переживающий проблемы нации, остро реагирующий на актуальность, не остающийся в стороне от...Ладно, хватит иронизировать в духе соцреализма. Поэт - это, прежде всего человек. Сегодня или завтра. Русский или не русский. Со своим мировоззрением, своим проблемами, своим характером, своей жизнью. Каждая личность уникальна, не могу делать обобщения, никакого образа
сегодняшнего поэта дать не могу, никакой миссией наделять не буду, никакого
долга на него не повешу. Но хотелось бы, чтобы это был более-менее
свободный, и свободолюбивый человек. Для меня это важнее всего.


Белла Гусарова
*
М.Л.
над пагодой моей погода - ноль
следы ведут назад на снеге талом
смертельный спуск с горы отложен, но...

горячее саке и айкидо
и ракурсы с кровищей от Китано
и чёрная мигрень - всё будет до

игры в японско-русское кино -
мой самурай придёт взмахнуть катаной:
его я встречу вряд ли в кимоно


Рецензии
Ваша статья хороша.Даже более того.
Очень мудрые люди- и вопрошающий и отвечающий.
Постоял рядом с Вами с большой пользой для себя,послушал беседу.
Не думаю о том-поэт ли я.Надо делать дело с максимальной
выкладкой и не рассуждать о том,что из этого выйдет.Сравнения с кем-либо к истине
не приведут.Нужно вкладывать свой кирпичик в общее дело.
Птичка по зёрнышку клюёт.
Вся беседа-словно подслушанный мотив моей души.
Очень родственно,каждая мысль.Что ещё более утвердило меня
в необходимости продолжения движения.
Полное тождество невозможно и не нужно.Луг красив разнообразием красок и ароматов.А вот разномыслие углубляет
перспективу.С одной точки очень сложно рассмотреть объём.
Спасибо Вам,Яночка,за столь интересного собеседника!
С Новым годом!Удачи Вам и упорства в добрых делах!
Александр

Александр Негреев   01.01.2008 21:35     Заявить о нарушении
Спасибо вам за искренность)

Богданова Яна   18.01.2008 17:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.