Эксперимент

Посвящается знакомой мне молодой богине, в глазах которой я родился и умер

Солнце по небу
Как я по дождику - слаб
Милый, милый волос
Милый, милый голос
Константин Рябинов 1985
I
Он сидел на стуле и смотрел на свое отражение. Он часто делал так. Ему приходило в голову, что это попахивает нарциссизмом, но он решил, что ему наплевать на это. Вообще, он же не любовался собой. Иногда он даже и не смотрел на себя, а задумывался о чем-то и просто оставался перед зеркалом, замирал перед ним. Смотрел в зеркальную поверхность невидящим взглядом. Иногда смотрел себе в глаза пытаясь разглядеть что-то. Иногда он разглядывал себя. Волосы, глаза, нос, уши, губы. И думал о том, как возможно было создание такого. Он трогал кожу, щупал её, мял, пытался понять "из чего" она. Он тяготился своей внешностью? наверное. Но только когда задумывался над этим, большую часть времени ему было наплевать на свою внешность. Он тяготился телом? видимо так. Он думал, что то, что внутри не похоже на то, что снаружи. Он думал: кожа, подкожный жир, мясо, сосуды, кость черепа, кожа, мясо, плоть, жалкая, ничтожная плоть, омерзение.

***
- Интересный смысловой ряд, не правда ли коллега - человек в белом халате с мягкими глазами отошел от окна.
- Хм. - Как-то неопределенно хмыкнул его собеседник, сидящий за столом и
помассировал пальцем шрам на переносице.
- Когда нам указали на него, нам обещали интересные последствия. - извиняющимся, виноватым голосом проговорил первый.
***

 
Но этого не было когда он жил с ней. Он стеснялся смотреть на себя в зеркало в её присутствии. Да и зеркал поначалу не было. Потом появилось маленькое косметическое зеркальце, потом небольшое, которое отдала им их знакомая, живущая некоторое время с ними. Она им была как сестра. Иногда даже спали вместе, втроем, еле помещаясь на диване.

 

II

Человек подошел к зеркалу, стянул с него изъеденный молью, темный шелк и сел, напротив, на стул верхом. Сложил голову на руки лежащие на спинке стула, и уставился в зеркало. В зеркале отражалось окно. В окно сегодня показывали серое небо с рваными облаками, которые на самом деле были выбросами большого аллюминиего завода, находившегося за городом, но отравляющего весь город. В окно были видны голые деревья, похожие на людей на бесповоротной обреченной стадии дистрофии, качающие своими тонкими, обглоданными ветками. В окно были видны люди, зарывающие свои лица в полы одежды, воротники и шарфы, спешащие по своим делам. И газеты, катящиеся вместе с поземкой по припорошенному снегом льду. Все было так же как вчера, позавчера, неделю назад. На дворе стояла поздняя осень, а может быть ранняя зима.
все было, так же как и месяц, год, век назад.

<<Все это начиналось как эксперимент. Хотя нет, не совсем так. Сначала мне просто была интересна Она. Как человек. Потом мне захотелось ей помочь, потому что мне показалось, что она умирает, тает прямо на глазах. Скорее даже не так - просто не живет. Я оказался прав, у нее был трудный период жизни. У родителей проблемы с бизнесом, к тому же они в другом городе, временами плохие отношения с бабушкой, с которой она тогда жила. Все началось с того, что я дал ей послушать музыку, которая в тот момент спасала самого меня. Она оказалась интересным человеком. Настолько, что я начал забывать о друзьях и погружаться в нее. Со временем это переросло во что-то иное. Не знаю во что. Мы даже жили вместе какое-то время. Но потом все так же неожиданно и в то же время закономерно закончилось, как и начиналось. А начиналось все с того, что я хотел вытащить ее из депрессии. В итоге она привязалась ко мне (или я своими необдуманными поступками привязал ее к себе). Со мной случилась та же история. Да, возможно это просто синдром пациента, который "влюбляется" в своего психоаналитика. Это, в принципе, объясняет все.>>
 
III
  В дверь долго и затейливо позвонили. Человек медленно поднялся с дивана и направился к двери. Посмотрел в глазок, и, постояв в нерешительности какое-то время, открыл дверь.
- Ты, почему без звонка?
- Ты чё? Ты ж сам сказал не звонить - у тебя на трубе башлы кончились.
- А. Да, извини...
- Ну чё, будешь брать? Бери, чё я зря всё это тараканил?
- А что у тебя?
- Да как обычно, хули.
- Давай две лестницы.
- Щас... Держи... Травись на здоровье.
- Сейчас принесу. - Человек сходил в темноту комнаты и вернулся с деньгами. - На, держи.
- Давай. Та-а-ак - гость быстро пересчитал купюры - Ага. Ну, пока. Смотри, не пережри.
- Бывай - и когда закрыл дверь - я жить хочу - и рассмеялся.

***
- Хм... - удивленно хмыкнул сидящий за столом и подался вперед. Стоящий в белом халате тут же начал рыться в папке и вытащил оттуда исписанный листок.
- Вот, один из его черновиков, от которых он избавился:
 "У меня был знакомый, клевый чувак
Учился, работал, кого-то любил
Но начал травиться и решил что дожил
Золотой включить он меня просил
Но я отказался, я не включил
  И он на моих руках вточил
Он на куртке моей пену пустил
  И я не остановил
И я содрогнулся
Как молотом по башке
  Вот, только что жил
И пошел по-****е."
- Боже, ну и мерзость.
- И вот, еще из его дневника:
"Блоки разрушены,
Сгорела последняя вена.
Стерлись линии на ладони,
  Значит можно остаться невинным.
Кое-как нахожу оборотку в нигде.
И ухожу.

  И ухожу.
Нечаянно задеваю чьи-то ноги, опускаюсь в темноте на корточки и ищу лицо. И нахожу. Оно холодное, в чем-то липком, может быть в пене, может в крови. Поднес ладонь к его носу и не почувствовал дыхания. Еще один. Спотыкаясь, выбираюсь наверх, из подвала на улицу где все видно сквозь черно-белую палитру. Конец зимнего дня."
- Может быть, не стоит? - человек в халате нервно забарабанил пальцами по папке.
Сидящий за столом перевел взгляд с листка на стоящего рядом:
- Если хотите, можете перевестись в другой отдел.
- Да нет, просто... я... нет, нет. Извините.
- Лучше скажите сразу.
- Да нет, все в порядке. Это очень интересная работа, я долго к ней пробивался, было бы глупо просто так ее оставить.
***

<<Я кичился тем, что не умею любить, не знаю что это такое. И вот вдруг такая фигня. И опять я говорю, что не знаю что такое - любить. Не знаю, любовь это была или нет. А на реплику о том, что настоящую Любовь всегда узнаешь, отвечал - делайте выводы. Не умею любить. Что это такое? Что? И что это, внутри? Почему не могу без нее и злюсь на себя за это? И почему вытравливаю все, что с ней связано из сердца и памяти. Впрочем, кажется, мне это удается.>>

IV
Сначала закачалась лампочка. Мигнул свет. Послышались приглушенные стеной звуки, крики, глухой удар, затем еще крики и все стихло. Человек допил кофе, посмотрел на стену, ругнулся, и, положив чашку в раковину, направился к себе в комнату. Поперебирал аудиокассеты, книги, но ничего не выбрав, встал посреди комнаты и задумался. Постоял немного, затем, все так же размышляя о чем-то своем, бесцельно побрел по комнатам. Ходил по квартире, брал различные предметы, вертел их в руках и ложил на место. Наконец подошел к зеркалу. Скинув старый бархат сел на стул. В правом нижнем углу была трещина. Прошла от рамы до рамы справа на лево отколов треугольный кусочек. Видимо когда ударили в стену. Человек устало закрыл глаза и положил голову на руки. Посидел так некоторое время и взглянул в зеркало.

<<Когда я стал замечать, что она привязывается ко мне, я начал вести себя более осторожно, но видимо ничего у меня не вышло. Я хотел вытащить ее из того состояния, в котором она была. Вроде бы у меня это получилось. Потом я хотел, чтобы она начала жить без меня, стала самостоятельной, независимой от меня.>>

Человек вдруг вздрогнул и ошеломленно посмотрел на себя в зеркало. Мысль, как брошенный клубок разворачивалась все быстрее.

<<Но ведь так оно и есть. Она сейчас не со мной. Она живет не со мной. Она живет одна. Она еще что-то чувствует, но это остаточное явление. Мы редко перезваниваемся и почти не видимся, так что это скоро пройдет. Осталось только проследить, чтобы снова не впала в затяжную суицидальную депрессию... Так что, эксперимент удался? ****ь! ****ый экспериментатор, поздравляю, у тебя все получилось. Ха-ха!!! Черт возьми, все получилось! Мать твою так!! Урод ты этакий. В Боги подался, да? Людей вылечить захотел?! Чтоб тебя, сукин ты сын. Уррод!!!>>

Человек опрокинул стул и засмеялся сдавленным болезненным смехом, с трудом сдерживая его сквозь слезы. Он то плакал, то смеялся. Он упал на пол и лежал на полу. Смех не покидал его. Тогда он взял нож и начал резать себе предплечье сквозь рукав водолазки.


***
- Это еще что такое? - спросил сидящий за столом.
- Это он... он так успокаивается...
- О, Господи - с отвращением процедил сидящий
- Получилось так, что у него то приступ любви и нежности, то неприязни и даже злобы. Причем эта двойственность отношения затрагивает большинство его знакомых, даже весь мир в том числе его самого...- человек в белом халате нерешительно повертел папку в руках и продолжил -... Знаете, мне кажется, нужно остановить эксперимент иначе он может умереть.
- Вы забываетесь, молодой человек. Мы принимали вас на работу, чтобы вы думали над другими вещами.
- Вы не понимаете что, делаете, это приведет к совершенно другим результатам.
- Не закатывайте истерику. Я говорил вам, что лучше вам перевестись в другой отдел на ранних стадиях эксперимента, теперь пеняйте на себя. Здесь вы больше не работаете, выйдете, пожалуйста, из лаборатории и...
- Да идите вы к черту!! - он сжал кулаки - Вы решили, что вы бог, а этого нельзя допускать, нельзя больше продолжать это. Это неминуемо приведет...
Открылась дверь, и вошли двое из отдела охраны. Человек остановился на полуслове и отошел к стене, схватил стул и кинул в одного из вошедших, но промахнулся и попал в «окно обзора», стул отскочил от стекла, не разбив его. Охрана навалилась на человека с мягкими глазами, и вывернув ему руки, потащила к двери. Послышался хруст ломаемой кости и правая рука неестественно выгнулась в локте.
- Нельзя, нельзя, вы не понимаете что делаете!!! Нельзя так, нельзя!!! - голос стих перешел на шепот - человек терял сознание.
Оставшись один, его собеседник подошел к окну и поднял стул. На миг замер, заметив в левом нижнем углу окна обзора трещину. Она прошла от рамы до рамы слева направо отколов треугольный кусочек. Видимо, когда ударился стул. Мужчина поставил стул у стола и сел.
Дверь тихо открылась, и вошел еще один в белом халате. С колючим, тяжелым взглядом.
- Куда вы его?... -недоговорил сидящий.
- Отправим на принудительное лечение, диагноз - нервное расстройство с маниакальным синдромом. Это пока, потом еще что-нибудь найдут... Нового сотрудника мы найдем дня за два, еще один, чтобы ввести его в курс дела.
- Благодарю вас... Как вы считаете, интересный случай? Выйдет из него что-нибудь?
- Считаю, так же как и вы.
- Ха-ха. Вы свободны.
Дверь еле слышно затворилась и сидящий углубился в чтение папки одиноко лежащей на столе без своего хозяина.
***

V
Человек перед зеркалом нервно курил и раскачивался на стуле - вперед - назад, вперед - назад.
 
<<Хорош эксперимент, ****ь. Куда ты вляпался, что ты наделал. Идиот. И что теперь? Все к чертям, да? Вся твоя философия, все твое мироощущение. Что, слаб, оказался, да? Привык? Сволочь! Мать твою! Пакость! Дрянь! И с ней не можешь? Не веришь больше? Никому не веришь? В самом главном никому нельзя верить, да? Получается что так. Но иногда и не верить нельзя иначе крыша съедет. И что теперь? Зачем тогда? Все это зачем тогда?>>
 
Человек тихо смеялся уткнувнувшись, лбом в зеркало, то нервно утирал слезы с подбородка, то бил кулаком в зеркало.

<<Все не так, все не так. Все ни за что. На ***?>>

Человек приставил к виску револьвер. И смотрел в свое отражение, в свои глаза, плача и смеясь, пытаясь поймать в отражении взгляда какое-нибудь настроение, выражение, какую-нибудь мысль.

<<Пусто. Все пусто. Все пусто. Все пусто. Все пусто...>>

Медленно жал на курок.

<<Все пусто. Все пусто. Все пусто...>>

Медленно жал на курок.

<<Все пусто. Все пусто. Все пусто. Ха-ха-ха...>>

Жал на курок.
 

***
Сидящий за столом с упреком смотрел в окно. Открыл лежащую на столе папку на последней странице и что-то там написал. Достал из внутреннего кармана блокнот и зачеркнул там что-то на нескольких страницах. Снял трубку телефона стоявшего на столе.
- Алло, да, это я... все... да, да. Приезжайте, демонтируйте здесь все, увозите. Да, опять не получилось... жду... Да, да, пока.
Он встал, подошел к окну. Положил руки на стекло, вплотную приблизился к нему, но ничего не смог разглядеть из-за большого красного пятна.
- Сколько средств, сил и времени, и все зря.
- Как вы думаете, почему нам не удается эксперимент?
Мужчина у окна резко развернулся. У дверей стоял <<белый халат>>.
- А это вы... Я не слышал, как вы вошли... На мой взгляд, нам попадаются слишком слабые экземпляры. Нам нужно уделить больше внимания на тестирование подопытных. А вы как считаете?
- У вас пластичная психика, хорошо сопротивляющаяся стрессовым ситуациям. Нам бы таких пациентов. Будем искать.
- Спасибо за комплимент юноша... Ну, мне пора. До встречи.

VI
Мужчина вошел в прихожую, закрыл за собой дверь. Стянул с себя ботинки. Повесил куртку на крючок. В доме было совершенно тихо, только негромко тикали в гостиной старинные часы с кукушкой. Этот сочный звук проникал во все комнаты квартиры. Под него было хорошо засыпать.
Он прошел в спальню "А-а-у-у-у" - негромко звал он. Он прошел длинную гостиную. "Милая" - звал он. Но было тихо. Он зашел на кухню и увидел на полу несколько разбитых тарелок, а на столе лист бумаги, исписанный торопливым, нервным, но волнующе знакомым почерком.

VII
Давно небритый человек сидел перед зеркалом будуара. В левой руке тлела сигарета, а правой он перебирал вещи. Брал в руку, держал, а потом ложил на место флакончик духов, маленькие тубусы губной помады, туши для ресниц. Потом встал, накинул женский черный шелковый халатик на зеркало и вышел из комнаты.
**.12.2002 (Братск)


Рецензии