Богиня мельницы

 За глаза участники группы называют её «богиня» - никак не меньше. Настроившись на такой «барьер неприкасаемости», я вначале с некоторой опаской зашёл в её гримёрку. Рад, что ошибся: в общении Хелависа – лидер суперпопулярной сегодня в интеллектуальной среде фолк-рок-группы «Мельница» Наталья О’Шей - оказалась чрезвычайно милым и открытым человеком. Никакой «звёздности», никакой напускной снисходительности к провинциальным журналистам, как это порой бывает у приезжающих к нам артистов. Поэтому беседа сразу пошла легко и непринуждённо, несмотря на то, что у Хелависы были проблемы с сорванным горлом, которое она перед выступлением усиленно лечила различными травяными настоями.
 
- Сегодня, когда наша жизнь немыслима без Интернета, фан-клубы тоже в значительной мере переместились в виртуальное пространство, исполнители заочно знакомы со своими поклонниками в любом городе. Ваша группа имеет значительную армию фанатов и очень красивый веб-сайт. Есть там люди с Кавминвод и какую публику вы ждёте сегодня? – был мой первый вопрос.

 - К моему сожалению, довольно мало народу с Кавминвод нам пишет на сайт, - несколько огорченно ответила певица. - Мы знаем буквально нескольких человек, и потому с удовольствием посмотрим, кто сегодня придёт. Но судя по последним выступлениям на Юге России, в Ростове, Краснодаре - публика самая широкая. Приходят и пожилые люди, и родители с маленькими детьми, конечно, много молодежи, в том числе из толкиенистов. Очень многое зависит от организаторов на местах, насколько здесь заинтересованы, чтобы мы приехали, насколько они считают, что мы соберем публику, и как сами готовятся к концерту. Мы, конечно очень рады, что люди в Кисловодске решили: «Да, «Мельница» будет востребована». Для меня это места, можно сказать, родные. У меня родня из Черкесска, дед работал в Алибеке, бабушка в Ставрополе родилась. Я сама довольно много хожу по Кавказу, правда, больше со стороны Чатын-Тау, Тырныауза. Так что для меня это было очень важно – приехать сюда.

 Музыкальная стилистика группы – оригинальное сплетение русских, ирландских, западноевропейских и средневековых мотивов с современным электричским звучанием. Совершенно необычная для публики кельтская арфа, на которой играет сама Хелависа, различные флейты, рожки и даже духовой аккордеон, с которыми управляется «заведующий секцией духовых и клавишных», как его называют в группе, Сергей Заславский, виолончель Алексея Орлова гармонично соединяются с ритм-гитарой Алексея Сапкова (он также автор и исполнитель некоторых песен), электрическим басом Алексея Кожанова и мощной ударной установкой Дмитрия Фролова. Музыканты в группе неоднократно менялись, но, как считает её лидер, это не влияет на стиль «Мельницы», скорее наоборот: нынешний саунд диктует соответствующих исполнителей.

 - Альбом «Зов Крови» ближе к идеальному звучанию моих песен, - считает Наталья. - Те композиции, которые были записаны ранее на пластинке «Перевал», сейчас в концертах с нынешним составом звучат лучше. Для меня нет разницы между роковым и фолковым звучанием, потому что это очень хрупкое равновесие. Какие-то песни, например, «Прялка», требуют более рокового звучания, какие-то, типа «Травушки» - более фолкового. Главное, чтобы был драйв, чтобы музыка качала, чтобы в ней было движение, чувство. Если песня пытается увести сама себя в жанр рэгги, мы не будем ей мешать.

 В России в последние годы произошёл настоящий всплеск интереса к этнической и фольклорной музыке. Устав от бесконечных клонированных «фабрик супер-, гипер-, и мегазвёзд», думающие люди обращаются к истокам музыки. Вот каково мнение Хелависы об этом:

 - У нас сейчас происходит то, что происходило в Америке и Англии лет 30 назад – такой фолк-ривайвл. Возьмём Боба Дилана. Это человек, который работал с фолк-культурой, в совершенстве изучил свою традиционную музыку и, пользуясь уже этим знанием и этим умением, стал писать собственные песни. То же самое можно сказать о Fairport Convention, Incredible String Band, блюз-группах типа Led Zeppelin, которые тоже использовали и перерабатывали английский фолк в творчестве. У нас этого не было. Существовавшие в 70-80-е годы группы, обращавшиеся к народной музыке – «Песняры», «Сябры», «Ариэль» - это скорее была попытка применения народных распевов, многоголосья, но всё это вставлялось в жесткие рамки советской эстрады. А то, что происходит сейчас – это не обязательно, скажем, белорусская или армянская традиции, если музыканты из этих краёв. Мы сейчас более открыты к различным культурам и пользуемся большим разнообразием жанров, что позволяет всё это воспринять по-новому. Используются и наработки культуры бардовской песни, КСП, где большое внимание уделяется текстам. Музыканты берутся использовать всё то, чего достиг западный рок за всё то время, пока мы его не слушали. Мне кажется, что настоящее фолк-возрождение в Россию приходит именно сейчас.

 Поэтому «Мельницу» одинаково хорошо понимают и принимают как на Родине, так и, во многом не понимая слов, за рубежом - в Ирландии, в Германии, даже в Бразилии, откуда недавно написали на форум, что очень любят. За границей их воспринимают как группу из России, но не ту, что исполняет что-то экзотически русское, типа «Валенки». Просто как ту, что играет красивую, мелодичную и понятную всем музыку.

 - В первую очередь на нас оказали влияние Ирландия и Бретань, где, никогда не пропадала традиция народной песни. Там, например, существуют радиостанции, транслирующие только народную музыку – это нормально. На свадьбах группы играют музыку, традиционную для этих стран – это в порядке вещей. Поэтому их артисты, например Clannad, смогли добиться большого успеха на международной сцене. Когда народ у нас стал об этом думать, первое, что захотелось – давайте-ка сделаем что-то такое, что Clannad делают. Выучим пару слов по-ирландски, сыграем джигу… Я знаю многих людей, которые вначале научились играть ирландские танцы, а потом совершенно естественно вернулись к балтийским, славянским делам, и сейчас прекрасно играют польки из Архангельской губернии. Мы общаемся со многими музыкантами, работающими в этом же направлении. С «Калиновым Мостом» выступали и будем продолжать совместные концерты – это очень приятно. С Олей Арефьевой я регулярно переписываюсь, с Инной Желанной очень хорошо общаюсь.

 Но Хелависа не только певица, композитор и поэт, она ещё кандидат филологических наук, профессионально занимающийся изучением ирландского языка и литературы. На вопрос, как ей удаётся совмещать творчество, гастроли и преподавательскую деятельность, моя собеседница отвечает с улыбкой:

 - Сложно. Тяжело. Но, слава Богу, сейчас ведущие университеты, в частности, Петербургский и Московский, где я работаю, наконец, вводят систему Интернет-преподавания. И на переднем крае науки Наталья Андреевна О’Шей преподаёт современный ирландский язык при помощи Интернета. Прямо сейчас у меня компьютер открыт, я закачиваю задания для своих студентов на наш сайт, так что они имеют возможность в течение нескольких дней всё это выполнять, выкладывать обратно на сайт, и я всё это проверяю.

 Прощаясь, Хелависа заверила: "Если нас будут ещё приглашать на Кавминводы - обязательно приедем. Мы бы хотели сыграть и в Пятигорске, и в Черкесске, хоть в Теберде – везде, где нашу музыку знают и любят". Менеджмент группы обещал, что это может быть уже будущим летом, когда группа полностью подготовит новую программу. Будем с нетерпением ждать новой встречи с «Мельницей» и, конечно, с её очаровательной и вполне земной богиней.

 2007
 


Рецензии
Ну, что... в общем, все так и было. Но, а где же впечатления от концерта? Назвать Хелавису "богиней" со слов музыкантов - и всё? Ты сам-то как думаешь, она - богиня? Или ведьма?
Лично мне показалось самым интересным именно ее способность заводить зал, держать его практически в одиночку. Музыканты стояли, как памятники, особенно флейтист! Это потом они разошлись, судя по слухам(я же ушел не досидев до конца). А первые песни Наталья тянула самостоятельно. И, что важно - без напряжения! А как танцевала? А как общалась с публикой?! Просто и приятно.
Вот где проявляется "богиня Мельницы"! А во время интервью она была обыкновенной певицей, отлично умеющей давать интервью.
Само собой, опускаю личные ощущения от харизматичности Самой. Да ты помнишь, какая она... Великолепная...
Словом, богиня, ведьма...
ЗЫ Про творческую сторону я не упоминаю - дело вкуса.

Игорь Кувшинов   13.12.2007 17:21     Заявить о нарушении
Я сознательно хотел отвлечься от конкретного концерта и передать свои впечатления от общения с нею. Это не рецензия на выступление, а очерк о человеке.

Джетро   13.12.2007 22:26   Заявить о нарушении