Отрывок. Ростислав

Отрывок. Ростислав.

Владимир сполоснул руки под струей холодной воды, вытер их о шею и прическу и успел минут пять полежать на покрывале койки, пока в палату вошла процессия в халатах сверкающих белизной.
Зоя Степановна с нахмуренным лбом и наклоненной вперед головой на этот раз совершенно бегло осмотрела пациентов и была чем-то явно озабочена, возможно, поэтому, останавливаясь у очередной кровати лишь на короткое время. Медсестра по списку называла фамилию пациента, а заведующая, размышляя, должно быть, о чем-то ином, постороннем, как-то отстранено говорила однотипную фразу: «Уже лучше, понятно». При выходе из палаты она остановилась рядом с койкой Игоря и постояла какое-то время в раздумье и затем после каких-то внутренних колебаний она глубоко вздохнула и все-таки решила поделиться с пациентами своими переживаниями.
- Все вы помните, что в пятницу Ростислава забрала мать. Предварительно ему сделали химзащиту, и в субботу днем я созванивалась с матерью. Она мне сообщила, что все в порядке. И вот только что его мать позвонила мне вновь, но, как оказалось, субботним вечером он исчез из дома. Уже, когда на улице окончательно стемнело, мать, как она сама утверждает, почувствовала его смерть и вчера она, обзвонив много заведений, обнаружила его в одном из моргов. Его нашли на промежуточной лестничной площадке между вторым и третьим этажами в точечном доме, расположенного на противоположном от места его проживания конце города. Жильцы дома слышали громкие отчаянные душераздирающие крики и вопли, и кое-кто поспешил на помощь. Нашедшие Ростислава люди вызвали скорую и милицию и предполагали, что он был на лестнице с кем-то еще, так как вроде бы слышали разные голоса, топот ног и громкое хлопанье двери подъезда. Милиционеры застали его живым и могли бы попытаться вызвать реанимационную машину, отделение которых располагалось вблизи от места происшествия, но им сказали, что скорая помощь вызвана одновременно с ними, а приехала карета скорой помощи с врачом только через час из-за ремонта моста через реку. Рядом с телом были обнаружены шесть пустых и три целые ампулы и один использованный шприц. Хотя вскрытие покажет истинную причину смерти, предполагают, что это передозировка. Нам всем очень горько, потому что Ростислав в самое последнее время подавал серьезные надежды. Особенно тяжело сейчас разговаривать с его матерью. Похороны состоятся в среду. Пусть поймет каждый, все вы ходите по краю пропасти. Все вы одной ногой уже в могиле, и я призываю всех, и передавайте другим, если почувствовали затруднения, сразу же звоните на отделение, приезжайте сюда. Кругом, куда вы взгляните, одни наркоманы, город, в буквальном смысле слова, наводнен одними наркоманами. У нас на отделении вы днем и ночью можете получить квалифицированную, заботливую помощь, потому что для вас здесь единственный уголок спокойствия на всем земном шаре в далеком от порядочности мире безумия. В мире, где день ото дня становится все хуже и хуже, и полностью отсутствуют проблески света в конце тоннеля.
Заведующая в сопровождении свиты ушла из палаты, цокая каблуками, а надо всеми обитателями палаты нависла тяжесть ее потрясающих слов, которая давила со всех сторон. Владимир стоял, словно парализованный, без движений и напряженно вслушивался в оглушительную тишину, а на глаза навернулись слезы. Они потекли вниз, капая на олимпийку и на старый потрескавшийся линолеум пола. Он обошелся без вытирания слез носовым платком или полотенцем, направился в умывальную комнату, открыл кран холодной воды и подставил всю голову целиком под очистительный поток, который исцелял и давал облегчение глазам и голове, душе и телу. Затем Владимир возвратился в палату, слегка промокнул мокрые волосы и лег на кровать. На большинстве коек лежали пациенты, и все молча переживали гибель Ростислава.
Спустя четверть часа в палату вошла Рита и сказала:
- Заведующая сообщила мне, что курс лечения мною уже пройден и мне следует готовиться к выписке на завтрашний день. Честно сказать я бы и сегодня ушла домой, но у меня отвратительное настроение и я боюсь натворить бед. Ростислав ведь такой же, как и мы все, и на его месте мог оказаться любой из нас.
Она присела на кровать к Игорю и продекламировала сквозь слезы:

 За все, что любишь, чем живешь,
 Зубами, брат, держись!
 Когда умрешь, тогда поймешь,
 Какая штука – жизнь!

Игорь сказал дрожащим голосом:
- Многие считают, что у наркоманов всего два пути, могила и тюрьма. Вспомнил я одно стихотворение с называнием «Ребята, напишите мне письмо» и сейчас его прочитаю, послушайте, пожалуйста.

Да, разве первый срок я выдержать бы смог?
Мне год прибавят, может быть, четыре…
Ребята, напишите мне письмо:
Как там дела в свободном вашем мире?
Что вы там пьете? Мы здесь воду пьем.
Здесь – только снег при солнечной погоде …
Ребята, напишите обо всем,
Что нового на воле происходит!
Мне очень-очень нужно быть у вас –
Хочу увидеть милые мне рожи!
Как там Надюха, с кем она сейчас?
Одна? – тогда пускай напишет тоже.
Страшней, быть может – только Страшный суд!
Письмо мне будет уцелевшей нитью. –
Его мне вряд ли даже отдадут,
Но все равно, ребята, напишите!

- Все, конечно, слышали об этих двух путях, Игорь, - сказала Рита, - это мнение распространителей наркотиков. Но есть и третий путь и все мы постоянно с надеждой думаем о нем. Это путь стойкого ухода от зависимости и переход на рельсы здорового образа жизни, без сигарет, вина, героина и других наркотиков, в том числе и без лекарств. Нам важно знать, как и куда уходить, а дальше мы все сумеем сами. Мы же с тобой уже все проверили по много раз, и теперь пойдем к оптималистам, попробуем их методику.


Рецензии