Про фильм Маленькая Вера, реж. В. Пичул

Фильм оказывается не таким простым, как его хотели выставить в своё время коммунистические бонзы от культуры. Наверное, это единственная хорошая картина, где с полной ясностью и без жеманства, но и без показного мазохизма, показана жизнь простых «советских людей». «Советские люди» я поставил в кавычки потому, что считаю все сказки про «коммунизм» и всякую там «советскость» простыми постановочными трюками, в которые верили многие из народа, но не верил никто из коммунистов-начальников. И это понятно, ведь именно они учиняли весь этот спектакль, как же они могут относиться к нему иначе, чем как к спектаклю?
В общем, в этом фильме речь идёт о безнадёге простых людей, о том, что они живут в этом бедламе и не замечают всю мразь своего существования. В то же время этот фильм и о том, что вопреки всему в этом самом бедламе, среди рутины жизни, которая задавливает любые человеческие пробуждения, вдруг рождается нечто – Вера. Так зовут главную героиню и так обозначается главный смысл фильма. Вера – это не просто имя, это уверование в завтрашний день, это та троица вера – надежда – любовь, без которой нет смысла в этой жизни.
Вера – разбитная девица довольно лёгкого поведения, живёт с родителями, измученными от работы и от безденежья, с какими-то зашоренными представлениями о жизни, корнями вросшими во всю эту бесконечную трущобность, которая их окружает. Все эти банки с солениями, с самогонками и супными бульонами как нельзя лучше подчёркивают их врожденную, чуть ли не генетическую вмурованность в сплошную непреодолимую рутину существования.
И вот среди этой рутины живёт Вера. Родители от неё требуют то помыть пол, то ещё что-то. Но разве вера существует для этого? Конечно нет. Она существует для ввергания в какую-то светлую идею с тем, чтобы попытаться вырваться из темноты во что-то лучшее. Поэтому естественно, что Вера находит свой идеал, влюбляется, причём по-настоящему. Она вверяется в идеал, и они (он и она) даже хотят пожениться. Вера не может без идеи, без него она немыслима. Но и идея без веры превращается в пустоту.
Но идеал (её жених) не выносит всю эту тоску жизни, он входит в противоречие с семейством своей избранницы. Идеал парит в небесах, и грубая земля его не прельщает.
Тем не менее, они встретились: отец Веры, который всю жизнь вкалывает (очевидно, за копейки) и её Серёжа. Она любит обоих, только по-разному: отец был истинной причиной появления её на свет (он в своё время настоял на этом вопреки желаниям матери – своей жены), а Сергей – это её «луч света в тёмном царстве». Отец – это её корни, Сергей – крона с листьями, а сама она как ствол дерева, который составляет сущность того, ради чего жизнь прорывается сквозь смерть.
Отец и Сергей – две противоположности. Кто лучше? Да никто. У обоих есть свои плюсы и минусы. Дело не в том, кто лучше, а в том, что плюс одного накладывается на минус другого, в результате чего возникает противоречие между приземленностью и рутиной – с одной стороны, и возвышенностью мечты о лучшей доли – с другой. Это противоречие, конечно, кончается взрывом: отец ударил Сергея ножом. Сергей выжил, а отец, в конце фильма умирает от сердечного приступа. Что теперь делать оставшемуся идеалу, оторвавшемуся от земли? Ему, да и всем нам остаётся только верить. Ведь маленькая вера лучше большого безверия. В итоге, Сергей, испугавшись (очевидно, испугавшись остаться без своего основания – веры), пришёл к своей невесте, которую недавно прогнал и тем самым вверг в попытку отравления: отвергнутая вера не существует. Своим возвратом к Вере он подчеркнул свой оптимизм, а так же обозначил свою ответственность, перестав быть простым беззаботным идеалом. Идеал спустился на землю, приземлился, перестал быть просто идеей, оторванной от реальности. Теперь им вместе с Верой, идти рука об руку. Как-то они пройдут свой трудный жизненный путь?


Рецензии
Вчера пересмотрела фильм "Маленькая Вера", скорее, посмотрела заново. Не собиралась - так само получилось: просто ткнула в программу и не смогла переключить.
Впервые я смотрела его в 1988, в год его премьеры, на закрытом показе в Мосфильме. Мне тогда было 26 лет, у меня был годовалый сын. И вчера, второй раз, спустя 32 года.
Меня поразило, насколько по-разному, диаметрально, я восприняла этот фильм. Фильм-то не изменился; стало быть, изменилась я.
Самым ярким впечатлением тогда была откровенная сексуальная сцена-это было революционным прорывом в советском кинематографе. Ну, об этом писали все, кому не лень. Скандал, приманка.
Помню еще, как меня бесили родители Веры - тупые "совки" со своими совковыми ценностями. Мамаша с овощными закрутками и папаша- самодур и алкоголик. Я понимала Веру и протестовала вместе с ней. Эмоции затмевали все остальное.
Но вчера я увидела все в ином свете. Я увидела любовь - великую, безусловную родительскую и дочернюю любовь, сострадание, неравнодушие. Я увидела то, чего многие семьи лишены сегодня.
И семья у Веры - хорошая, трудовая, с традициями, с устоями. Нормальная пролетарская семья. Мать уважает отца-кормильца, отец несет ответственность за семью. Все, как у людей. Сын "стал человеком", за дочь идет борьба: родители следят, чтобы не загуляла. Простые люди, без "выкрутас", наивные, не слишком образованные, но честные и чистые. А какая блестящая актерская игра Зайцевой и Назарова! Какая подлинность образов - да, они такие и есть. В России таких- 90%. И дочка, несмотря на внешний подростковый антураж и влияние среды, тоже в общем чистый человек и цельная натура. А главное- в этой семье все любят друг друга. И в этом их сила.
...........................

И еще, в этот раз я внимательно присмотрелась к подружке Веры - Чистяковой. Талантливая, самобытная и сильная актриса - дочь Олега Табакова. Жаль, что не ей удалось реализовать свой талант в полной мере.

Анна Клабуновская   16.11.2020 10:56     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.