Кукла морали

Действующие лица.

Кукла (актёр, играющий эту роль должен быть обязательно молодого возраст (до 20 лет), но совершенно безразлично какого пола)

Голос
Мать
Учитель
Священник

Сцена 1.

 На авансцене, по середине, стоит стул спинкой к зрителям. Ближе к глубине сцены стоит большая стеклянная доска, к которой прикреплены разноцветная мозаика. Она не закончена. Силуэт картины еле просматривается. Весь пол усыпан разноцветными деталями (кусочками) от мозаики. По бокам на сцене лежат большие черные, серые и коричневые столбы.

 Кукла подходит к доске, рассматривает её. Затем она отходит, подбирает с пола кусочки одни потом другие. Она будто очнувшись, взвизгивает и энергично начинает играть с деталями, лежащими на полу – подбирает, бросает, затем снова подбирает и снова бросает, при этом она всё больше и больше захватывается весёлым танцем. Сверху тоже начинают падать детали от мозаики. Она быстро игриво подходит к доске, хочет заполнить какой-то промежуток, но тут она отдёргивает руку, услышав голос. Голос – твёрдый и резкий. После слов голоса весь её азарт пропадает.

Г. Не смей!

Кукла оглядывается. Никого не видит. Опять протягивает руку к доске. Опять неожиданно слышится приказ.

Г. Не смей!

Кукла оглядывается снова.

К. Я не могу этого сделать?
Г. Нет.
К. Почему?
Г. Ты обязательно совершишь ошибку!
К. Но как же быть?
Г. Ты должна слушать тех, кто уже совершал это!
К. А… (пауза) Я?
Г. Должно быть так, не иначе!

Пауза.

Г. Ты ещё ничего не понимаешь.
К. Я? (пауза) Но…
Г. Слушай нас! Никогда, слышишь, никогда нельзя совершать необдуманных телодвижений!
К. А какие надо?
Г. Не те!
К. Какие?
Г. Которые уже совершали!
К. Но тогда…
Г. Никаких но!
К. Зачем вам это?
Г. Мы должны, заботится о тебе!
К. Тем самым вы поможете мне?
Г. ДА! Мы поможем тебе!

Кукла задумчиво уходит в темноту, затем сразу выходит оттуда.

К. (резко) Но мне самой нужно…
Г. Нет!
К. Но как же…
Г. Нет!
К. Я…
Г. Ты не можешь! Нет!

(Пауза)

К. Я хочу…
Г. Человек не может совершать в жизни только то, что он хочет.
К. Тогда для чего…
Г. Ты глупа. Иди. Скоро ты поймёшь, что мы были правы.

Кукла уходит.

Сцена 2.

 Кукла медленно выходит, садится на стул, спиной к зрителям. Затем она садится на стул боком, поворачивается к зрителям лицом.

Д. Я… (Здесь задумывается, пытается что-то быстро вспомнить) … Нет-нет - мне… Они говорят, что хорошо, а что плохо… Что правильно и что нет… Они диктуют правила и законы… Просто… Сложно… Они хотят, чтобы я совершила как можно меньше ошибок… Учиться на чужих ошибках… Ведь так?.. Они учат… Я хочу прожить счастливо… Я хочу… Они хотят… (Пауза) Они хотят, чтобы я не попала в дурную историю… Они желают мне чистой, настоящей любви… Верная жена… Добрый муж… Я… Нет-нет, они знают, что для меня хорошо, а что плохо… Детей… Было бы здорово иметь детей, как они говорят… Значит, я должна быть благодетельной и честной… Благодетельным и честным… Хотят, гордиться мной… Я… (Пауза) Я тоже этого хочу. Ведь так правильно… (пауза) Так должно быть.

Кукла поворачивается лицом к сцене. На сцене появляется Мать.

М. Ты будешь меня слушаться?
К. Да, Мама.
М. Ты помнишь, о чём я тебе говорила прежде?
К. Да… Вроде.
М. Людям нельзя верить: они обманут, будут вредить тебе, будут тебя ненавидеть.
К. Ненавидеть? За что?
М. За то, что ты есть.
К. Но я же им ничего не сделала.
М. Они будут лгать, презирать, смеяться!
К. Почему?
М. Потому что они такие. Они всегда были, есть и такими останутся! (переходя на истерический тон)
К. Значит, я такая же?
М. Нет! (Она кидается на колени перед куклой, становясь с боку от стула.) Нет-нет, ты не такая! Ты другая! Я другая! Мы не такие! Это они, они злые… злые люди, люди низкой морали! Мы, мы же … другие. Мы не такие лицемерные и гадкие, как они!
К. Но…
М. Они будут против тебя, против нас. Они глупее и нечестивее нас.
К. Мама, но они же бывают и добрыми…
М. Это обман! Это они делают специально!
К. Мне казалось…
М. Только казалось. Нет, моё милое дитя, они не так легкомысленны и добродушны, как ты думаешь.
К. Мама, а как же…
М. Обман! Слышишь? Обман! Всё обман! Они обманут тебя также, как обманули меня… тогда. (Мать идёт к одному из столбов, рассматривает его)
К. Обманули… Прости меня, я не знала…
М. Ничего-ничего. ( приходя в себя) Теперь знаешь. Ты не должна повторять моих ошибок. Хорошо, у тебя есть я. Я помогу тебе, направлю тебя.
К. Да, Мама, хорошо.
М. (Пауза) Помоги мне.

Кукла подходит к матери. Мать делает вид, что тоже держит столб. Кукла поднимает столб сама.

М. Так ты будешь слушаться меня, моё дитя?
К. Да, мама. Буду. Буду.

Мать уходит в темноту. Кукла идёт за ней.

Сцена 3.

На мозаике появились новые фрагменты. Кукла выходит из тени, приближается к разбросанной на полу мозаике. Берёт какие-то кусочки.

Г. Не Эти!
К. Но они мне нравятся.
Г. Не Эти!
К. Мне нужны именно такие.
Г. Не эти!
К. Почему?
Г. Не эти!
К. Как же? Какие тогда?
Г. Другие!
К. Эти? ( Кукла бросает те, что она взяла, берёт другие кусочки.)
Г. Да, эти.
К. Но они не мои…
Г. Да, эти!
К. Вы уверены?
Г. Да.

Кукла выкладывает эти кусочки на доску. Отойдя на расстояние, посмотреть на мозаику, Кукла морщится, отходит дальше, оборачивается, но вид с более дальнего расстояния ей тоже не нравится. Она уходит в темноту, возвращается.

К. (твёрдо) Они мне не нравятся.
Г. Так надо!
К. (громче) Они мне не нравятся!
Г. Ты не права!
К. Я… не хочу так.
Г. Так надо.
К. Надо-должно, надо-должно, надо-должно… Я не хочу!
Г. Хорошо! (Пауза) Не слушай нас, но учти, что потом раскаивающиеся сожаления наполнят твою душу и вытопчут твоё сердце.
К. (тихо) Не может такого быть.
Г. Так будет!
К. Нет, (громко) я не верю вам!
Г. Делай, поступай, путайся, лети и падай! Тебе будет больно! И тогда ты вспомнишь наши слова.
К. Но жить… как же жить? По правилам? По законам? По расписанию? По плану?
Г. Делая одни и те же ошибки, люди отстраняют себя от вечного счастья и приближают себя к бесконечному горю.
К. Нет, это неправда! (тихо) Нельзя же так… По-образцу…
Г. Бесконечные страдания…
К. Я не хочу испытывать боль.
Г. Тогда слушай нас.
К. Мне не нравится то, что вы говорите.
Г. Ты ещё не жила и не знаешь, как и что. Тебе кажется странным то, о чём мы говорим. Но так будет правильно. Сейчас ты этого не понимаешь, но когда ты упадёшь и заплачешь, ты осознаешь, о чём шла речь…

Кукла что-то хочет сказать. Молчание. Кукла уходит в темноту.

Сцена 4.

Кукла выходит из темноты, хочет сесть на стул, здесь раздаётся голос Учителя за сценой.

У. Сядь!

Кукла садится. На сцену выходит Учитель.

У. Встань!
К. Но вы только, что сказали мне сесть.
У. А ты всегда делаешь то, что тебе говорят?!
К. Но, Вы…
У. Так, значит, у тебя нет своего собственного мнения.
К. Есть…
У. Так выскажи его.
К. Пытаюсь…
У. Не перебивай меня!
(Пауза)
У. Вот так хорошо. Усвоила. Общество не терпит отщепенцев. ( Учитель чешет свою пятую точку). И вообще тебе надо научится существовать в таком культурном и цивилизованном обществе как наше (Он харкает, достаёт пачку сигарет из кармана). Чёрт возьми, забыл зажигалку. Да (…)*, где она? (Пауза). (Находит зажигалку, закуривает) Мой дед умер от рака лёгких. Ну и дураком же был! (Пауза) Я тебе нравлюсь?
К. (поражаясь) Вы?!..
У. Почему так?
К. Нехорошо…
У. Плохо? А хорошо ты поступаешь, когда сидишь будучи видя, что я стою?
К. Я…
К. Так ты ещё перебиваешь меня, вставляя своё "я", свой эгоизм?.. И когда мы научимся жить без эгоцентризма?!.. Ужас… Посмотри вокруг… Что ты видишь?
К. Я?..
У. Аморально так жить! ( Он подходит к одному столбу, затем ко второму) Что это? Как ты можешь так поступать? К чему ты придёшь? С чем останешься? С кем будешь? Пойди сюда (кукла подходит к нему). Поставь это (Кукла поднимает один из столбов). А это? ( Он указывает на другой столб. Кукла поднимает и этот столб.) Я должен учить тебя. Но я считаю, что это совсем не правильно. Ты всё-таки… как-никак личность. Поэтому я даю тебе право выбора. ( Учитель проходит возле столбов, которые еще лежат на полу.) К тому моменту как я приду, они должны стоять. Слышишь? Я не деспот. Я даю тебе выбор. (Учитель уходит) Поставь их! Они должны стоять!

(Кукла смотрит ему вслед, делает шаг в сторону столбов.)

К. Должны стоять…
 
Кукла идёт к столбам. Занавес.
Сцена 5.

Мозаика почти заполнена. Вместо прекрасного рисунка, намёк на который был в первой сцене, на мозаике изображено что-то непонятное и уродливой. Кукла неуверенно выходит на сцену, оглядывает столбы. Они заполняют большую часть сцены.

К. (Глухо) Их так много. (Пауза) Они такие большие. Напоминают скалы – также давят.

Кукла подходит к доске, отходит от неё. Разглядывает кусочки, лежащие на полу.

К. Какие?
Г. Они лежат перед тобой.

Кукла берёт в руки несколько кусочков.

К. Эти?
Г. Да, эти.
К. Какие ещё?
Г.Тебе хватит и этих.
К. Мало…
Г. Хватит.
К. Нельзя…другие?
Г. Нет.
К. Значит…
Г. Нет.
К. Их будет (Пауза)… достаточно…

Кукла подходит к доске, заполняет мозаику кусочками, находящимися у неё в руке. Она уходит в темноту.

 Сцена 6.

Кукла выходит на сцену и садится на стул. Выходит священник. Он быстро обходит кругом каждый столб, как бы убеждаясь в том, что ни один из них не упадёт. Затем он быстро идёт к доске, встаёт позади неё (далее смотрит через неё). На сцене только один луч света, который направлен через стеклянную доску и падает на Куклу.

С. (он говорит быстро) Тебе часто говорили сначала в семье потом в учебных заведениях, что хорошо, а что плохо. А готова ли ты теперь принять Божью истину?
К. (безразлично и тихо) Готова.
С. Человеком правит либо Бог, либо Дьявол, либо Ангел, либо Чёрт. Всё доброе от Бога, иное от Дьявола.
К. (Тихо) Всё?
С. Всё, что не служит Богу, служит Дьяволу.
К. ( Слабо) Но…
С. Я смотрю сквозь призму твоей жизни и понимаю, что Богу ты отнюдь не служила…
К. ( Слабо) Я делала так, как мне говорили…
С. (переходя на крик) Кто тебе говорил?! Как ты делала?! Думала ли ты, что жизнь твоя не для наслаждений, а для служения?
К. (умоляюще) Для какого?
С. Для Божьего!
К. Но я всего лишь…
С. Для Бога важно спасти каждую души, какой бы грешной она не была!
К. (с страданием) Я грешна?
С. Разве ты не видишь? (священник обводит руками кусочки мозаики). Сколько ты нарушила заповедей? Сколько? Ты завезла в грехе!
К. (тихо) Я не хотела…
С. Хотела?! А знаешь ли ты, что человек должен делать не то, что он хочет? Ваши желания, ваши страсти они приближают вас к вратам ада, бесконечным мукам в геенне огненной!
К. (Изумлённо и тихо) Правда?
С. Человеческая жизнь – ничто по сравнению с тем, что душа обретает после смерти тела. Ты это знала?
К. ( со страданием) Мне казалось…
С. Так ты не знала?! Ты заблудшая овца, но мы выведем тебя из мрака и направим на свет истины.

Священник подходит к Кукле. С этого момента кукла как бы становится не живой. Она как марионетка падает со стула, её подхватывает священник. Он пытается усадить её так, чтобы она не падала, у него ничего не получается. Он ставит её на ноги. Убирает руки. Она падает, он подхватывает её.

С. Вот, видишь, церковь всегда поднимала павшего человека!

Священник берёт куклу за руки и держит её перед собой. Дальше он манипулирует телом Куклы как марионеткой.

С. Успокойся! Ты попала к нам и ты поверишь в святое провидение. Значит, ты спасёшься, и не будет для тебя иного мира, нежели как мир Господа Бога твоего. (Священник как кукловод ведет куклу на авансцену) Всё материальное закончится для тебя на этой земле, и миру души ты посвятишь свою жизнь. И ты будешь служить Богу, Церкви, людям, обществу…

При этих словах Священник сгибает Куклу в поклоне перед зрителями, при этом будто на минуты отвлекается от своей речи и проводит рукой по спине Куклы, наслаждаясь этим движением.

С. Всё для нашей единственно-правильной Церкви. Для Бога Нашего. Всё, что есть в нас хорошего - от Бога. Иное – от лукового.

Священник поднимает куклу. Её голова лежит у него на плече лицом к зрителям. Взгляд её устремлён вверх. Её лицо выражает одновременно слабое, потухающие сопротивление и безразличие. Священник водит руками по её телу, наслаждаясь им.

С. Всё остальное от лукового… Так было, есть и так будет… И во веки веков… Аминь…

Занавес.



Сцена 7.

Кукла выходит из полумрака, постоянно оглядываясь, будто за ней кто-то следит. Неуверенно подходит к доске, рассматривает её. Отступает от неё, ищет кусочки мозаики.

К. Какие мне взять? (Она оборачивается. Пауза.)Какие?(Пауза.) Я не знаю, какие мне взять. Почему Вы не говорите какие? (Пауза.) Почему? Мне нужен ответ! Мне нужно решение! Вы молчите? Почему?.. (Пауза.) Вы…Вы… Мне нужно решение…действие…поступок…Господи…

Кукла начинает быстро ходить из стороны в сторону, резко поворачиваясь и меняя направление своего пути, по дороге она роняет некоторые столбы. Она кидается то к одним кусочкам мозаики, берёт их, понимает, что это не те, кидает их, то бежит к другим, но те, которые ей нужны, она так и не находит.

К. Почему вы молчите? Почему? Я не знаю, какие нужны… Какие нужны…

Она дрожит и мечется из стороны в сторону.

К. Вы не отвечаете мне? Нет?..

Пауза.

К. Я…Нет…Вы… Я…Я?.. Ведь меня нет…Вы?.. Вы!.. Вы должны сказать мне! Вы!.. Так почему вы молчите?..

Она подбегает к доске, рассматривает её, судорожно начинает переставлять какие-то кусочки, некие она просто отрывает и кидает на пол.

К. Не те! Не те! Где же те? Какие нужны? Где они? Нет, нет, нет! Какие, какие? Нет, всё не то! Нет, тех и не было! Не было!

Кукла хватает тот самый стул, на котором сидела, выслушивая поучения, и со всего маха разбивает им стеклянную доску.

К. Я…Я…Я…

Последнее слово она выкрикивает.

Занавес.






29 ноября 2007 года.


Рецензии
По-моему, очень точно показан процесс превращения индивидуальности в куклу. В нашей жизни это так характерно, именно поэтому масса людей становится частичками обезличенной толпы.
Я всегда боюсь потерять своё Я.
Очень интересно и умно.
С Нолвым Годом, Полина!

Фауст-Эль   29.12.2007 13:49     Заявить о нарушении
Спасибо, за рецензию. Но мне кажется, что окукливание души здесь отнюдь не главное.

Полина Малахова   30.12.2007 23:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.