Время в пути

 «Время в пути»
 По улице бежали трое растрепанных и босоногих мальчишек. Запыхавшимся голосом они зазывали всех, кто встречался им на пути, нужно было торопиться, ведь с минуты на минуту в город должен был въехать бродячий цирк. Деньги которые им обещали должны были заплатить только после того, как они оповестят весь город. Мальчишки быстро и невпопад рассказывали встречающимся зевакам о небывалых чудесах, гадалке, которая предсказывала, кому суждено покинуть этот мир завтра, и о многом еще другом, стоит заплатить несколько монет и все это можно будет увидеть своими глазами.


 К окраине города уже тянулся длинный обоз цирка, растянувшись на добрые полмили, он напоминал большую гусеницу. Тележки вперемешку с крытыми повозками были запряжены лошадьми, в свою очередь сзади шло десятка два верблюдов несущих на себе огромные разноцветные мешки, сшитые из разных лоскутков, чуть поодаль два слона и замыкало все это шествие пара коров. Несколько детей подгоняли коров умело сделанными прутиками, из-за чего те громко мычали. К слоновьим бивням был привязан большой воздушный шар, в корзине которого, в кресле качалке сидел мужчина. Грузный, с большими бакенбардами и цилиндром, доставшимся ему от одного фокусника, которого он с легкостью одурачил в карты. С высоты птичьего полета он пристально смотрел за всем, зачем нужен был присмотр. Так и проводил хозяин цирка всю дорогу от города к городу. Лишь иногда он сбрасывал вниз веревку, к которой ему привязывали корзину с едой и запасом крепкой настойки. Воду он пил исключительно редко и только по праздникам, так как пить настойку и в праздник было слишком для него.


 У окраины города возле больших ворот, которые были так стары, что никто их не закрывал, собирался народ все хотели посмотреть на бродячий цирк. Люди толпились, желая пролезть вперед, каждый хотел первый увидеть бродячий цирк. Прошло немного времени, как мальчишки оповестили горожан, а возле ворот собрались почти все жители города. В жуткой давке и криках недовольных, тех, кому наступили на ногу, и толкнули локтем в бок, настала тишина, когда из-за поворота дороги ведущей в город появилась первая тележка, следом за ней следующая пока не стал, виден весь бродячий цирк, вытянувшийся в длинную цепочку похожую на гусеницу. Все внимательно смотрели, многие жители перешептывались между собой и что бы никто другой не услышал, о чем они говорят, говорили так тихо, что тот, кто слушал, не понимал ни слова.


Когда бродячий цирк приблизился к воротам города, возле них столпилось столько народу, что проехать не представлялось никакой возможности. Тогда пришлось доставать из сундука старого Батисты специально припасенное для таких случаев ружье и стрелять в воздух. В городе совсем не было ружей и когда из сундука достали необычную длинную палку, никто не предал особого значения, но когда прогремел выстрел, у многих в испуге подкосились ноги, а многие даже упали.


 Стрелял сам Батиста - тщедушный старик с испещренным морщинами лицом.
 – А ну расходись! Проехать не дают, совсем одичали – сказал Батиста сел на тележку и стал понукать поводьями лошадей. – Ну, ну поехали! – скомандовал он.

 Народ, понемногу вышедший из оцепенения, стал расходиться в стороны, уступая дорогу.

 Воздушный шар с хозяином цирка в ворота не прошел, и его пришлось опустить на землю и спустить. Хозяин цирка впервые за долгое время пути опустился на землю, от чего ему сделалось немного дурно. Не без посторонней помощи его посадили в кресло качалку и усадили на тележку. Последними через ворота вошла пара коров подгоняемые детьми, так в город приехал бродячий цирк.


 Город было трудно узнать, как он изменился за такое короткое время с момента бродячего цирка. Старейшина города срочно оповестил всех через своих сыновей, что нужно показать город во всем величии ведь этот бродячий цирк поедет дальше в соседние города, и никак нельзя разнести о себе дурную молву. На улицах то тут, то там стали появляться нарядные девушки с уложенными на скорую руку прическами и толком не разглаженными платьями, которые их матери достали из сундуков, как раз припасенных для подобных случаев, молодые люди надели свои модные причудливые шляпы, подаренные им в наследство отцами как раз для похожих случаев. Старики отбросили в стороны свои трости, а те, у кого их не было подобрали у тех, кто отбросил. Кто работал, перестали работать, а лавочки ремесленников и бакалейщиков быстро опустели и закрылись.


 Бродячий цирк расположился в центре города на большой площади, которую по указанию старейшины успели два раза вымести. На следующее утро, с криками первого петуха бродячий цирк начал свою работу. Повсюду кипела работа, на скорую руку устанавливались шатры, возводилась небольшая арена для силачей. Их выступление всегда приводило публику в восторг. В стороне от арены силачей построили водопой для верблюдов, за ними подальше стояли два слона вокруг которых очертили большой круг, за который нельзя было заходить горожанам. Круг стали чертить после того как в одном городе, смельчака пытавшегося сдвинуть слона с места, слон раздавил, так он надоел ему. За слонами скидали в большую кучу разноцветные мешки, никто не хотел их разбирать, так как никто уже не помнил, что в них. Их не выкидывали только потому, что хозяин цирка был уверен, что в них много ценного. Впрочем, он и сам не помнил что. Под навесом из холщевой ткани расположилась гадалка, зарабатывающая себе на жизнь тем, что предсказывала кому, суждено покинуть этот мир завтра. Еще ни одного раза она не сделала ложного предсказания, как не странно к ней выстроилась много народу. Очередь стала настолько большой, что заканчивалась на другом конце города. Только две коровы гуляли сами по себе, дети, подгонявшие коров, на время забыли о них. Они ходили в поисках тех, кому будут интересны истории о тех городах, в которых они побывали и то, что видели в них. Всего за одну монету они несколько часов, сменяя друг друга, могли рассказывать разные истории. В этих рассказах смешалась детская фантазия, и правда о тех местах, где они были. На вырученные монеты они покупали сладости и думали над тем, что рассказать в следующий раз, что бы ни повторяться.

 А в это время хозяин цирка сидел в кресле качалке перед своим воздушным шаром. Он так привык к воздушному шару, что теперь подумывал о том, что бы опять его запустить в воздух и наблюдать за всем сверху. Став настолько грузным, что он больше не мог двигаться без посторонней помощи. А наверху в корзине, в кресле качалке, в этом отпадала необходимость. И можно было наблюдать за всем происходящим внизу. С тех пор, когда он стал хозяином цирка, его жизнь приобрела полную размеренность. Ведь в обязанности хозяина цирка входила лишь одна - наблюдать за всем, что происходит. А если кто-то выходил на пенсию или сбегал, не предупредив, или уходил из этого мира, он всегда с легкостью находил нового человека. Хозяин цирка давно привык к толпам народа приходивших посмотреть на бродячий цирк. Со временем он совсем потерял интерес к людям кроме настойки, которую пил каждый день вместо воды. Дни в его голове смешались в одно нескончаемое путешествие.


Представления шли каждый день. Силачи на своей маленькой арене, как и всегда, своими выступлениями приводили людей в восторг. Гадалка предсказывала, кто должен уйти в мир иной на следующий день. Тех, кому она предсказала, уйти в мир иной больше никто не видел, а если и встречали, считали их душами умерших, которые не попали на тот свет. Никто даже не подозревал, что гадать она научилась по старой книжке, которую нашла на улице. Книгу забыли на ступеньках дома. А так как дом был заброшенным никто так и не поднял её, до того момента как молоденькая Руфь не взяла её в свои руки. Обложка на книге так потерлась, что прочитать название было невозможно. Она читала книгу каждый день. Чем дальше она углублялась в чтение, тем больше, что-то в ней менялось. История, описанная в книге, так захватила её воображение, что она стала представлять себя героиней книги, которая была гадалкой. И когда Руфь поняла, что она есть самая настоящая гадалка, оставила книгу на ступеньках заброшенного дома, так и не дочитав её до конца. Ей стоило дочитать лишь до последней страницы, где было написано, что все это вымысел. Но Руфь не видела этой страницы и вовсю бежала посмотреть на бродячий цирк, приехавший в город.


 На улице стоял зазывала, который хорошо поставленным голосом привлекал внимание людей.

 - Не проходите мимо! – говорил он. - Такого грустного юношу который совсем не чувствует боли вы еще не видели!

 Вскоре когда собиралось достаточно желающих посмотреть, на этого юношу представление начиналось. Юношу звали Амадист, высокий и сильно худой для своего роста, с угловатым лицом. Всем своим видом он производил на всех впечатление глубоко несчастного человека. Перед каждым своим выступлением, он произносил слова, сказанные им много раз « Если в этом городе есть моя мама, пусть она знает, что я всегда жду её» После этих слов с лицом отрешенного человека он ходил босяком по битым стеклам, прыгал на гвоздях и долго стоял на раскаленных углях. Нигде не обучаясь мастерству человека, который может исполнять такие трюки, он с легкостью их исполнял. Весь секрет заключался в том, что один раз, когда Амадисту хотели пустить кровь из вены, и когда пришел доктор, у него ничего не получилось. Как позже сказали родителям Амадиста, это было вследствие того что кожа у него настолько толстая, что не представляется возможным её проткнуть или порезать. С тех пор как Амадист понял свою особенность, и не найдя ни в одной книжке подобных случаев, он ждал того что изменит его жизнь. Когда в город приехал бродячий цирк Амадист с интересом пошел посмотреть. Его удивлению не было предела так он, не отводя взгляда и боясь моргнуть, чтобы не пропустить ничего, смотрел за выступление человека с задумчивым лицом и намотанным вокруг головы длинным платком. Его звали Михель. Михель с легкостью стоял на раскаленных углях, прыгал на гвоздях и ходил по битому стеклу. И когда он как обычно спросил: «Нет ли, желающих попробовать?», Амадист вышел вперед и сказал: «Я». Михель сильно удивился, ведь еще не было смельчаков повторить его трюки. Но Амадист не отступил и с легкостью прошелся по битому стеклу, попрыгал на гвоздях и постоял на раскаленных углях. Амадист не почувствовал ничего, ведь его кожа была настолько толста, что он не чувствовал боли. Михель пристально осмотрел Амадиста разыскивая в нем некий подвох, но не найдя ничего подозрительного спросил:

 - Хочешь поработать в бродячем цирке?

 - Не знаю – ответил Амадист, - нужно хорошо подумать и посоветоваться с родителями.

 - Думай быстрее. Завтра я ухожу, и хозяин цирка будет искать нового человека, – сказал Михель.

 - Тогда до завтра – сказал Амадист, и ничего больше не говоря, направился домой.


 Родители запретили ему, и думать о бродячем цирке. То, что у него толстая кожа еще не значит, что он должен идти в бродячий цирк. Но никого, не слушая Амадист, на следующий день пришел в бродячий цирк и стал выступать вместо Михеля. Хозяин цирка даже не заметил, что на месте Михеля теперь был Амадист. Ведь он делал то же самое - прыгал на гвоздях, стоял на раскаленных углях и ходил по битому стеклу. Только не носил обмотанный вокруг головы платок. Амадист каждую неделю писал письма домой, но никогда не получал ответа, а однажды он узнал, что умер отец, а мать уехала из города. С тех пор в каждом новом городе, перед тем как начать представление он говорил: « Если в этом городе есть моя мама, пусть она знает, что я ищу её». Так продолжается из города в город и не находя её, ему становиться только все грустнее. А ведь бродячий цирк не объехали еще и половины городов и неизвестно, сколько потребуется времени, что бы объехать их все.


 Ночью холодный ветер дул особенно сильно, его порывы отдавались звонким эхом колокольчиков повешенных на одну из тележек. Старый Батиста расположился в своем любимом шатре. Батиста был настолько стар и тщедушен, что ему уступили самую мягкую лежанку и отдельный шатер, так как никто не хотел проснуться утром с мертвецом. Все думали, что он должен скоро уйти в мир иной. Но Батиста еще и не думал отправляться на тот свет, а только громко кашлял и стрелял из ружья, разгоняя толпу, если перед городом собиралась большая толпа. Он совсем не помнил, как попал в бродячий цирк, но помнил лишь одно, что у него есть шатер с сундуком, в котором лежит его ружье. Больше он ничего не хотел знать.


 Жители города с жадностью воспринимали все новое. Много удивительного они видели в бродячем цирке. Казалось, перед ними открылся весь мир. Старейшина объявил, выходными дни пока бродячий цирк находился в городе. Никто и не хотел, работать и все устремлялись на площадь.


Старейшина приготовил большую посылку, которую хотел вручить хозяину цирка, что бы тот в свою очередь передал её в другой город. В посылке была самая обычная бумага, исписанная не разборчивыми каракулями старейшины. В них он излагал свои мысли и предложения по поводу наделения его города званием столицы округа. Он тщательно расписывал все преимущества такого решения. Это была мечта всей его жизни. Но позже когда хозяину цирка передали посылку, он выкинул её в канаву, так как в его обязанности входило только за всем наблюдать.


Так прошло несколько дней нахождения бродячего цирка в городе. Интерес горожан постепенно прошел. Уже не было толп народа, восхищенно восклицающих, при виде всего необычного. И сонный уклад города стал возвращаться, хотя все еще были объявлены выходные, люди занимались своими делами. Хозяин цирка приказал собираться в дорогу. Впереди ждали другие города. Понадобился целый день, что бы собраться в дорогу. Площадь снова опустела и приняла прежний унылый вид. Перед выездом из города хозяин цирка приказал пересчитать всех, что бы удостовериться, что никто не сбежал. После подсчетов всех людей оказалось, что их стало на пять человек больше, но это не имело большого значения, так как им всегда найдется место. Через старые ворота, которые никогда не закрывались, шли две коровы подгоняемые детьми.


Рецензии
Очень неплохо, но многовато тавтологии, стоит поработать над текстом, а идея очень хорошая. Добрая история.
Пиши еще.
Зураб.

Зураб Нуридзе   12.12.2007 16:56     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.