На борту самолета, трилогия

Пролог.

Все предпочитают путешествовать по-разному. Кто-то ценит удовольствие залезть на верхнюю полку спального вагона и почитывать книжку.  Кто-то в восторге от  неторопливости экскурсионного автобуса, за окнами которого медленно проплывают сменяющие друг друга пейзажи. Кто-то обожает ездить на своей легковой машине, наслаждаясь полной свободой  – куда хочу, туда и еду, когда пожелаю – тогда и остановлюсь!
А некоторые, как  и я, предпочитают скорость и быстроту передвижения, другими словами, любят летать самолетами.

На самом деле, там, высоко в небе над нами, течет совершенно особая жизнь, со своими законами и традициями. Вынужденные или добровольные знатоки самолетных перелетов при встрече друг с другом обычно делятся впечатлениями примерно так: «Нет, друг, Аэрофлот уже не тот! Кормят хуже. Я вот недавно летал….». «Да, - отвечает другой, - Трансаэро тоже не фонтан. А вот Люфтганза! Высший класс...»

Действительно, кому что нравится - авиакомпании все разные. Так же, как и полеты, которые все уникальны, все до одного!


1. Из Севильи – в Москву.

2002 год. Мы возвращаемся из  Севильи. Я первый раз за границей. Поездка рабочая, но это нисколько не умаляет моего восторженно-ошеломленного состояния духа. Мы летим с пересадкой в Дюссельдорфе, куда нас доставляет немецкая компания «Люфтганза». Я  сижу в кресле и, слегка приоткрыв от удивления рот, разглядываю бортпроводниц. Идеально, волосок к волоску, причесанные, в безупречно отглаженной форме, с ярко-красными губками-бантиками  в стиле 50-х годов, бесконечно предупредительные и профессиональные, они больше напоминают мне персонажей из фантастических фильмов о будущем. С пассажирами в совершенстве общаются на трех языках. Подушка, плед, бутылочки с красным и белым вином неизвестно как материализуются перед вами, предвосхищая все ваши желания. При этом – ни грамма личного. В какой-то момент я начинаю понимать, что они напоминают мне очень красивые, идеально изготовленные… куклы. Человекоподобные роботы. Удивительно!

Высаживаемся в Дюссельдорфе. Нас проводят по длинному коридору для транзитных пассажиров и препровождают в стеклянный лифт, который начинает медленно ползти наверх. Остановка, двери открываются. Я заношу ногу и вдруг – ах!.... выясняю, что не могу ее опустить. Полы отмыты до зеркального блеска. Идеально чистая плитка  играет бликами  в утреннем свете. Правда, создается странный контраст с пыльными стеклянными сводчатыми потолками. Которые, конечно, невозможно мыть каждый день.

Проходим на посадку. Полупустой огромный аэробус «Аэрофлота». Стюардессы с недовольными, слегка помятыми лицами – все свидетельствует о том, что у них обратный рейс. Мы сидим в салоне экономического класса, мое кресло – в среднем ряду. Бортпроводник второй раз проходит, забывая меня обслужить, не обращая ни малейшего внимания на предупредительное махание рукой. После космического обслуживания «Люфтганзы» особо остро чувствуется контраст формы и содержания. Но меня это не слишком заботит:  в душе бушует буря от навалившегося шквала впечатлений и ощущений от всей моей первой поездки за границу.

И вдруг…

«По полюшку, по чистому…». Русская народная песня. Тихий, хорошо поставленный мужской тенор.  В первую минуту, кажется, что включили радио. Я забываю обо всем на свете, только глубокие вибрации души на «снег» и «припорошенные березы» в песне. Внезапно становится понятно, что поет мужчина средних лет в очках, сидящий в правом ряду у окошка. На припеве с соседних кресел раздается великолепное многоголосие и подхватывает мотив, высокие женские голоса переплетаются с мужскими, дополняя друг друга и ломая все наносные преграды на своем пути. Момент истины. Прекрасный смешанный хор переворачивает душу, заставляя чувствовать только громкие удары сердца и сопричастность к происходящему. Я превращаюсь в песню и улетаю домой, на Родину. По щекам текут слезы.…

Вот она, русская душа! У нас нет роботов. Только люди. И все, как один, живые.

На паспортном контроле мы случайно узнали, что в самолете пел знаменитый русский народный коллектив, летевший домой после длительных гастролей в Германии.



2. Искатели приключений.

Мы поднимаемся на борт самолета «Аэрофлота», следующего по маршруту Лондон Хитроу – Москва Шереметьево - 2. Мне очень хочется домой! Как раз во время нашего пребывания в Англии произошла трагедия в Беслане. Почти сутки я неотрывно смотрела в номере гостиницы новости ВВС и практически рыдала от бессилия и ярости. Пожалуй, это была самая изощренная пытка в моей жизни. Ну, а потом еще работа, бесконечные переводы с русского на английский, и обратно, до полного ступора в голове… Слава Богу, летим домой!

В зале ожидания мы теряемся в  толпе туристов-англичан.
Англичане любят путешествовать на Восток, особенно много их можно встретить в Индии и странах Юго-Восточной Азии. В последнее время Россия тоже стала очень популярной страной. Люди ищут экзотики, сильных ощущений!  Хотят, так сказать, познать загадочную русскую душу.… А получают, как и все туристы, только суррогатную, лубочную, удобно приспособленную к их нуждам, туристическую сторону российской жизни со стилизованными банями, водкой, балалайками и самоварами.

За туристами -  толпа очень молодых людей, многозначительно переглядывающихся и позвякивающих объемными пакетами. От них слегка веет агрессией – так ведут себя впервые вырвавшиеся на свободу молодые дикие животные, выросшие в неволе. Слышна английская речь с легким акцентом.

О, Господи! Никогда не была любительницей острых ощущений! Особенно мне хочется избежать этого именно сегодня. Отодвигаюсь от них подальше. Может, они летят в другом салоне? Нет, нас зарегистрировали почти одновременно у одной стойки и мы все летим в хвостовой части самолета.

У входа в самолет разговаривают две стюардессы:
- Куда это они едут?
- Это футбольные фанаты из Уэльса.

О нет, только не это!

Самолет наполнен до отказа.
Сев в кресла, молодые люди принимаются оживленно шуршать пакетами, доставать бутылки с виски и одноразовые стаканчики. К моему величайшему изумлению, распитие спиртных напитков происходит очень цивилизованно, не сопровождаясь побочными явлениями, так характерными для наших соотечественников, типа громких выкриков, приставания к окружающим и мата. Они тихо напивались, вежливо, слегка громче обычного, переговариваясь друг с другом.

По правде говоря, наш стюард выглядел, в этом плане…м-м-м… гораздо более неуверенным в себе. Он, старательно выпучив глаза, катил перед собой тележку (к счастью, проход настолько узкий, что перевернуть ее практически невозможно) и изредка путал пакеты с соками, не принимая во внимание замечания окружающих. Ну, какая вам, в самом деле, разница? Ну, подумаешь, попутал человек яблочный сок с томатным! С кем не бывает….

Я твердо решила не вставать с кресла. Немного поспала.…Проснувшись, понимаю: ой, нет, какая досада! Придется,  видимо, все-таки пройти в хвост самолета. Встаю, прохожу между радостно сверкающими, не совсем трезвыми глазами уэльских фанатов. На обратном пути обнаруживаю, что наш шкафоподобный стюард с красным лицом перегородил проход тележкой с грязной посудой. Остается покорно ждать. Вдруг двери соседних кабинок открываются и оттуда выходят два молодых фаната. На вскидку оценивают сложившуюся ситуацию.

- Как ты думаешь, она говорит по-английски? – кивает один в мою сторону.
- Щас узнаем, – отвечает другой.
- Вы говорите по-английски?
- Да, говорю.

Мой ответ почему-то вызывает у них легкий ступор. Они растерянно переглядываются и один из них не менее растерянно констатирует:
- Она говорит по-английски….
Я с тоской смотрю на стоящую в середине прохода тележку.
Наконец, один парень справляется с собой и, подбоченясь, объявляет:
- Не подскажете ли нам название нашего отеля в Москве? Мы забыли его название, но в нем более 200 номеров!
- Мальчики, в Москве очень много гостиниц, в которых более 200 номеров.

Мальчики в шоке.

- Ну, хорошо, может, тогда вы знаете в Москве места, где можно от души повеселиться? Мы ищем приключений!
- Вы футбольные фанаты из Уэльса? Не беспокойтесь, считайте, что приключения вам УЖЕ обеспечены.

Слава Богу, стюард вываливается за пределы прохода! Они продолжают стоять с открытыми ртами. А мне почему-то становится их по-хорошему жалко.



3. Я люблю Австралию, но…

- Поедешь в Сидней? - спрашивает меня начальница.
- Ой, поеду, конечно!
- Не боишься? Туда лететь почти сутки.
- А когда еще представится возможность? Может, это единственный шанс в моей жизни увидеть Австралию! Отпустите меня, пожалуйста.
- Бог с тобой, поезжай.

Недавно мы закончили серию сложнейших клинических испытаний совместно с одной научной лабораторией из Израиля. В качестве презента они предложили по минимуму оплатить расходы одному сотруднику из нашего центра на участие в Конгрессе, где  как раз и должны были быть доложены первые результаты. Конечно, я хочу поехать!

***

Туда летим вместе с организованной группой коллег. Меня не пугает ни пересадка с пятичасовым ожиданием в Вене, ни предстоящий 22,5 часовой перелет. Самолет огромный – Боинг 777. Нам весело: мы шутим, кто-то играет в игры, кто-то смотрит фильмы на английском или слушает музыку. Пожалуй, единственная неприятность – все время пересыхает рот, соки, напитки разносят каждый полчаса. Пить нужно постоянно, чтобы избежать обезвоживания. Через некоторое время у меня затекают ноги, болит травмированный полгода назад мениск. Выхожу побродить по самолету. Две пожилые туристки на коврике перед туалетами занимаются йогой. Делаю два-три упражнения вместе с ними. Уф-ф-ф-ф-ф…. Хорошо! Сажусь на место.

Длительный полет наводит  на размышления. Любопытный, но закономерный факт – мы летим с востока на запад, то есть прямо в объятия рассвета. Ночь короткая – темнота длится около трех часов, все остальное время мы наслаждаемся яркими лучами солнца. Обратную сторону медали мне довелось прочувствовать на обратном пути, когда ночь длилась почти все восемнадцать часов: мы летели от солнца, убегая от него. Темнота длилась так долго (я успела пять раз заснуть и проснуться, опять затекли ноги), что в какой-то момент в душе возник вопрос: «А где я?» «Не знаю». « А сколько времени?». «Не знаю» (Совершенно неизвестно, над каким часовым поясом мы пролетали). «А ты кто?». «Тоже не знаю». Как-то вдруг сама собой «вылезла» относительность понятий пространства, времени и себя, которые люди для удобства придумали. Обратно мне довелось лететь одной, поэтому поделиться своими наблюдениями было совершенно не с кем.

***

Через восемнадцать с половиной часов  полета  из Вены – дозаправка и дезинфекция салона в Куала Лумпур. Нас выводят по узкому коридору в стеклянный накопитель, в лицо ударяют ароматные экзотические запахи, работницы аэропорта – все темноглазые и круглолицые, в нарядных блестящих накидках, покрывающих волосы (все верно, в Малайзии большинство населения исповедуют ислам, поэтому и порядки здесь строгие).

Ну, все, каких-то пять часов - и мы в Сиднее!

***

Работа Конгресса идет полным ходом.
Мы работаем, ходим на лекции, в промежутках с восторгом бегаем и осматриваем  местные достопримечательности.

На одном из корпоративных вечеров меня догоняет давняя знакомая из Оксфорда, высокая темнокожая приветливая женщина. Она работает старшей медицинской сестрой.

- Ой, Елайна! Привет! – радостно восклицает она, и мы от души обнимаемся. – Ну, как долетели?
- Ничего, спасибо, только вот колено разболелось.
Она недоверчиво смотрит на меня:
- Вы что, летели эконом классом?
- Да.
В ее глазах мелькает смущение и какая-то скрытая неловкость за меня.
- Елайна, извините, но я должна вам сказать. Эконом не соответствует вашему статусу. Вы же специалист высокого класса! Это может повредить вашей репутации.

Я молчу и понимаю, что не смогу объяснить этой милой женщине, что специалисты «высокого класса» в нашей стране получают 400$ и, уж конечно, не могут позволить себе оплатить даже гостиницу в Сиднее, не говоря о перелете в бизнесе на другой континент! А израильская компания, как выяснилось позднее, действительно оплатила мои расходы по-минимуму: они даже взяли мне билет на сутки раньше, чем закончился конгресс, чтобы не тратиться на заключительный гала – вечер. Естественно, ни культурная программа, ни билеты в бизнес-класс туда тоже не входили.

Как оказалось, этот разговор имел свои последствия, а, может, изначально являлся звеном в цепи определенных событий….

***

Время моего пребывания в Сиднее закончилось. Приехав в аэропорт, сдаю багаж и отправляюсь гулять. Такого Duty free, наверное, нет больше  нигде в мире: огромное пространство посреди зала ожидания заполнено книжным магазином. Книги, постеры, фотографии.… Лететь почти сутки, и я выбираю себе в дорогу страшно популярный на тот момент бестселлер Дэна Брауна «Код да Винчи».

Иду расплачиваться на кассу и вдруг слышу за спиной:
- Привет!
Поворачиваюсь… и от неожиданности впадаю в легкий шок. Это –  директор одной крупной европейской фармацевтической фирмы, которая при этом принадлежит его отцу. Он старше меня на два года и недавно развелся. Не красавец, но от него идет ощущение мужественности. Все женщины Конгресса таяли, безрезультатно пытались ему улыбаться и строить глазки. Мы знакомы поверхностно, виделись несколько раз на обедах, ужинах и официальных мероприятиях.

- Привет, - наконец-то справившись с удивлением, говорю я.
- Улетаешь, таким-то рейсом?
- Да.
- Мы тоже! Ну, извини, меня ждут. Увидимся!
- Увидимся, пока!

Делать больше нечего и, как только объявляют посадку, я решаю сесть в самолет и больше не вставать, ожидая взлета. Как обычно – регистрация, досмотр, длинный проход - «труба» на посадку. Улыбаясь стюардессам, захожу в самолет и попадаю в салон бизнес класса.

Он совершенно пуст, только по обе стороны прохода стоят мой знакомый и его молодой коллега. Увидев меня, они начинают улыбаться и оглядываться по сторонам в поисках моего места. Я же, гордо вздернув подбородок, с очаровательной улыбкой, прохожу мимо них  в хвост самолета, к самым непрезентабельным местам эконом класса. Спиной чувствую два недоуменных взгляда. Видимо, подивившись моей скупости, вскоре они теряют ко мне всякий интерес. Да, мы, специалисты высокого класса, совершенно не заботимся о собственной репутации! Правда, лучше бы я этого не знала….

Обратный путь физически оказался еще тяжелее и, прилетев домой, я чувствую огромную усталость. Язык заплетается и отказывается говорить по телефону.
 В общей сложности, путь от порога дома до порога гостиницы занял 36 часов.

***

Австралия – интересная страна. Но после той поездки мои ощущения можно описать очень просто. Гуляя в Сиднее по магазинам в поисках подарков для родных и близких, я нашла чудесную красную футболку. Жаль, моего размера не было! На ней красовалась большая надпись: «Я люблю Австралию, но… это ТАК ЧЕРТОВСКИ ДАЛЕКО!»


5-9.12.2007 г


Рецензии
Лена, потрясающе интересно написано. И познавательно, и философски, и по-человечески тепло.
Вы большая умница! :-)))

Инна Криксунова   14.09.2009 16:24     Заявить о нарушении
Спасибо, Инна! :) Это самое начало путешествий. А вообще мне один хиромант-любитель (мужчина, кстати) нагадал в двадцать лет, что я весь мир объеду и много еще чего... Похоже, он был прав! :))

Елена Рябчевских   16.09.2009 15:35   Заявить о нарушении
Вот так гадание! Счастья Вам и "много еще чего"! :))

Инна Криксунова   17.09.2009 10:53   Заявить о нарушении
Я очень удивилась, потому что он был преподавателем в нашем институте (!) и когда я принесла отчет по практике, попросил снять отпечатки рук... оказалось, что у него хобби - хиромантия. :)

Елена Рябчевских   17.09.2009 13:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.