Техническая ошибка

На суд Высшего совета по изобретениям прибыл очередной проект типовой системы.
Это был бы обычный случай, если бы проект не был выполнен так необычно. Рассмотрев его, комиссия пришла к заключению, что эта система работать не будет… Редко когда мнение всех членов комиссии было столь единодушным. Все взоры обратились к автору, который, растерянно глядя на свое произведение, пытался как-то возразить:
-- Но, честное слово, она должна работать! Дайте только время, и вы дождетесь едва ли не лучших результатов!
Председатель строго посмотрел на него.
-- Прежде всего, позвольте вам сказать, что уже на начальном этапе создания вы допустили грубую ошибку. Почему вы снабдили вашу систему таким большим количеством блуждающих масс? Для чего нужна такая разница между их составами? Ведь одни массы у вас почему-то маленькие и твердые, другие – полужидкие и твердые, причем последние окружены огромным количеством спутников? Это слишком расточительно. Не забывайте, что простота сопутствует гармонии. Кроме того, чрезмерно большое количество масс и их спутников может привести к нестабильности, а то и к распаду системы. И еще это совершенно ненужное для производственных целей туманное облако вокруг системы! Зачем нужно это никчемное украшательство? Далее, вы якобы стремитесь наладить с помощью этой системы выпуск самовоспроизводящейся материи с конечным продуктом развития – разумом. Но почему для производства этой формы жизни вы выбрали только одну массу – третью от центра?
-- К тому же процесс получения конечного продукта займет слишком много времени. Вы предложили такой вариант выработки, при котором данный продукт должен появиться сам собой без посторонней помощи! А это с философской точки зрения невозможно. Разум не может появиться без разума. Даже если здесь и появится жизнь, она нас не заинтересует, поскольку будет неразумной. Но даже эта возможность маловероятна, -- сказал Второй.
-- Как уже сказали до меня, -- сухо заметил Третий, -- вы очень нерационально использовали материал, выделенный вам для воплощения вашего проекта. Конечно возможно, что кто-то посчитал вашу идею о «самовоспроизводстве разума», об этаком «отстойнике», в котором постепенно выделяется конечный продукт в чистом виде, очень оригинальной, и выделил необходимые вам средства. Однако мы не можем позволить себе разбрасываться ценной материей, которую и так трудно собрать. В этом участке Вселенной ее плотность чрезвычайно низка. Боюсь, что никакой практической пользы ваше изобретение принести не может.
-- Пожалуй, это все же не ваша вина, -- мягко сказал Первый. – Строительство миров – не такая простая вещь, как может показаться иному. Даже созданные специально для этого коллективы творцов тратят на это уйму времени и сил. А ведь вы, насколько я знаю, даже не инженер? – сочувственно спросил он. – Почему же вы взялись за это?
-- Хотелось… как-то удивить друзей, – пробормотал автор.
-- Ну, это-то вам удастся, пожалуй, -- ободрил его Первый. – мы все же уважаем право любого мыслящего существа на творчество, если оно не опасно для окружающих. Мы ведь сможем поместить эту вещь туда, где она не будет никому мешать? – Он указал на неказистую систему с девятью разнокалиберными массами вокруг светила в центре.
-- Да, я думаю, что мы сможем ее поместить в одной из окраинных областей, -- устало заметил Третий, -- пусть ее плавает в пространстве. – Он думал про себя: «По мне, так лучше бы все эти неудачные проекты отдавали в утилизацию: сколько бы материала можно было получить на стоящее дело! А то возись с ними в случае чего – то светило взорвется – столько шума, то массы разлетятся – возвращай их потом на место… Столько возни, а отказать нельзя, ведь любая попытка полезного творчества охраняется законом» -- недовольно вспоминал он.

Время шло. Мало кто обращал внимание на эту звездочку на окраине Галактики. Только творец-неудачник иногда заглядывал в этот уголок звездного острова и смотрел на свое творение с грустью и разочарованием. Вспоминал, с какими надеждами и пылом он брался за дело… а потом эти уничтожающие слова!
Однако случилось неожиданное.

-- Она работает!.. Работает!!!
Первый недовольно посмотрел на автора.
-- Так это вы, тот самый… Ну и что же?
-- Жизнь! Она появилась, и воспроизводит себя вполне осознанно!
-- Хм! – Первый недоверчиво взглянул на него, -- но вы уверены? А каково качество продукта?
-- Достаточно высокое! Понимаете, мой метод «отстойника» дал свои плоды!
-- Ну допустим, -- Первый усмехнулся, но по-доброму, -- и что вы будете теперь делать с вашим детищем?
-- Я думаю, его надо показать всем! Пусть видят, на что способна творческая мысль каждого!
-- Подождите, не так быстро. Что это за существа?
-- Особи с индивидуальным сознанием, -- выпалил автор.
-- А откуда вы это знаете? – внезапно спросил Третий.
Автор вдруг замолчал, потрясенно глядя на членов комиссии.
-- Вам должно бы быть известно, что без особого разрешения нельзя вступать в тесное общение с представителями созданной жизни -- ведь это рабочий материал, требующий аккуратного обращения. Вы не специалист, поэтому вы не имеете допуска к таким контактам.
-- Я хотел как лучше, -- с безнадежностью ответил автор, -- я хотел помочь им, хотел приучить их думать о высоком… Они были так одиноки тогда, в первые дни пробуждения разума!
-- Ученый должен быть выше жалости, -- строго сказал Первый, и добавил, -- необдуманной. Повторяю: вы не специалист, и теперь вам придется самому расхлебывать эту кашу. Значит, они сформировали свое мировоззрение с вашим участием?
-- Да.
-- И о чем таком «высоком» они думают?
-- Ну… о лучшем мире, например.
-- Что это значит? Что за сказки?
-- Они верят, что когда-нибудь все переселятся в другую систему.
Члены комиссии беспомощно переглянулись. Что еще готовит им этот дилетант?
-- А почему же именно «систему»? – съязвил Второй.
-- Понимаете, я же сделал много масс в системе в расчете на то, что на каждой из них появится своя форма разумной жизни. Но теперь я вижу, что ошибся. Они вообще не пригодны для обитания каких-либо существ! – автор просительно взглянул на членов комиссии. – Дело еще и в том, что я как-то сказал первым из их рода: «Живите, и пусть вас будет как можно больше, ведь ваш мир так велик». Но они оказались очень своевольными , и теперь ухитрились заполнить себе подобными весь свой шарик! И даже переполнить. Не могу же я теперь допустить, чтобы они так съели друг друга! Я понимаю, что не имею права просить вас о такой услуге, но у меня нет другого выбора. Нужна другая система.
-- Ну, так стройте сами, -- иронически отозвался Второй. -- Вы же, кажется, должны были бы за это время поднабраться знаний, навыков…
-- Но мне не дают материалов, -- замялся автор, -- из-за моей неудачи в прошлый раз.

Комиссия удалилась на совещание.
Решение гласило:
«Данный случай создания разумной жизни является первым, произведенным творцом без наличия соответствующей квалификации. Поскольку эта форма жизни уникальна и требует наблюдения и учета для применения нового опыта при строительстве миров, то следует:
1. провести отбор среди особей для дальнейшей их пересылки в место назначения.
2. перенести определенную часть особей проблемной популяции на свободную от текущего производства блуждающую массу системы №……
Примечание: обязанность отбора возлагается на автора проекта.»

Автор удалился, горячо благодаря.
«Сколько теперь полезной материи можно будет пустить в дело!» -- с одобрением подумал Третий.

Настал день, когда тысячи людей – кто вслух, кто про себя – произнесли древние слова: «И увидел я новое небо и новую землю.»
 


Рецензии