В гостях у смерти

Согласилась с мамой съездить к ней на историческую родину, в какой-то Мухосранск под Армавиром, где прошло ее детство. Там у нее оставалась только невестка брата, который умер несколько месяцев назад. Ей не удалось побывать на похоронах (накануне его смерти мы похоронили мамину сестру, мама сильно заболела после всего этого, лежала в больнице), к тому же ей захотелось побывать на кладбищах – «повидать» родителей, проехаться по улице, где она когда-то жила. Но по улице проехаться не понадобилось – всех повидали на кладбище. Разочарование, скорбь. Все смешалось. А я наконец увидела могилы своих бабушки (она умерла, когда маме было 14) и дедушки (он бросил свою огромную семью, все, что мне было о нем известно).

 Кресты, кресты, всюду кресты. Я просто ходила между рядами, как в бреду мелькали все те, будто выкрикнутые в отчаянии эпитафии, вроде «Вернуть нельзя, забыть невозможно»... Сельское кладбище...как в стихах у Жуковского, только здесь, наяву, в какой-то лесополосе, среди изогнутых деревьев и высокой травы. Какое-то сдавленное чувство сопровождало меня, когда я шла одна среди заросших надгробий, но только уныние и тишина...Меня позвали, я уже направилась к машине, когда резко подул сильный ветер и мне под ноги упала корзина с увядшими цветами. Я подняла глаза и мне стало немножко жутковато. Молодой парень. Умер совсем недавно. И посмертная надпись на плите, как - будто написанная слезами. Я оглянулась – вокруг только свежие могилы. И в основном молодые мальчики. Казалось, земля заскрипела под ногами. Боль. Больше нечего сказать.
По дороге до «пункта назначения» немного развеселились, приехали с приподнятым настроением. Во дворе – дочка и муж другой дочки Той, к кому мы приехали. Поздоровались, зашли в дом, радостные, не о чем не подозревая. И увидели ЕЕ.....при смерти. Она умирала. Больше двух недель мучилась от сжигающего ее рака и это были ее последние дни. Только теперь мы узнали, что родственникам в Ростов звонили, но только недавно, нас уже не успели предупредить.
И вот, нам некуда было деться. Машина за нами приезжала только через несколько дней. Это был шок. Я смотрела на эту женщину, которую теперь можно было узнать лишь по прерывающему голосу и молилась о том, чтобы ей было не так больно. В тот день она еще узнала нас. В ответ я попыталась изобразить улыбку и сказать хоть что-нибудь, но не могла. У меня пропал голос и наворачивались слезы. Я не смогла их удержать и вышла, когда они потекли по щекам. Отчаяние. Обида за то, что это могло произойти с таким человеком.
Просто не выдержала, сломалась после смерти мужа, а раковые клетки радостно распространились по всему ее телу.

Эти дни мне хотелось провалиться сквозь землю. На моих глазах, медленно и мучительно умирал человек. А я ничего не могла с этим поделать! Я держалась изо всех сил. Хваталась за любое дело, только бы отвлечься, заняться чем-нибудь. Не сильно помогало.
Она так ждала детей, увидеть в последний раз. Но была только одна дочь из троих детей. У других двоих же была работа, дела.... Я молчала, мне многого стоило это молчание. Так хотелось закричать во весь голос «Какая нахрен работа, когда умирает ваша мать?!»
Мне вспомнилось время, когда прошлой осенью я пол года пролежала в больнице. В то жуткое время я только и жила посещениями друзей, родственников. Это было воздухом для задыхающегося. И я до сих пор не смогла простить тех, кто забыл обо мне в те тяжелые для меня времена. Хоть я и не умирала. Что же говорить об этом...

На фоне происходящего все беды и несчастья казались такими ничтожными. А моя психологическая боль в сердце из-за Него совершенно померкла. Окружающие неудачи превратились в ничто в сравнением тем, как на моих глазах мучался человек.
И вот, на третий день нашего пребывания там, все закончилось, она умерла... Как не ужасно это говорить, но все вздохнули с облегчением.

Снова кладбище. Снова земля скрипит под ногами. А я ничего не могу с этим поделать...


Рецензии