Герой нашего времени м. ю. лермонтова - тайна романа

ВОЛОВОЙ Г.В
ТРИ ТАЙНЫ ТРЕХ РУССКИХ ГЕНИЕВ
ТАЙНА РОМАНА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

МОЙ САЙТ АФОРИЗМЫ.РУ - ЛИТЕРАТУРНЫЙ САЙТ ГЕННАДИЯ ВОЛОВОГО
www.aphorisms.ru
На нем собраны лучшие авторы современной русской литературы, афоризмы, анекдоты. Впервые на едином портале собраны только самые талантливые произведения рунета. Впервые создается литературное сообщество, которое изгнало из своих рядов графоманов и бездарей.


«... Я никогда сам не открываю моих! тайн, а ужасно люблю, чтоб их отгадывали, потому что таким образом я всегда могу при случае от них отпереться».
       (ПЕЧОРИН)
       

Полтора века назад на дуэли был убит Лермонтов. Жизнь великого русского поэта внезапно и трагично оборвалась. Он унес с собой тайну своего лучшего произведения. Роман «Герой нашего времени» остается са­мым загадочным произведением русской классики, споры о нем не утихают и сегодня. Как это ни кажется невероятным и удивительным, но две повести романа оказалась зашифрован­ными. Повести «Бэла» и «Мак­сим Максимыч» до последнего времени оставались «непрочитанными» на уровне идей автора. Загадочность и недосказанность тонко почувствовал еще Белинский: «Но ваше любопытство не удовлетворено, а только еще более раздражено, и повесть о Бэле все еще остается для вас загадочною» (1). Сам способ особым образом кодировать свои произведения был характерен для Лермонтова. Эту мысль об особом зашифрованном стиле Лермонтова говорит Б.Эйхенбаум: «Лермонтов, действительно, зашифрован…» (2). Видный лермонтовед считает, что: «многое не только не оценено, но даже и не прочитано так, как должно было бы прочитано» (3).
Как же могло, получится, что роман Лермонтова оказался непонятым? Одной из причин невозможности проследить «изнутри» ход работы писателя над своим произведением стала потеря оригинала и черновиков рукописи повести «Бэла». Отсутствие его правки и редактирования не позволило исследователям заглянуть в лабораторию писателя и понять истинный ход его мысли.
Большая опасность в толковании текста Лермонтова поджидала исследователей и в неправильных методах анализа. Они не применяли метод интерпретецаии текста. Более того, многие объявляли его антинаучным. Вероятно, для того, чтобы противопоставить себя западу, где как раз метод интерпретации является наиболее распространенным.
Научный анализ текста должен основываться на интерпретации смыслов художественного произведения. Выявление и анализ различных смыслов, заложенных в романе, позволяет наиболее точно подойти к авторскому замыслу, воспроизвести главную, концептуальную идею произведения.
Историю Бэлы рассказывает Мак­сим Максимыч, события преподносятся с его точки зрения, а между тем, чтобы достичь уров­ня идей Лермонтова, надо раздвинуть рамки рассказа штабс-капитана, оценить с разных точек зрения – с позиции Печорина, офицера-повествователя, читателя.
Мы приг­лашаем читателя к поиску истины, к принци­пиально новому прочтению повести. Наше исследование позволяет говорить о на­учном открытии, которое еще не знала не только русская, но и мировая литература, ибо впервые писатель создал такое художественное произведение, которое необходимо разгадывать. Данное исследование — это не колосс на глиняных ногах, каждый эпизод тщательно разбирается и реконструируется, с учетом прямого и подтекстного смыслов. Хотелось бы встретить конструктивную оценку читателей и специалистов, которые с доверием отнеслись бы к методу подтекстного анализа, к сожалению, редкого в русской критике.
Можно предвидеть негодование много­численных лермонтоведов, ибо эта работа опровергает почти все написанное о повестях «Бэла» и «Максим Максимыч», начиная с Белинского, кончая совре­менными исследователями, которые, в большинстве случаев не анализировали, а пересказывали текст повестей. Встретить «гневную отповедь» было всегда в порядке вещей в мировой истории. «Новая истина неизбежно вы­глядит сумасшедшей, и степень этого сумас­шествия пропорциональна её величию. Было бы идиотизмом постоянно вспоминать био­графии Коперника, Галилея и Пастера и при этом забывать, что очередной ученый-новатор будет выглядеть столь же безнадеж­но неправым и сумасшедшим, как в свое время выглядели они» (4). Такова судьба всех новых открытий — ниспровергать старые истины. Правда в нашем случае все сведется к выдергиванию фраз, подтасовке фактов, обмане читателей и проч.
Прогресс литературы движется новыми формами, которые воплощают писатели в своем творчестве. Каждый гений — это новая эпоха в литературе. Гений Лермонтова опередит свое время. Писатель сумел соз­дать такую картину человеческого бытия, которую не оценили современники и прогля­дели потомки. Метод, которым пользовался Лермонтов, в принципе недостижим для со­временной литературы. Этот метод — ее завтрашний день. Давайте перечитаем роман и раскроем тайну, которой уже полтора столетия...

Далее читайте по ссылке
http://www.aphorisms.ru/afor.7.html


Рецензии
Да, не вышел из вас ценитель классики

Марта Баловнева   15.03.2008 15:15     Заявить о нарушении
Зато из вас вышел классный фарисей...)))

Смеяныч Анекдот   15.03.2008 15:52   Заявить о нарушении
Ну, как по мне, так во первых вы путаете понятия фарисеев и книжников. Фарисеи - это те, кто гоняется за формальной стороной культа, и не видящие суть религии. А книжники, к которым я как раз себя отношу, они отлично понимают и суть веры, и долг христианина, и то, каков закон, но в жизни у них почему-то все получается с точностью до наоборот.
Просто сердце у меня какое-то ожесточенное, и моя мудрость мне здесь не поможет. Только человек с сердцем чистым, не осуждающим других может и видеть и исполнять закон.
Фарисеи уверяю вас еще хуже, они и не видят как надо, и даже не пытаются увидеть. А я понимаю, как надо, но "видит око, а зуб неймет".
Не буду вас судить, но могу сказать одно, прежде чем высмеивать классика или известного писателя, талант которого намного превосходит ваш собственный, нужно прежде всего достигнуть его уровня.

Марта Баловнева   21.06.2008 13:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.