Мост общения между людьми и странами

В 2006 году в Республике Таджикистан, в столице было создано Душанбинское региональное отделение Всероссийского фонда образования. Его председателем назначен ректор Таджикско-Российского Современного Университета (ТРСУ) Якуб Бабаджанов. Наш корреспондент задался целью узнать, чем призван заниматься Фонд, каково его значение для отечественного образования и для укрепления дружбы между народами в родном Отечестве и за его пределами.



Можно ли оценить значение хлеба для голодного человека? Если продолжить ассоциацию, то Таджикистан сегодня испытывает острый голод в образовательной и культурной жизни страны, что негативно отражается и на жизни самого общества. Так вот Душанбинское региональное отделение Всероссийского фонда образования (Фонд) призвано удовлетворить часть духовных потребностей народов, проживающих сегодня в Таджикистане.
Не даром же говорится в Библии, что «не хлебом единым жив человек» но силой духа своего. И священный хадис как бы повторяет и развивает эту мысль: «Нравственный человек-опора ислама». Действительно, только нравственностью и силой духа своих народов, духом культуры - обычаями и традициями богата наша страна, прекрасен Таджикистан и силен. А сила проистекает из дружбы между народами. Поэтому для добрососедства и доброжелательных отношений между Россией и Таджикистаном значение Фонда велико, и Фонд широко и непосредственно, явными делами своими лишь умножает дружбу между народами двух стран.
Сейчас многие российские и таджикские политические, общественные деятели и деятели науки и культуры откровенно сетуют на дефицит милосердия и душевного участия между людьми внутри общества. Это можно наблюдать в семье и быту, в школах и университетах, на производствах и в компаниях, где всё подчиняется строго корпоративным интересам.
«Одной из важных сторон деятельности Фонда является возрождение лучших традиций нравственности, благотворительности, милосердия и просвещения, - говорит ректор ТРСУ и председатель Фонда Якуб Бабаджанов. Например, 3-го декабря сего года, на международный день Инвалида, Фонд одному из студентов-заочников ТРСУ Александру Айрияну, подарил «модем» и подключил персональный компьютер юноши к Интернету. А «модем» освобождает телефонную линию абонента, увеличивает скорость, повышает качество работы и в разы удешевляет услуги компьютерной сети».
И это правда, и корреспондент газеты был тому свидетелем. Представители ОАО «Таджиктелеком» филиала РСПД, - директор Фахриддин Рахимов, пошли навстречу и оказали свое активное содействие. Как только они узнали суть проблемы, тотчас оставили свои многочисленные работы по городу и отправились к Саше. (Наверно, так и должен поступать истинный гражданин, патриот своей страны – безотлагательно оказывать свою помощь и содействие нуждающимся соотечественникам.) А Саша, вооружённый «модемом», тут же вышел на цифровую электронную библиотеку ТРСУ и не скрывал своей радости. Какое счастье – помогать людям, когда сам становишься вдвойне счастливым!
Всё дело в том, что Александр Айриян по рождению своему является инвалидом. Он по квартире и по недолгой жизни своей неспешно разъезжает на инвалидной коляске. Уже 15 лет из своих неполных двадцати Саша не выходит на улицу и смотрит на мир с высоты окон последнего этажа девятиэтажного дома. Стоит сказать, Александр почти нигде не учился. Учителя общеобразовательной школы отказались приходить к мальчику. Никто не захотел принимать боль чужого ребенка и входить в его отчаянное положение. К сожалению, это и поныне не единичный случай.
И было ещё так, что одна очень образованная женщина и культурный человек, словом, интеллигент, - учительница русского языка и литературы так прямо и заявила ему в один из своих редких и непродолжительных рейдов (в комнате стоял неприятный запах больного человека):
- Зачем тебе учиться, мальчик, ты же – ИНВАЛИД!!!
Мальчишка, конечно, замкнулся в себе, но у него хватило сил и здравого смысла, чтобы не покончить с собой. Он со всем ужасом понял, что никому не нужен в этом мире, кроме близких – матери и сестры. Но более всего Саша осознал, что надо быть сильным человеком, а сила заключается в его душевном состоянии. И если ты докажешь себе, что имеешь право на своё место под солнцем, то уже больше никакая «учительница русского языка и литературы» не сможет безнаказанно бросать тебе в лицо: «Ты же – ИНВАЛИД!!!»
Айриян не смирился со своей печальной участью инвалида и бросил вызов своей нескладной судьбе и людям, вроде невоспитанной учительницы, поскольку по натуре был и остаётся борцом. Шло время, и Саша месяц за месяцем, год за годом добился достаточных знаний путём тяжёлого и долгого самообразования. Он всё-таки получил свой «блестящий приз» - официальный аттестат зрелости. Это стало его первой ступенькой для достижения поставленной цели. Но самое главное: он сумел – он это сделал!
Видя безудержное и нескончаемое рвение своего сына, его жадную тягу к свету жизни и знаний, мама, четыре года тому назад, продала хорошую благоустроенную квартиру в престижном районе столицы. После купила квартиру из двух комнат на последнем этаже девятиэтажного блока, а другая часть вырученных денег пошла на содержание сына, приобретение инвалидной коляски и персонального компьютера, и другие необходимые дела и вещи. Незаметно для окружающего мира, Александр вошёл в возраст, и надо было думать о дальнейшей его судьбе. Мама обратилась во многие вузы столицы. Она хотела, чтобы Александра приняли в число студентов-заочников, а преподаватели по мере сил и необходимости – хотя бы раз в месяц, приходили к нему домой, проверяли знания и консультировали. Но все её «походы» в кабинеты ректоров университетов города Душанбе закончились полной неудачей. Против равнодушия чиновников, к сожалению, ещё не придумали лекарства. А в столице, тем временем, разъезжали автобусы с надписями на борту: «В прекрасном городе Душанбе зажжём свет чистоты и благородства».
Только руководство одного университета, ТРСУ, вняло просьбе матери и не отмахнулось
от чужой боли. Таким образом, Саша, неожиданно для себя, стал первым и, пока, единственным инвалидом-«колясочником» в стране, который получил полный доступ к практически неограниченным возможностям дистанционного образования, на котором базируется Таджикско-Российский современный университет. И ныне Александр Айриян успешно заканчивает 3-ий курс юридического факультета, полностью освобождённый от платы за учёбу. Испытав с лихвой всю тяжесть судьбы инвалида, не сломившись и оставшись человеком, Саша намерился стать грамотным упорным адвокатом, который будет стоять на стороне своих малоимущих клиентов, защищать и отстаивать права себе подобных по судьбе и всех людей, кто обратиться к нему за помощью. Искренно полагаю, опыт Александра Айрияна и ТРСУ необходимо взять на вооружение другим образовательным учреждениям столицы и республики, чтобы помочь многим людям, «слабым телом, но сильным духом», инвалидам страны, почувствовать себя нужными и востребованными для общества и государства. И первый шаг к истинной демократии, к истинной защите прав человека начнётся в Таджикистане лишь с официального признания доступного образования для инвалидов республики и их социально-бытовой защищённости. Они такие же люди, как и мы с вами, которые имеют равные права на культурное и образовательное развитие. Преступно лишать их того и другого. Надо уже сегодня в детских садах и школах, в семьях и университетах, на производствах и в обществе широко и повсеместно если не прививать, то учить любви и великодушию, милосердию и участию в нелёгких судьбах многих своих соотечественников.
Но вернёмся к нашему Душанбинскому региональному отделению Всероссийского фонда образования. Фонд помогает обеспечивать учащихся учебно-методической, художественной и другой литературой, уже оказал финансовую и материальную помощь студентам-инвалидам (это хорошо видно на примере Саши). Более того, Фонд призван оказывать всестороннюю помощь, в том числе, благотворительную своим педагогам и различным учебным заведениям столицы и страны, и делает первые шаги на благородном поприще. Также, по мере сил, оказывает образовательные, информационные (полный доступ к электронной версии оригинальных текстов всевозможных книг и диссертационных работ) и консультативные услуги. Но самая основная работа, ради которой и создан Фонд в Республике Таджикистан (город Душанбе), заключается в распространении русского языка, как языка межнационального общения, принятого в нашей стране. Для достижения этой цели планируют поставить на службу курсы, лекции, выставки, конкурсы, спортивные и другие мероприятия. Кстати, на будущий год – на Татьянин день (День студентов), 24 января, Фонд окажет своё непосредственное содействие в проведение творческого вечера самобытного поэта страны и его оригинальной выставки оригами-дизайна. Помимо всего, Фонд будет осуществлять переводы русской и иностранной литературы на языки народов Республики Таджикистан и содействует в организации подготовки преподавателей русского языка. Таков, дорогой читатель, неполный перечень многосторонней деятельности Душанбинского регионального отделения Всероссийского фонда образования.
Да, чувствуется всей душой и далеко видится сердцем, какие дела и горизонты открываются перед Фондом. К тому же, сейчас делается и уже сделано не мало простых и малых, больших и сложных дел во имя дружбы и согласия между народами России и Таджикистана, во имя согласия и процветания наших соотечественников. Как говорится, «семь футов - под килем, и ветер попутный – в паруса!» Фонд, как прекрасный корабль, бороздит просторы человеческих взаимоотношений в стране и за её пределами и, как гордые вымпела, несёт на своём борту два прекрасных государственных стяга - Республики Таджикистан и Российской Федерации.


 журналист Андрей Сметанкин, еженедельная столичная газета "Вечерний Душанбе".


Рецензии