Пионер дистанционного образования в стране

Сегодня в стране всё чаще говорят о едином государственном экзамене и о трансграничном образовании. Наш корреспондент обратился к Якубу Бабаджанову, ректору Таджикско-Российского современного университета (ТРСУ). Этот университет, один из первых, стал использовать в отечественной высшей школе методы дистанционного образования.


Корр.: - Якуб Бабаджанович, по долгу службы как ректор ТРСУ, Вы часто бываете в России. Там видите, в каком соку варится российское образование. Вероятно, ошибки старшего брата по Содружеству подстерегают и среднюю да высшую школы Таджикистана?
Ректор: - Я могу лишь высказать собственную точку зрения, опираясь на свои наблюдения и выводы. К примеру, я неоднократно встречался с президентом Всероссийского фонда образования, доктором педагогических и философских наук Сергеем Комковым. По выражению Сергея Константиновича, если нынешнюю ситуацию в сфере российского образования не изменить в корне и не обратить лицом к каждому гражданину страны, не сделать равным для всех и доступным, то случится так, что средняя школа для детей из простонародья станет выдавать отфильтрованные и рафинированные знания. Но более полное и серьёзное образование станет уделом детей различного рода толстосумов, почему и высшая школа станет их преимущественным правом.
Корр.: - Я полностью поддерживаю Сергея Константиновича, поскольку он прав в своих высказываниях, как человек не равнодушный к судьбам своей страны и народа. Думаю, равнодушный человек, не станет Доверенным лицом президента Российской Федерации, Послом Мира, действительным членом Духовного единства народов мира и академиком Российской академии естественных наук. Только у меня возник вопрос: стоит ли Таджикистану идти на засохший сыр в ржавой мышеловке? Это по поводу введения единого государственного экзамена в нашей стране.
Ректор: - Но зачем так печально! Россия отнюдь не спешит за сыром в мышеловку, поскольку у неё, как и у Республики Таджикистан, собственный и независимый путь к развитию и процветанию, основанный на многовековой истории, традициях и обычаях наших народов. Здравые умы России понимают, что будущее страны стоит за всеобщим, доступным образованием. Здесь также нельзя обойтись без скорейшего и широкого внедрения во все сферы образования последних достижений в области информационных технологий. Речь идёт, как Вы сами понимаете, о трансграничном дистанционном образовании, основанном на многопрофильных компьютерных программах и практически безграничных возможностях этих электронных машин.
Корр.: - Но вернёмся к нашей стране. Что Вы можете рассказать об этом и, в частности, об отечественной высшей школе на примере ТРСУ, которым Вы руководите?
Ректор: - Почти следом за саммитом глав стран Содружества в Душанбе, в столице состоялось очередное заседание Постоянной комиссии межпарламентской ассамблеи по науке и образованию. Среди участников этого форума был и Смолин, Олег Николаевич. Ему, как депутату Государственной думы Российской Федерации и первому заместителю председателя Комитета по образованию и науке, было небезынтересно узнать, каким образом развивается образование в нашей стране. Более того, как председатель движения
«Образование для всех», доктор философских наук и член-корреспондент РАО, первый вице-президент Паралимпийского комитета России и вице-президента ВОС, он был и остаётся человеком большой воли и великой души. Как только выдалась свободная минута, Олег Николаевич с большим удовольствием посетил наш университет и познакомился с его достижениями в области дистанционного образования. Кстати, Вы должны помнить об этом…
Так случилось, что корреспондент газеты, месяц назад, присутствовал во время визита высокого гостя российской Госдумы. Действительно, Олег Смолин – это человек большой воли и великой души. Наделённый полномочиями, правами и обязанностями российского депутата он был далёк от привычного стереотипа чиновника и являл собой разностороннюю личность.
«Если Маяковский выразился, что «должно быть больше хороших поэтов, но разных», то я хочу сказать, что и в России, и в Таджикистане должно «быть больше хороших университетов, но разных»», - высказал тогда своё мнение депутат Госдумы, отвечая на вопрос корреспондента: «Нужны ли Таджикистану университеты, подобные ТРСУ»? По словам Олега Смолина, и РТСУ, и ТГНУ, и ТРСУ, и многие другие университеты страны одинаково важны и нужны республике. «Пусть они будут хорошими, но разными, чтобы у таджикистанской молодёжи был наибольший выбор, куда пойти учиться. - Высказал свои пожелания Олег Николаевич. - Между университетами должны утвердиться доброжелательные отношения, основанные на принципе здорового соревнования – на надёжности и доверии, открытости и уважения друг друга». А что касается ТРСУ, то Олег Смолин поддержал и высоко оценил значение и вклад данного университета в таджикскую высшую школу. Депутат сказал, что « без широкого и планомерного развития науки и образования не будет и развития самой страны – ни политического, ни экономического, ни социального, ни культурного!»
По мнению Олега Смолина, это одинаково важно для большинства государств бывшего Советского Союза, что, в свою очередь, должно стать главной национальной идеей этих стран и, конечно, для Республики Таджикистан. Поэтому необходимо внедрять, продолжил свою мысль российский депутат, где это возможно и есть соответствующая база, трансграничное образование – образование без границ и монополий на знания, использующее инновационные информационные технологии. По завершению беседы, Олег Смолин поблагодарил ректора и весь преподавательский состав Таджикско-Российского современного университета за неустанный труд, выразил надежду, что выпускники ТРСУ станут грамотными строителями достойного будущего страны, поскольку сам университет сегодня отвечает всем требованиям задач современного образования. «Ваш университет, - сказал депутат на прощание, - является пионером в области дистанционного образования Республики Таджикистан и это есть почётная и ответственная миссия, которая не всякому по плечу!»



 журналист Андрей Сметанкин, еженедельная столичная газета "События".


Рецензии