Это Не Игра или Времена Нейропанка

 Однажды я ввёл в Яндекс слова "это серьёзно, это не игра". Мне было интересно, что же эти люди, всё время призывающие перестать играть и начать жить, называют серьёзным. Поисковик выдал целую кипу ссылок. В том числе - на языческие и игровые сайты.

 Наверное, это было предсказуемо. Если нечто является серьёзным само по себе, то доказывать его серьёзность нет необходимости.

 Это не игра.

 В чём же разница между игрой и не-игрой? С точки зрения политиков и бизнесменов, все они заняты очень серьёзными и взрослыми делами, а с точки зрения обыкновенного человека - играми в песочнице. Жестокими и кровавыми играми, от которых подчас страдает множество людей.

 Ну и что? Войны тоже в своё время называли "играми королей".

 Это не игра.

 Этими словами оправдывается такое количество подлостей, что лучше уж я буду играть.

 Это не игра.

 Данные три слова действительно звучат мужественно и красиво, никто не спорит. За ними так и видна благородная скорбь руководителя, смиряющегося с неизбежными потерями на пути к Светлому Будущему. Хотел бы он сам стать подобной потерей? Это иной вопрос.

 Разумеется, если каждому призывающему к жертвам предложить самому стать жертвой, то не построишь никакого Светлого Будущего.

 Свет и Тьма.

 - Если мы сделаем это, то чем мы будем отличаться от них?
 - Цветом.

 Цель оправдывает средства. Вокруг этого простенького утверждения наворочены горы разнообразных хитросплетений, но истина заключается в том, что цель действительно способна оправдывать средства при определённых обстоятельствах. К примеру, все мы охотно убиваем комаров, чтобы избавиться от психологического или физического дискомфорта. Где граница?

 Проблема в том, чтобы не забыть цель.

 На эту тему существует блестящий рассказ Михаила Веллера "Карьера в никуда" - lib.ru/WELLER/career.txt. Для нелюбителей перемещаться по гиперссылкам и читать длинные тексты изложу его суть: главный герой, с детства мечтающий об идеалистическом переустройстве мира, наблюдает арест своего приятеля из революционной ячейки. Он приходит к выводу, что революцией ничего не добиться - нужно внедриться в Систему и изменить её изнутри.

 И он внедряется в Систему.

 Вырабатывая для себя многочисленные правила поведения и вероломства, шаг за шагом он поднимается всё выше и выше по иерархической лестнице. Каждая новая ступень вынуждает его со всей отчётливостью осознать, сколь наивным глупцом он был на предыдущей ступени.

 В конце пути он приобретает долгожданную возможность освободить своего бывшего приятеля-революционера. Но не делает этого, потому что не хочет. Потому что он уже стал плотью от плоти Системы.

 Бытие определяет сознание.

 В мире не существует ни добра, ни зла, но есть эгоисты явные - и есть эгоисты, стыдящиеся своей сущности. Это - максимальное приближение к категориям зла и добра, какое только может быть в нашем материальном мире. Зло эффективнее добра, поскольку целиком обращено на свои интересы.

 И ещё - потому что ему доступно больше методов.

 Впрочем, последнее верно не всегда. Добро теоретически способно применить любой метод во имя своих целей, но ценою риска перейти на Тёмную Сторону.

 Человек есть то, что он делает.

 Тот, кто длительное время действует как явный эгоист - пусть и храня в глубине своего сознания идеал высокой цели - рискует утратить связь между своими мыслями и своими действиями.


 ....ДАЛЕЕ - БЕЗУДЕРЖНОЕ ФАНТАЗИРОВАНИЕ....


 Но ведь так будет не всегда?

 Когда-нибудь строение мозга будет раскрыто, и произойдёт психоинженерная революция. Наступят времена, которые я за неимением лучшего эпитета назвал бы временами нейропанка.

 Каждый индивидуум при наличии определённых финансовых ресурсов сможет изменить темперамент, повысить силу воли, ослабить лень. Заказать себе яркие, красочные и интерактивные сновидения. Внушить себе иллюзорную память о том, что на самом деле он - бессмертный горец Дункан МакЛауд. Расщепить себя на несколько вторичных индивидуальностей, из которых каждая будет специализироваться на том или ином отдельном виде деятельности. Выучить все существующие языки мира. Отключить чувство экзистенциальной тоски или усилить его. Сочинять фантастические романы и хранить их текст до последней буквы в собственном мозгу. Воспринимать реальность в приукрашенном виде безо всяких виртуальных очков. Создать в своём подсознании параллельную реальность - и жить в ней во время сна, с каждым днём всё хуже разбирая, где явь.

 Если это произойдёт, то станет возможной даже самая откровенная мистика.

 Например, применение методов Зла во имя Добра, не сопровождающееся забвением былых идеалов и собственным превращением в Зло.

 Правда, в результате Добро и Зло - те, кто учитывает в своих расчётах всеобщее благо и те, кто заботится о благе исключительно для себя, - всего лишь уравняются в шансах. И Добру всё равно будет труднее получить стартовый капитал для осуществления требуемых психоинженерных манипуляций - если только они не станут практически бесплатными во времена нейропанка.

 И всё же шансы будут выровнены.

 Лига Открытого Эгоизма утратит своё самое страшное оружие - оружие ассимиляции.

 Наверное, с точки зрения некоего внешнего отстранённого космического наблюдателя написанное мною выглядело бы смешно. Представьте себе тощую церковную мышь, которая вдруг решила изменить дизайн и архитектуру храма. Ведь наши нынешние идеалы и моральные ценности по отношению к вековечным инстинктам и стремлениям - на положении той же тощей церковной мыши. Если первое начнёт командовать вторым - это будет почище хвоста, виляющего собакой.

 Тем не менее я почему-то предпочитаю ассоциировать себя скорее с первой частью психики, чем с последней. И мне безразлично, какая из них появилась раньше или является более фундаментальной.

 Посмотрим.


Рецензии