Тянь-Шань Трофи 2007

Тянь-Шань Трофи 2007
Эти многодневные соревнования проводились уже в третий раз. Главная тема – туризм, ознакомление с красотами Джунгарского Алатау, поэтому предполагалось большое количество машин, участвующих в категории ТР1. А посмотреть на этой гонке было на что…

Начнем по порядку. О существовании Джунгарского Алатау все мы знаем из школьного курса географии. Что есть такой горный хребет, вернее два почти параллельных хребта - северный и южный. Джунгарский Алатау расположен между котловиной озера Алаколь, восточной частью озера Балхаш и долиной реки Или. Ледники, снега и подземные воды питают реки, стекающие с северного склона к озерам Балхаш, Алаколь, Сасыкколь, а с южного склона - к реке Или.
Очень трудно в наше время найти горное ущелье, незаполненное туристами, и незамусоренное ими же. Джунгарский Алатау (или Семиреченский) находится на юго-востоке нашей любимой страны - Казахстана. Протяженность гор достигает 400 км, а по высоте и оледенению они уступают лишь Памиру, Тянь-Шаню и Кавказу. Хребет уходит в Китай. Выше 2500 метров расположены альпийские луга. Горы достаточно широкие – с севера на юг -120 км. Высоты варьируются от 700 до 4662 метров над уровнем моря.

Здесь много мореных озер, глубоких ущелий с отвесными каменными стенами, много ледников, протяженностью от 8 до 10 км. Часто сходят лавины. Три самые высокие вершины Джунгарского Алатау: пик Семенова-Тян-Шанского (4562 м), пик Абая (4490 м) и пик Шумского (4442 м).

Джунгарский Алатау является барьером, разделяющим горы Средней Азии и западносибирские хребты. Так же уникальной является растительность. Говорят, что до сих пор многие растения являются эндемами, то есть, не описанными учеными.
На соревнованиях 2006 года произошел очень неприятный инцидент между спортсменами и местными жителями, закончившийся перестрелкой, поэтому в этом году организаторы постарались максимально удалить трассу от «конфликтного» ущелья и обеспечить хорошую охрану.

Старт гонки был назначен на воскресенье, 12 августа. С главной площади города Текели. Официальная часть продолжалась часа полтора, закончилась парадом машин, после которого спортсмены должны были отправиться на старт. Дальше, как в страшной сказке – «Заблудились все». Никто не знал, где выезд на старт, и даже те, кто знал, поехали в другую сторону и тоже заблудились. За ними увязалась толпа машин, и даже не смотря на наши крики, что мы не знаем сами дороги, они все ехали и ехали. В итоге все опять оказались на Площади и под руководством организаторов гонки, поехали совсем в другую сторону.

Старт. Первый СУ проходил по узкой горной дороге, от Текелей вверх, в ущелье на Капал, к самому высогорному в Казахстане водопаду Бурхан- Булак. Первыми стартовали машины ТР3, дальше ТР2 и закрывали трассу ТР1.

Машины выезжали через 5 минут и нужно сказать, что в первый день штрафы за невзятие точек были настолько малы, что некоторые участники просто тупо игнорировали необязательные точки и в итоге по сумме очков оказывались впереди.
Организаторы пугали метровыми бродами, непроезжаемыми топями испугали некоторые машины категории ТР1.

Возле обязательной 12 точки мы стали свидетелями переворота одного Прадо, категории ТР3 – при входе в поворот на большой скорости он сначала упал на бок, потом перевернулся на крышу. Но, благодаря наружному каркасу безопасности никто не пострадал, Прадо перевернули на колеса при помощи Ланд Крузера 80-ки Евгения Ревина, и машина дальше продолжила гонку. В процессе переворота пилоты успели заглушить двигатель, и мотор остался в рабочем состоянии.

С диком ревом Борода на 80-ке уносится вверх по трассе и тут… Мимо нас проносится Артем Ветринский и Олег Мандриченко из ТР 2. Скорость около 50-ти км в час по этой узкой и извилистой тропинке, которую даже трассой не назовешь. Действительно - где-то перепутали трофи и ралли. Остальные машины ТР3 остались далеко позади.

Точка номер 25-ть находилась в болоте. В топи сидит оранжевая 80-ка. Единственный женский экипаж двух Юлек в этих гонок решил брать все точки, и вот…

Спасение машины благополучно закончилось только после того, когда приехал Валентин Клец и сказал, куда и как нужно дергать, по опыту прошлого года. Организаторы сильно не напрягались и почти все точки были прошлогодними. Валя показал на дерево, которые они ободрали. Так ободранным оно и простояло – видимо, ждало Юлек.

В этот момент мимо проезжали два подготовленных Дефендера, выступающих в категории ТР1. Посмотрев на небольшую лужу на дороге, водители решили, что трасса непроходимая, развернулись и поехали назад. В это самое время Валентин Клец на стандартном Митсубиси Паджеро, так же выступающий в категории ТР1 спокойно проехал это «непреодолимое препятствие».

В этих гонках принимал участие единственный мотоциклист – ему пришлось, я думаю, тяжелее всех. Но для Андрея Якубы это хорошая школа, так как в январе 2008 года он намерен принять участие в гонке Париж- Дакар.

Лагерь первого дня находился на турбазе «Еловая» - замечательная полянка, на которой в изобилии росла земляника, а под елками - бесчисленное количество грибов. Никто и предположить не мог, что ночью будет мороз, и все это великолепие на утро окажется покрытым толстым слоем инея.

Старт второго дня (понедельник) был намечен на 11 утра. Спортсмены с 7 утра готовили свои машины. Самым востребованным агрегатом был сварочный аппарат. Старт на перевале через Капальский взвос ТР2 и ТР3. Для ТР1 должен был быть свободный день, но их решили пустить вниз по легенде, в которой было написано, как доехать до лагеря и что нужно сфотографировать по дороге.

Дорога на перевал не из легких – промоины, камни, ямы, но… Какой открывается вид с перевала, что это перевешивает все трудности подъема. Высота перевала – почти 2500 над уровнем моря. Спуск вниз – холмы, холмы, холмы и неописуемой красоты озерцо, в котором отражаются облака. Дальше раскинулось огромное плато, с выеденной баранами травой. Плато пересекают овраги, в которых растут елки и протекают речки с водопадиками.

На 9 точке перевернулась 80-ка Юлек, после взятия этой сложной точки. Машина, превращенная в пикап, лежала на камнях на крыше. Можно сказать, чудом зацепившись и не полетев дальше вниз. Зрелище, шокировавшее многих. Эвакуация машины занимает часа 2, мотор оживить не удается и единственный женский экипаж сходит с соревнований.
Лагерь второго дня располагался возле святого источника Капал. Но места для всех не хватило, многие просто ночевали в пыли возле дороги. Не поломанные машины после второго дня соревнований можно было пересчитать по пальцам. Каждый вечер и почти до рассвета все что-то варят, всмысле сваркой, стучат, вытачивают, разбирают…

День третий. (Вторник) Утро. Жара. Старт традиционно в 11-ть. На этот раз решено сделать интервал между машинами 10 минут, чтобы не было толчеи на точках. И увеличены штрафы за невзятие точек. Точек всего 15-ть, трасса почти раллийная, и все точки расположены по ходу трассы.

Вообще, нужно сказать, что в этом году участников было не много, потому что слишком уж много соревнований подряд – кто-то просто устал, кто-то не успел подготовить машину, кто-то просто не захотел ехать так далеко.
В ТР2 было всего 5 машин, к 4 этапу осталось 4.
В ТР3 стартовало 8 машин.

На старте организаторы ошиблись и половину машин отправили в… Жаркенд. Вместо Сарканда.. А это так километров 500 в другую сторону. Потом спохватились и стали экстренно всех возвращать. В этот день для ТР1 была трасса, почти вся проходящая по асфальту – опять же машины этой категории ехали по легенде.

День четвертый соревнований. Утро среды. Мне кажется, в это утро все забыли, какой сегодня день. У кого-то был еще вторник. У кого-то уже четверг.
11 утра. Старт еще не дан, потому что организаторы поехали ставить точки. Точки ведь такая вещь – если они не нарисованы на камне или скале, их запросто забирают чабаны. Так и вышло в этот день, когда ТР3 не нашли одну обязательную точку. Ее случайно нашел экипаж Бороды и по этому поводу разгорелись жаркие споры – отменять точку, отменять этап и что в таком случае делать. Но все равно машины класса ТР3 в шутку жаловались, что мало точек.

В 12-50 старт ТР2.
ТР1 Едут по легенде – Тополевка- Лепсинск. Технички едут за ними, в сопровождении доблестной милиции.

Встречаем местных жителей. Которые, с удивлением спрашивают, куда мы поедем завтра гоняться?» и с удивлением говорят, что дальше то дороги нет…
Трасса идет по гребню горы среди фруктовых лесов и малины. Как в раю. Только успевай - срывай яблочки. Некоторым экипажам, кто ехал с открытыми люками, эти дары природы засыпались за шиворот. Ветки деревьев царапают крыши машин. Встречаются дубовые и ясеневые рощи. Огромные тонкие ясени растут наравне с елками. Один участок вообще напомнил мне горный Алтай – Сосны.

Лагерь расположен у очередной речки – Теректы. Река широкая и мутная. А сбоку в нее впадал приток с совершенно прозрачной горной водой. До границы с Китаем 25 км. Самые нетерпеливые лезут в воду мыться, потому что пыль везде. Лагерь опять же разбросан по большой территории.

Пятый день. Четверг. Всем надоели одни и те же операции по свертыванию лагеря. Мы уже так привыкли это делать, что собираем лагерь и пакуем машины буквально за пол часа.
Машин-участников все меньше и меньше. Олег Мандриченко, номер 204 на старт уже не выходит, без переднего моста на последнем этапе делать нечего, да и задний мост он тоже умудрился порвать. И… если он приедет последним, он заработает всего 1 очко. Итого, в ТР2 осталось всего 2 машины. На этот раз было 7 точек и все обязательные. Старт дается с интервалом 15 минут. Опять же – ошибка в точке старта и опять половина машин уезжает в другое ущелье. Блудные овечки возвращаются, в это время идет брифинг ТР3. Все тот же вопрос – что делать с ненайденной накануне точкой. Время старта растягивается, мы уже успели поставить плитку, пообедать и почти уснуть на солнышке.

Трасса ТР1 вообще сделана как-то странно. Машины едут вверх – фотографируются возле 1 обязательной точки, снимают сверху панораму города Лепсинска, потом спускаются до места старта и едут по легенде… Но.. дорожка вверх-вниз то всего одна… Валентин говорит, что он почти весь маршрут бежал впереди машины, чтобы вдруг ничего не было.
На финише опять споры, что делать с точкой ТР3, после которых все дружно, по рукописной легенде едут на Алаколь…

Скажу, что у этих соревнований не получилось красивого финала. Не было завершенности. Почти все гонщики ждали от Господа Йоста, что он устроит заключительный финал типа пляжных гонок по косе на Алаколе, но ничего. Все были предоставлены сами себе и отрывались, как могли, еще долго переваривая все произошедшее за последнюю неделю. До встречи, Тянь-Шань Трофи в следующем году!

P.S- не так давно стало известно, что этап аннулирован для всех категорий. И теперь очки в Чемпионате Казахстана будут считаться всего по трем этапам. Интересно, при таком раскладе, сколько машин будут участвовать на следующий год?


Рецензии
По этому поводу хотелось бы напомнить, что отождествление автора с персонажем есть признак низкой читательской культуры - очень коварно!
В.П.


Параной Вильгельм   13.12.2007 17:04     Заявить о нарушении
я что-то вообще не поняла ваш коммент) Наверное, блондинка. Но мне кажется, что нужно отличать худ произведения, от публицистики. Эта моя статья только что вышла в одном из журналов, и на этих гонках я присутствовала от и до все время.

Шестакова Евгения   13.12.2007 19:55   Заявить о нарушении
Хотелось бы поверить в прошлое, но некуда пойти сказанушки посказывать, одно людо спокойнячее, другое таежное, прямо "априкир" какой-то, может "Вам смеяться надо было? Да..нет, АААА..)))) Все мы-ж по-русски-говоря "Превоклассный повествователь! Один из тех, кто твердит по-свойски в нужное ухо, и только так, и не по-другому, добиться произвольной гимнастикой на легке? Якобы, в принцепе все так чудненько и шурьЕзно, чудесааааа...ТакИииии...
Аот что Я скажу Вам птичка: "добрая дорога Вам в учителя мои"

В.Параной

Параной Вильгельм   13.12.2007 20:58   Заявить о нарушении