Валентин, слушатель военной академии

Первые фильмы. Каток во дворе. Галя, запевай!

Поездка слушателей в Семхоз Московской области.

 Наша семейная молодость прошла под знаком кипучего жизнелюбия Валентина. Жадно и радостно он живет, и я невольно тянусь за ним, хотя в силу своего не очень энергичного характера нередко мучаюсь взятым темпом и превозмогаю себя.
 Отцовство, забота обо мне, учеба, его товарищи, занятия спортом, фото и кинолюбительство – всему он отдавал себя до конца.
 … В конце дня я веду детей из детского сада по глухому тупику, иду дворами в свой район слушательских общежитий. Издалека я заметила странную фигуру , как на демонстрации: яркий в клеточку пиджак и в руках яркие резиновые шары. Человек с воодушевлением идет навстречу нам. Пока я не уткнулась носом в клетчатый пиджак, я не поняла , что это наш муж и отец , Валентин, Валя, как я его всегда и звала. Он надеялся нас встретить и обрадовать. Встретил и мы пошли домой уже вместе. Дети радостно несли шары, а я думала , что костюм надо было купить чуть- чуть в другую клеточку.
 Неутомимо и много гулял с детьми. На прогулках весь отдавался общению с ними. Играл с ними на равных, чтобы детям было интереснее. У меня иной раз закрадывалось сомнение, а не интересно ли ему самому играть вместе с детьми, в такой азарт он входил.
 Друзья – слушатели подарили ему на день рождения кинокамеру, и она положила начало семейной фильмотеке. Много собралось фильмов о нашей жизни. Мы смотрим эти фильмы и видим , как росли наши дети, как зрели и старились мы. Валентин так увлекал своим кинотворчеством друзей и просто знакомых, что они тоже загорались этим хобби.
 Нередко у нас бывали гости. За столом шутил, пел , но приоритет в пении всегда отдавал мне, когда сами гости никак не запевали: « Галя, запевай!»
 Как только гости уходили , сразу начинал носить посуду на кухню и мыть ее.Дети помогали. Сквозь поток воды я слышу , что он все еще напевает что-то. Голос чистый, басовитый. Любил, чтобы воцарялся порядок, чтобы спокойно лечь спать. Не любил оставаться на ночь в гостях, даже у самых близких родственников. Невзирая на ночь, мы все собирались и сонные шли на темную улицу , ловили такси или ждали запоздалый трамвай. Дома говорил мне и детям:» Видите, как хорошо дома!»
 В Москве Валентин много играл в хоккей, почти все свободное время. Вместе с Грибковым начали заливать каток у нас во дворе. Для этого вставал каждое утро в пять часто и тянул шланг. Потом на лед собирались многие слушатели. Так всю зиму и заливал каток. Вместе с отцом резвились на катке и наши дети.
 Учился Валентина в академии успешно. Профессорско- преподавательский состав в академии имени Жуковского был в то время, по его словам, сильным, мог увлечь молодых офицеров в учебе. Начальником кафедры самолетостроения был профессор Волховитинов, автор знаменитого справочника. Уманский был прочнистом. Замечательно читал лекции по математике Лаптев. Нечаев чи тал им теорию двигателя. Зенкин – теоретическую механику. Без лишних подробностей муж перечислил мне эти фамилии, заметив , что это были любимые преподаватели. Были и те, о ком он отозвался негативно. Это преподавательница английского и преподаватель теории допусков. Слушатели не доверяли их знаниям.
 Начальником курса , где учился Валентин был полковник И . Самодур и дурак- так кратко охарактеризовал его муж через тридцать лет. Валентин отвез меня в роддом и опоздал к началу построения и занятий. За это начальник курса сделал Валентину выговор и занес его в офицерскую карточку поощрений и взысканий. Оправдания начальник курса и слышать не хотел.
 С первого курса командиром отделения был Валентин. Через год Ильин его снял « за организацию коллективной пьянки. А на самом деле зто была великолепная поездка на электричке всего курса с семьями на станцию Семхоз с Ярославского вокзала. Директором совхоза там был отец слушателя Германа Авдеева. Для нас там был накрыт большой и обильный стол, отведено место для сна. Мы хорошо отдохнули в окрестностях Подмосковья и благополучно вернулись домой. Саша и трехмесячная Ира были с нами.
 Вместо Валентина командиром отделения был назначен Грибков. Через некоторое время Ильин заметил, что новый командир отделения делает перекличку слушателей не по списку , а по памяти. « Что это за цирк такой!»- заорал он на Грибкова. Тот ответил, что давно знает всех наизусть и список ему не нужен. И Грибкова сняли. Потом был Соболев и тоже был снят.
 В учебе, на практических занятиях Валентин больше всего надеялся на свои творческие способности , возможность самому вывести формулу , а не вызубрить ее. Однажды за это он получил тройку. Слушателем считался одним среди первых. Недаром ИВАТУ он закончил на одни пятерки. А в академии изучали те же самолеты.
 В памяти осталась свадьба слушателя Арнольда Старчеуса. Мы были на ней и имели возможность увидеть, как играют свадьбу москвичи среднего сословия. Свадьба проходила на первом этаже двухкомнатной хрущевки. Народу было тьма тьмущая. Веселье , танцы до утра. Невеста Галя танцевала довольно умело цыганочку, показалась мне красивой. Потом они жили в комнате. Родился ребенок. И разошлись. Чем –то не угодил ей скромный и молчаливый Старчеус, причем очень симпатичный и имевший уже в то время « Победу». На мой вопрос, мог ли Арнольд сам ее бросить, Валентин неожиданно ответил: «Скромный –то скромный, а дури хватало. Мог и бросить. «
 Женитьба на москвичке круто меняла судьбу и карьеру иногороднего слушателя – он получал распределение в Москву. Так женился Леша Гмырин и остался в Москве служить . Никитин Вениамин и другие.
 Многих других ждала неизвестность.


Рецензии