Выступает Аркадий Райкин
Публика моментально «раскусила» его талант, и конферанс Райкина стал превращаться в основную часть концертов, а выступления других артистов - во вставные номера, для разбавления :) Понятно, к огорчению тех артистов.
Кстати, далее всю жизнь (по спектаклям его Театра миниатюр, а затем «Сатирикона» это явственно «прочитывалось») - пришлось Райкину не_без мучений искать баланс между творческими замыслами, желаемой художественной атмосферой своего «персонального» театра - и реальными возможностями найти коллег-артистов, готовых работать на высоком уровне, но заведомо на втором плане, фоном для «звезды». - Без таких драм, думаю, никогда не_обходится жизнь гениев.
Моей маме повезло впервые увидеть Райкина совсем юным, в начале пути. С тех пор она не_упускала возможности посмотреть выступления артиста.
Она упивалась воспоминаниями - какие короткие, но яркие были уже самые первые его интермедии.
- Выглядывает обаятельнейшее личико Райкина в щёлку занавеса и произносит, со вздохом:
«Публика привыкла смотреть на конферансье сверху вниз.»
- И в тот же миг личико исчезает, а голос договаривает откуда-то далеко с высоты:
«По-про-буйте ТЕПЕРЬ взглянуть на меня сверху вниз!..»
- Зрители ошеломлённо поднимают головы на звук... выше... выше... и видят, что личико уже «давно» взлетело под самый потолок! Довольная, лукавая улыбка и лучистый тёплый взгляд дирижируют неистовым восторгом зала.
- Всё. Две секунды выступления и длительный, многоминутный общий смех под аплодисменты. И бурные радостные воспоминания, остающиеся на всю жизнь!
Уникальный артист. Его фантастические, молниеносные трансформации, мастерство моментальных перевоплощений и перемещений, которое он оттачивал из года в год всё более искусно, - как бы ни был превосходен этот «полуфабрикат» сам по себе, он становился вдесятеро ещё лучше, художественнее, одухотворённее, пройдя через «плавильную печь» - на редкость благородное Артистическое Обаяние Райкина.
Райкин - сатирик? Ещё бы. Кто ж бы спорил. Какие типы! - монументальная лепка, масштаб обобщений, убийственный, пригвождающий! (Вспомнить, к примеру, «Одиннадцать неизвестных». Особенно этот внезапный жабий смех в финале... калёным железным катком!..) Но более того - Райкин ДОБРЫЙ романтик и волшебник. Взлетать он умел мгновенно и гораздо выше большинства. И оттуда обязательно подавал голос и, улыбаясь, звал подняться к себе. Всех нас.
Для меня всегда в этом ключ к его удивительной магии.
17 декабря 2007 г., Москва
К 20-летней годовщине прощания с Артистом
P.S. ...Нашла в Интернете звукозапись - Песенка Труффальдино из спектакля «Любовь к трем апельсинам».
Про искусство комедии и про критика доброже-лающего... -лающего... лающего...
Это у меня, пожалуй, любимый номер Аркадия Райкина?.. Хотя, на самом деле, выбрать невозможно. :)
...24 октября 2016 г. исполнилось 105 лет со дня рождения.
Добавила прекрасную иллюстрацию. На ней есть надпись-посвящение друзьям Аркадия Исааковича - это, безусловно, не мне! *
Просто не стала кадрировать, пусть остаётся, как в исходнике.
Источник фото: Джаз-клуб Союза композиторов https://www.facebook.com/ucclub/
* Не было не то что личного знакомства, а даже до идиотизма с моей стороны. :) Рассказываю.
- Случилось однажды, что в большой и довольно наполненный пассажирами лифт, в котором я вместе с руководителем моей дипломной работы поднималась на самый верх многоэтажного здания, на какое-то мероприятие, вдруг вошёл на втором или третьем этаже Аркадий Исаакович Райкин. Пожилой уже очень, с тросточкой (как мне помнится). Вошёл и пристроился в уголке. Лифт почти на каждом этаже останавливался на выход и вход, раздвигая двери. И вот на каждой остановке я, вся в слезах, рвалась выскочить вон, опрометью, расталкивая других пассажиров. Потому что не смела, физически не могла находиться в одном пространстве РЯДОМ с РАЙКИНЫМ!.. )) Руководитель успевал ухватить спинку моего развевающегося жилета и втащить меня обратно в кабину, с большими усилиями ему это давалось. Потом он догадался уже - ухватился намертво, не выпуская. )) Аркадий Исаакович безудержно, но по-джентльменски - только глазами и уголками рта - заливался смехом, созерцая такое туземное поведение. Смехом весёлым, искрящимся... и очень понимающим, тёплым.
Свидетельство о публикации №207121700114
Но самые отчаянные номера Аркадий Исаакович откалывал в своём театре!... Выходит на сцену в роскошной дублёнке, пыжиковой шапке, в руках две авоськи с копёной колбасой, красной и чёрной икрой, ветчиной, балыком, "птичьим молоком", и молча стоит - минуту, две, три, пять... А потом говорит - "Я-то молчу потому, что у меня всё есть!... А вы-то чего молчите?...".
Храни Вас Бог!
Сергей
Сениф 21.02.2015 21:08 Заявить о нарушении
Это уже зрелый артист, сатирик. Естественно, что в эту пору у него "самые отчаянные номера".
Лера Сейгина 21.02.2015 23:54 Заявить о нарушении