Тайны затонувших кораблей

...Для того чтобы понять, отчего иные рискуют жизнью, поднимаясь в горы или опускаясь на морское дно, надо хотя бы раз оказаться там вместе с ними. Это по сути переход в иное измерение, когда твоему взору открывается другой мир. Дайверы, исследующие затонувшие корабли, утверждают, что подобные спуски - своего рода путешествие во времени, прибытие в некую точку прошлого, где жизнь остановилась - возможно, в тот момент, когда пассажиры еще спокойно спали в своих каютах, но радист уже отправлял свое последнее послание миру - SOS.

Откуда берутся дайверы? Вот, например, Марк Федер, чье детство прошло в сугубо сухопутном Реховоте и чьи родители мечтали видеть своего первенца (у Марка есть еще младший брат) преуспевающим адвокатом. Федеры-старшие и представить себе не могли последствий невинных детских увлечений.

Мальчики увлеклись велосипедами? Прекрасно! Пусть развиваются физически! Ездят на море? А кто из израильских детей не торчит в каникулы и выходные на пляжах? Так-то оно так, но с обычного велосипеда Марк довольно быстро пересел на спортивный, скоростной, а маске с трубкой вскоре предпочел акваланг. По дорогам страны он разъезжал на велосипеде лет десять, пока не понял, что в израильских условиях это становится слишком опасным — ты уже не столько получаешь удовольствие от собственной скорости, сколько увиливаешь от маневров очередного водителя-беспределыцика. Продав железного коня, Марк целиком посвятил себя морю и в конце концов стал первым в Израиле инструктором, обучающим дайверов технике спуска в подводные пещеры и на затонувшие корабли.

Сам он осваивал дайверское дело в Мексике, где существует целая сеть разветвленных подводных пещер огромной протяженности. Вернулся в Израиль, открыл курсы, потом сколотил группу, с которой постоянно совершает спуски на затонувшие корабли.

...Занятие это крайне опасное, степень риска чрезвычайно велика. Затонувшее судно может в любой момент изменить положение - лечь на бок или разломиться пополам. Добавим к этой апокалиптической картинке проваливающуюся под ногами палубу, падающие на аквалангиста тяжелые металлические двери и мачты. Самое страшное, как свидетельствуют бывалые дайверы, - это не найти обратной дороги. Мне подобное утверждение показалось странным, однако оно было верным. Мелкие частицы ржавчины, потревоженные вторжением человека, отделяются от пола, потолка и стен и превращаются в непроницаемую завесу, которая рассеивается примерно в течение часа и лишь при условии, что аквалангист застыл на месте, не совершая никаких дополнительных движений. Час под водой для человека, чье дыхание ограничено содержимым баллонов, - это очень много. А потому, как в знаменитой сказке братьев Гримм, надо отмечать путь, которым ты пришел сюда. Спуститься очень просто, а вот подняться наверх...

У дайверов есть немало примет. Одна из них - ничего не брать с затонувшего корабля. То, что взяло море, принадлежит ему. В доме Марка вы не найдете ни одной реликвии с затонувших кораблей: разве что фотоснимки находок, хранящиеся в компьютерной памяти.

Спуск дайвера в подводную пещеру или на затонувший объект напоминает военную операцию и столь же тщательно разрабатывается еще на суше. Буквально по минутам. И по метрам расстояния, которое предстоит пройти. Потому что малейшая ошибка может стоить жизни. Однако, как бы тщательно ты ни просчитывал каждую мелочь, от непредвиденных ситуаций не застрахуешься.

Марк вспоминает один из спусков в подводную пещеру, где случилось ЧП, едва не стоившее жизни ему и его спутнику:

- Мы находились в пещере на глубине сорока метров, в нескольких километрах от ее входа, и уже собирались возвращаться обратно. На двоих у нас было довольно много снаряжения и скутеры (специальные устройства, позволяющие аквалангисту передвигаться под водой с большой скоростью - Ш. Ш.). И вдруг я обнаружил, что не могу запустить свой скутер - батарея сдохла. Вроде бы все тщательно проверяли перед спуском, и тут такое... Решили возвращаться на одном скутере. Начали движение, но вот снова остановка. В пропеллер второго скутера замотало веревку, на которой болталась одна из разметок пещеры. Запасы кислорода у нас ограниченны, если идти пешком - может не хватить. Мы принялись разбирать скутер прямо под водой, пытаясь извлечь веревку из лопастей пропеллера. На это ушло минут двадцать. В общей сложности мы поднялись на поверхность с опозданием в час - на сей раз пронесло. Страх в подобных ситуациях приходит обычно позже. Если, находясь под водой, начнешь паниковать, то лишишь себя шанса выжить. А потому надо отключить все эмоции и постараться решить проблему. Что мы, собственно, и сделали. И я могу привести массу примеров, когда в той же самой пещере, где мы едва не остались навечно (она пользуется большой популярностью среди дайверов всего мира), людям не хватало каких-нибудь двух десятков метров... Они уже видели отверстие выхода из пещеры, но кончался запас воздуха, а всплыть без снаряжения в закрытом пространстве невозможно.

...Если зайти на сайт, где помещаютсядайверские новости со всего мира, то можно увидеть, как много погибает экстремалов, причем едва ли не каждую неделю. Пожалуй, наиболее трагический случай, описанный на вышеупомянутом сайте, связан с историей известного дайвера, спустившегося в подводную пещеру и случайно обнаружившего там тело другого дайвера, погибшего несколько лет назад. Он поднялся на поверхность, сообщил о находке и снова отправился в пещеру, намереваясь транспортировать найденное тело наверх, но не вернулся.

Что же так безудержно тянет их вниз, в морские глубины? Марк, например, утверждает, что им движет стремление побывать в недоступных для других местах и желание проверить собственные возможности. Кроме того, по его словам, на глубине открываются такие картины, каких больше не увидишь нигде и никогда. За последние десять лет он исследовал пять десятков затонувших кораблей, причем на некоторые из них спускался по многу раз. Самый памятный спуск, конечно, первый. Это было в районе Синая («Я до сих пор помню коридор, по которому мы шли, - время здесь словно остановилось»). Впоследствии Марк погружался на знаменитые «Тислегорм» и «Салем-экспресс».

«Тислегорм» - английское грузовое судно (водоизмещение - 5000 тонн, длина 126 метров) было потоплено в районе Красного моря во время Второй мировой войны. Оно направлялось в Египет в составе конвоя с огромным количеством военной техники и боеприпасов на борту. «Тислегорм» был атакован двумя немецкими бомбардировщиками и ушел на дно. По официальной версии, с судна не было сделано ни одного выстрела. Но существует и другая версия, что команда все-таки успела произвести выстрелы из двух орудий и сбить самолеты противника, которые также покоятся на дне.

- Я обнаруживал подобные свидетельства в разных источниках, - говорит Марк. - При этом люди утверждали, что своими глазами видели бой и то, как два горящих самолета ушли под воду - один примерно в двухстах метрах от затонувшего судна, а второй чуть дальше, в районе рифа. Позднее распространились слухи о том, что в указанном районе якобы была обнаружена часть самолета. Я спускался на «Тислегорм», лежащий на тридцатиметровой глубине, не один раз. Кроме того, мы с нашей группой безуспешно пытались найти обломки самолетов и, по правде говоря, не оставляем своих попыток до сих пор. Хотя, с другой стороны, обследовав корабельные орудия, из которых могли быть сделаны выстрелы, я пришел к выводу, что они находятся в таком положении, что вряд ли это было бы возможно.

Вообще на «Тислегорме» есть на что посмотреть. Одна его часть разворочена взрывами, и там почти ничего не сохранилось, зато на уцелевшей части палубы можно увидеть аккуратные ряды армейских тягачей, танков, грузовиков, мотоциклов. Трюмы «утопленника» забиты ящиками со всевозможными боеприпасами - от мин до артиллерийских снарядов. Там и сям коралловые заросли и множество тропических рыб, которые превратили это странное место в среду своего обитания.

...Что же касается парома «Салем-экспресс», то он, в отличие от «Тислегорма», затонул в северной части Красного моря сравнительно недавно, в 1991 году, напоровшись днищем на рифы. При этом погибли сотни мусульманских паломников, возвращавшихся из Мекки. Паром был перегружен - пассажиров на борту было в несколько раз больше, чем мест на спасательных шлюпках. Трагедия произошла ночью, все случилось достаточно быстро - дверь трюма от удара распахнулась, открывая доступ воде.

- Оказавшись внутри, я увидел разбросанные детские игрушки: велосипеды, куклы, - вспоминает Марк. - И еще под ногами валялись вещи, которые люди обычно берут в дорогу. Этих вещей было так много, что меня охватила жуть. Мгновение трагедии сохранилось подобно фотоснимку, и оттого очень легко было представить себе, как это все происходило...

К сказанному Марком добавлю, что паром «Салем-экспресс» лежит на небольшой глубине, и это место посещают многие дайверы, но далеко не все из них отваживаются проникнуть внутрь - слишком опасно и требует особой экипировки. Снаряжение дайвера, специализирующегося на подобных предприятиях, достаточно дорогое и обходится в десять-пятнадцать тысяч долларов.

Марк между тем продолжает рассказывать о своих приключениях. В одном из затопленных кораблей, который, очевидно, погружался в воду медленно, не меняя горизонтального положения, все вещи и поныне пребывают на своих местах - даже огромные кастрюли до сих пор стоят на плитах, в точности так, как их оставил там много лет назад повар. На палубе другого судна, затонувшего в районе Кипра более двадцати лет назад, сохранились контейнеры с уцелевшими куриными яйцами и грузовики с рядами коровьих скелетов - мясо обглодано обитателями моря.

…В подводных пещерах взору дайвера открываются невообразимые красоты. Это могут быть огромные, сорокаметровой высоты залы, где на фоне причудливого каменного рельефа величественно проплывают диковинные рыбы. Спуск в такую пещеру может продолжаться не менее трех часов, однако зрелище того стоит.

И все-таки лучшие объекты - те, на которых еще никто не бывал. Сведения о малоизвестных затонувших кораблях дайверы обнаруживают в различных источниках. То, что для большинства всего лишь исторический факт, для дайвера - повод к увлекательному, полному опасностей приключению.

- В районе хайфского побережья со времен Второй мировой войны лежит английское военное судно, на которое мы собираемся спуститься в ближайшие выходные, - говорит Марк. - Мы стараемся всякий раз отправляться на новое место. Правда, нам не всегда удается с первого раза обнаружить то, что мы ищем. Например, в том же районе Хайфы, согласно некоторым источникам, лежат две подводные лодки, но мы до сих пор их не нашли. В ближайшее время мы намерены вести свои изыскания в районе тель-авивского побережья, где тоже покоится немало кораблей, на которые еще не ступала нога дайвера. Кстати, могу взять вас с собой, - неожиданно предлагает он мне и добавляет, - но, разумеется, не дальше палубы нашего катера.

…В мире дайверов есть овеянные печальной славой проклятые места, словно проглатывающие любознательных экстремалов. Например, судно «Андреа Дориа» в США давно превратилось в братскую могилу дайверов.

- Я собираюсь спуститься на «Андреа Дориа» следующим летом, - сообщает Марк, а я при этом непроизвольно ойкаю. Моя реакция вызывает у него на лице легкую улыбку. - Конечно, такая экспедиция требует особой подготовки, - продолжает он. - Положение судна очень неустойчиво, кроме того, в этом районе довольно сильные течения. Но в нашей профессии нельзя без риска.

…Кстати о профессии. Для Марка дайверское дело – отнюдь не профессия, а, скорее, призвание. А вообще-то он работает в государственном учреждении, ведающем израильскими водными ресурсами, и по своей основной профессии географ и программист. Вместе с членами своей группы Марк построил единственный в Израиле сайт, где помещает разного рода информацию об экстремальном дайвинге. Здесь и хроника актуальных событий, происходящих в мире международного дайвинга, и технические новинки, и дневники собственных экспедиций, сопровождающиеся множеством фотографий. Кстати, самый благоприятный сезон для погружения у израильских берегов - зима, когда море не такое бурное и сохраняется хорошая видимость.

…В заключение приведу поразивший меня факт: оказывается, в мире совсем немного людей, опускающихся на глубину более 300 метров, - подъем на поверхность занимает у них не менее 12 часов.


Рецензии