Я родилась в краю, пронизанном тревогой

Поселок Булавинка
Я родилась в краю, пронизанном тревогой за каждый не закончившийся день. В краю, где слились воедино: аромат чабреца и степной ковыли – с запахом раскаленного асфальта, угольной пыли и свеже разрытой земли, где песня жаворонка переплелась в ускользающей памяти с музыкой ветра, стоном протяжных прощальных гудков и высокой нотой пронзительного отчаяния внезапно овдовевших женщин…
Мама работала на шахте, и я знала все тонкости не только откатки и лесоспуска, но и других ответственных и опасных профессий. Романтическими их не назовешь, хотя слова из популярной песни: «Вышел в степь донецкую парень молодой» - умиляли до слез.
При всей большой и не растраченной любви к отчему дому, к той колыбели, что взрастила и закалила меня, я хотела бежать от испепеляющей и беспросветной действительности, от людского горя и собственной безысходности.
Так в 15 лет я оказалась в Донецке.

Донецк
 Мое сердце долго еще оставалось в Енакиево, в родном заброшенном шахтерском поселке, среди школьных друзей, задушевных подруг, в стенах опустевшего не благоустроенного дома. Столица нашего края встретила меня неприветливо, но мы вскоре подружились, и по мере узнавания, не переставали удивлять друг друга. Я полюбила город моей юности! Я окунулась в его насыщенный трудовой ритм, бесшабашное студенчество, академическую строгость, изысканную творческую среду, мир искусства, музыку камня, свежесть парков, цветочную феерию…
Кроме привычного запаха угольной пыли из той поры навсегда врезались в память запахи керосина, умытых утренних улиц, свежевыпеченного хлеба, благоуханья роз, сирени и акаций…
Я старалась всюду поспеть, иногда так увлекаясь, что учеба в техникуме становилась в тягость, но вовремя спохватывалась и вгрызалась в науки, которые должны были обеспечить мне тогдашнее сносное существование и, если не безоблачное, то хотя бы терпимое будущее.

Распределение
В Мариуполь я приехала по распределению. В ту пору требовалось обязательно отработать три года на предприятии. Однако на работу меня не брали, хотя и открепление не подписывали. В отделе кадров по-отечески тепло увещевали: «Не сможете вы у нас работать, к тому же в пакгаузе ступеньки…». Зачем бухгалтеру пакгауз, когда контора находится в центре города, до сих пор не знаю, но отстаивать свои права я еще не умела, и уезжала обратно за 120 км, в областной центр, от которого до родительского дома рукой подать, - искать новое пристанище. Там мне объясняли, что я обязана отработать по направлению… И так продолжалось не один раз. Я ходила по кругу, пока работодатели не сдались, поставив одно-единственное условие: я должна иметь мариупольскую прописку, наверное, зная наперед, что это практически невыполнимо.

Временный приют
В ту сырую промозглую осень я исходила на костылях, неприветливый, большей частью одноэтажный, город вдоль и поперек. Я забиралась в самые глухие закоулки, забытые Богом трущобы, на самые дальние окраины в надежде, что меня кто-то приютит и пропишет на свою жилплощадь. Призрачная удача, как ни странно, все-таки улыбнулась мне, я поселилась на Слободке, в чистой приземистой мазанке без удобств у одной сердобольной старушки, и приступила, наконец, к работе.
Город казался неуютным и неухоженным, чужим и враждебным. Единственной отрадой было море! Я ощущала его необузданную стихию всем сердцем, мы, словно родственные души, прониклись доверительным согласием с первой же встречи! К городу привыкала постепенно. Привлекали: порт, оживленный тогда пассажирский морвокзал, театр, парки и пляжи, библиотеки и кинотеатры, любила потолкаться в аэропорту, на книжных базарах…

Работа
Карьера бухгалтера может показаться кому-то скучной и безрадостной, но я в своей профессии души не чаяла. Я порхала среди лабиринтов цифр и бумаг, ощущая собственную значимость, уверенность в себе, а где-то, может, и превосходство. Я в совершенстве владела своей профессией и очень гордилась ею. Я испытывала удовлетворение оттого, что после получения уже высшего образования, мне была по плечу любая поставленная профессиональная задача.
Наконец-то я имела не только любимую работу, но и собственную крошечную отдельную квартирку в городе, который, для таких скитальцев как я был настоящим светом в окне.
Теперь ароматы ковыльной степи были обильно приправлены выбросами металлургического производства, разбавленные удивительным и неповторимым морским бризом. Я прочно обосновалась в Мариуполе, одном из самых экологически неблагополучных городов Украины, о чем я тогда и не догадывалась, но странное дело, мы сроднились с ним и стали одним целым! Мы неразлучны вот уже 35 лет. За это время я успела повидать много интересных и красивых мест, но всегда с нетерпением возвращалась домой.

Мариуполь
Каждая новостройка, бывало, воспринималась мною как собственное достижение. Распирала гордость за трудовую доблесть ударников-новаторов, размах всесоюзной комсомольской стройки, возводящей уникальный прокатный стан, за первый пущенный троллейбус, за дружеский десант, в числе первых добровольцев отправившийся на строительство Байкало-Амурской магистрали, за первый, сданный высотный 14-этажный дом, детскую обсерваторию, современную больницу, новую библиотеку…
Я взрослела вместе с городом, набиралась опыта, обрастала друзьями и единомышленниками и лишь однажды предательская мысль на мгновение пронзила мой мозг. По направлению предприятия, где я все-таки прижилась, я поступила в столичный ВУЗ. Приехав зимою из Киева на первые каникулы в задымленный, пронизываемый всеми ветрами провинциальный Мариуполь, я вдруг подумала: «И я должна буду вернуться в эту серость?!» Я отчетливо помню тот миг: рядом - бывшая гостиница «Континенталь», убегающий вдаль проспект, я с трудом пробираюсь по гололеду в любимую булочную…
Ни до, ни после того, в каких бы благоустроенных городах я не бывала, по каким бы примечательным местам не путешествовала, какими бы красотами не восхищалась, Мариуполь для меня всегда был и остается любимым и родным.

В Москве
Примечательно, когда в восьмидесятые годы я лечилась в Москве и столкнулась с такими же горемыками, как и я, приехавшими из разных уголков тогдашнего Союза в надежде на чудодейственные операции, оказалось, что мой путь к самоутверждению далеко не уникален. Уникальным был город, в котором я жила! Он раскинулся на берегу самого мелкого, самого теплого в мире целебного Азовского моря, будто созданного специально для нас, с песчаными пляжами в зеленом рукотворном убранстве! Кроме того, здесь всегда достаточно работы, хлеба и зрелищ! Мариуполь – южные ворота Донбасса, город с мощным металлургическим производством, научным и творческим потенциалом, культурный центр и бальнеологический курорт, - тогда я еще не знала о причастности наших предприятий к оборонному комплексу и ракетостроению. На мой взгляд, не было человека, который бы не видел наши железнодорожные цистерны, на всех модификациях которых, за редчайшим исключением, красовалось имя производителя - «Ждановтяжмаш»…
 Подолгу находясь в московской больнице, я с упоением рассказывала о своем городе, растапливая скептицизм и равнодушие окружающих, чувствуя, что мой неподдельный восторг передается и моим благодарным слушателям. Однажды парень из Таллинна с недоумением заметил: «Не пойму, то ли в Украине разные города называют одним именем, в той палате послушаешь: пыльный, грязный, серый, тебя послушаешь – морской, солнечный, зеленый…» Так нечаянно обнаружилась моя землячка, ставшая впоследствии верной подругой, которая, не без моей помощи, сумела со временем также посмотреть на свой город другими глазами…

Век нынешний
В 2007 году Мариуполь утратил статус полумиллионного города, увы, это общеукраинская тенденция, население нашей страны резко сокращается. Дышать в городе становится все труднее, несмотря на современные методы газоочистки, применяемые на металлургических гигантах. Пить водопроводную воду не рекомендуется. Зеленые насаждения вырубаются под паркинги для автомобилей – благосостояние мариупольцев неуклонно растет… Рынки, кладбища, свалки неотвратимо наступают на жизненное пространство. Море в черте города загажено, с одной его стороны наращивает обороты торговый порт, на другой оконечности безнаказанно и беспрепятственно растет огромный рукотворный шлаковый полуостров, вгрызаясь в поблекшую синеву водной глади. В пригороде побережье опоясано корпоративными или частными владениями, огороженными со всех сторон заборами, так, что к воде и не пробраться, не осталось места ни для простых людей, ни для гнездовья птиц, хотя названия природных заповедных зон сохранились.
И тем не менее, я хочу рассказать о сегодняшнем Мариуполе, городе, достойном внимания современников, который, надеюсь, будет еще радовать не одно поколение туристов.


Рецензии
И я "живу в краю, пронизанном тревогой", даже в том самом городе. Правда только с 92 года, но оказался он родным со всем его экологическим неблагополучием. Как можно написать отзыв, когда пишут совсем о твоем? Когда читаешь и мысленно разговариваешь, дополняешь. И ждешь продолжения, и боишься его, потому что там совсем больно. И лучше бы просто встретиться, но, быть может мы живем в "разных "городах. Вот такая сейчас особенность. Спасибо Вам за воспоминания.

Галина Дегтярева   23.03.2015 16:45     Заявить о нарушении
Дорогая Галина, читаю Ваш отзыв со слезами на глазах. Так хочется, чтобы происходящее оказалось просто страшным сном. Моя "тревога" была вызвана "мирным" трудом. Разве можно было предположить, что мир, на самом деле до невозможности хрупкий, уязвимый и тучи, по сути, всегда витали над нашей страной, просто мы, как несмышленыши, не особо задумывались над происходящим на политическом олимпе, в мире.
За добрые слова спасибо! - И за боль не скрываемую, и за желание реальной встречи.
...не выдержала, открыла параллельно Вашу страничку и... застигнута врасплох Вашим обнаженным чувством Сострадания и Сопричастности!
Галина, наверное, нам было бы о чем поговорить при встрече или просто помолчать, или поплакать...
Я живу в Мариуполе, а Вы?

Галина Гаевская   09.04.2015 01:45   Заявить о нарушении
Дорогая Галина! Брожу по Вашей страничке, наслаждаюсь природой, сопереживаю, радуюсь и огорчаюсь вместе с автором.
Всё прочитанное ложится в аккурат на взрыхленную почву раздумий. Хотела написать комментарий, но не отважилась нарушить равновесие Вашего единения с читателем - надо же: 718 рецензий получено и столько же подарено другим! Представляется мне в этом гармония взаимного уважения. Обнаружила у Вас много интересных авторов, но Ваша малая проза пока не отпускает - такая радость ощущать созвучие души. Предвижу, что мы очень разные, но живем мы все-таки не в "разных" городах. Галина, напишите мне, пожалуйста, на gaewsky(собака)ukr.net я сообщу свой № телефона, может, созвонимся и, действительно, встретимся.
С опозданием поздравляю Вас с Днем геолога, оказывается, "до Вас" в нашей стране не отмечали этот профессиональный праздник, и после 1992 года долго еще раздумывали... Добрых Вам открытий и ценных находок, легкой поступи и неистощимого запаса прочности, терпения, благоразумия, любви!
С уважением,

Галина Гаевская   09.04.2015 15:46   Заявить о нарушении
Галина, спасибо! Телефоны записала, запись можно удалить.

Галина Гаевская   10.04.2015 14:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.