Серебряная Табакерка

   СЕРЕБРЯНАЯ  ТАБАКЕРКА

   сказка

   Одна страшная ведьма прикинулась молоденькой девушкой и женила на себе наивного парня, а через какое-то время превратила его в ужасного упыря. Лицо его покрылось зелеными струпьями, на руках выступила чешуя, а на всем теле выросли отвратительные бородавки, так что люди шарахались от него, как от привидения, и даже травили собаками. Андрей (так звали несчастного парня) не выдержал унижения, и ушел добровольно в лес, поселившись там в каком-то овраге, построив на дне его ветхий шалаш, и коротая дни в плаче и молитвах к Пресвятой Богородице. Через какое-то время к оврагу его пришла лесная медведица, и человеческим голосом заговорила:
   – Знаю, Андрей, знаю про твою беду, и очень тебя жалею, потому что сама была когда-то прекрасной принцессой, а теперь, как видишь, превратилась в медведицу. Не ты один, Андрей, заколдован этой ужасной ведьмой, но и многие звери в лесу, которые некогда были людьми, а теперь превращены то в кабана, то в волка, то в лесного оленя, а то и в какую-нибудь зеленую жабу. Тебе, Андрей, еще не так плохо, как остальным, потому что ты все же остался немного похожим на человека, и можешь поэтому вызволить всех нас из страшной неволи. Знай же, что если ты это сделаешь, то станешь прекрасным принцем, женишься на мне, и получишь в приданое половину прекрасной страны, в которой я когда-то жила.
   – Но что я должен сделать? – спросил у медведицы пораженный ее словами Андрей. – Как я смогу освободить всех вас от ужасной неволи?
   – Ты должен обмануть проклятую ведьму, – ответила ему лесная медведица, – и выкрасть у нее серебряную табакерку, в которой и заключено ее колдовство. Ты должен подсыпать ей вместо волшебного табака, который нюхает она ежедневно, вот эту лесную травку, растущую на одной уединенной поляне, и тогда она потеряет все свое колдовское уменье. Лишь только лесная травка сможет спасти и тебя, и меня, и всех остальных зверей от страшной и позорной неволи. Мы все снова станем людьми, и отомстим ведьме за ее колдовство.
   С этими словами она протянула Андрею пучок остролистой лесной травы, и ушла, переваливаясь с боку на бок, в чащу густого леса. Андрей взял траву, и положил ее в небольшой мешочек, который случайно оказался у него в кармане. Он решил выйти из леса, и втереться в доверие к страшной ведьме, чтобы выполнить все, что сказала ему заколдованная принцесса. Это не составило большого труда, потому что ведьма не воспринимала Андрея всерьез, и разрешила ему жить в одной старой бане и выполнять всю черную работу по дому, помыкая им при каждом удобном случае. Она издевалась над своим бывшим мужем, называла его упырем, уродом, вурдалаком, а Андрей все это терпеливо переносил, надеясь при случае выкрасть у ведьмы серебряную табакерку, и подложить туда заветную остролистую травку.
   Ведьма заставляла Андрея выносить золу, колоть дрова, мыть полы, приносить из колодца воду, а иногда седлала его, словно лошадь, вскакивала на спину, и неслась на нем по окрестным кочкам и буеракам; и всякий раз, когда он не успевал сделать работу в срок, или недостаточно резво бежал, говорила ему:
   – Смотри, муженек, не мешкай, а то превратишься в лесного зверя, и будешь скитаться по непроезжим местам, пока какой-нибудь охотник тебя не подстрелит!
   – Лучше быть лесным зверем и скитаться по непроезжим местам, чем быть отвратительным упырем с чешуей и наростами на лице, – отвечал ей Андрей. – Расколдовала бы ты лучше меня, а заодно и всех тех несчастных, которых ты превратила в зверей. Не может твое колдовство длиться вечно, погоди, придет срок, ответишь ты за все свои преступления!
   Ведьма только смеялась в ответ, и, набив колдовским табаком нос, трижды чихала, отчего ее колдовская сила становилась еще больше, а всем соседям она казалась еще моложе и еще краше.
   – Никогда не кончится мое колдовство, – отвечала она Андрею, любуясь своей серебряной табакеркой, на которой были нарисованы череп и кости, – потому что про тайну его не знает никто. Лишь тот, кто разгадает эту тайну, сможет меня одолеть, но не тебе, несчастному упырю, пытаться сделать это!
   Андрей терпел, нагибал ниже голову, и молча сносил издевательства ведьмы, надеясь уловить подходящий момент, и выкрасть у нее серебряную табакерку. Однако долгое время ему это не удавалось. Ведьма жила в Андреевом доме так, как будто он всегда принадлежал ей одной, она теперь опять считалась невестой, и вскоре еще один молодой человек попался в ее хитрые сети. Ведьма женила его на себе, а вскоре после этого превратила в лесного оленя, которого затем с помощью злобных собак прогнала в чащу дикого леса. Таким образом, в течение года она превратила в зверей еще несколько человек. Каждый из них стал то лесным кабаном, то медведем, то зайцем, а то и противной болотной жабой, глядящей на свет Божий широко выпученными немигающими глазами. Всех их она сразу же прогоняла из дома, и они вынуждены были скрываться в лесу, иначе их или бы убили охотники, или растерзали злые собаки. Всякий раз, женившись на ком-нибудь, а потом, превратив мужа в зверя, ведьма хорошела все больше и больше, и от желающих жениться на ней не было отбоя, несмотря на страшные и глухие слухи, которые ходили о ней по селу.    Андрей продолжал жить в рабстве у ведьмы, терпеливо выполняя любые ее прихоти, и только ждал удобного случая, чтобы похитить серебряную табакерку. Но ведьма вела себя осторожно, она обычно спала до обеда, а потом до полуночи веселилась со своими размалеванными и раскрашенными подругами, такими же ведьмами, как и она сама. И всякий раз табакерка находилась при ней, то засунутая за вырез платья, то спрятанная в какой-нибудь потайной карман. Наконец однажды, спустя почти год после того, как он поселился в заброшенной бане, Андрей дождался момента, когда ведьма со своими товарками нагоняли чаев, наелись до отвала пряниками и пирогами, напились сверх меры сладкой наливки, да и заснули прямо посреди дорого, но безвкусно убранной горницы. Замирая от страха, вытащил он у нее из-за выреза платья заветную табакерку, вытряхнул волшебный табак, понюхав который, ведьма вновь обретала свои колдовские чары, да и подсыпал вместо него остролистую травку. Ведьма проснулась от сладкого сна, и первым делом, потянувшись, открыла свою табакерку, запустив туда пальцы, чтобы вытащить щепотку нюхательного табаку. Она не знала, что табак подменили, и, по привычке набив им нос, начала ждать момента, когда можно будет чихнуть. Обычно она чихала от табака три раза, но сейчас все было наоборот: чихнув один раз, она чихнула второй, потом третий, потом четвертый раз, а потом стала чихать до самого вечера. И с каждым новым чиханием колдовская сила покидала ее, она из молоденькой девушки превращалась в уродливую колдунью, а все заколдованные ей люди принимали свой прежний вид.
   Через полчаса непрерывных чиханий ведьма стала выглядеть так, как и выглядят страшные ведьмы: нос у нее стал крючком, голова торчком, вся она высохла и стала такой мерзкой и гадкой, что хуже и придумать было нельзя. А к вечеру и вовсе смотреть на нее стала опасно, потому что можно было испугаться до смерти. У Андрея с рук и лица сошла вся чешуя и все наросты, и он из упыря опять стал человеком. Точно так же стали людьми все звери, которые жили в лесу, и которые когда-то были людьми, в том числе и медведица, превратившаяся в молоденькую и хорошенькую принцессу. Все они вышли из леса, и было их так много, что только диву можно было даваться, сколько зла натворила страшная ведьма. Впереди всех стояла принцесса, которая раньше была медведицей. Она подошла к Андрею, и, поклонившись до земли, сказала ему:
   – Спасибо тебе, Андрей, за то, что вызволил нас из лесного плена. Если бы не остролистая травка, положенная тобой в серебряную Табакерку, мы бы до конца дней скитались в глухих урочищах и оврагах, и никогда не стали людьми. Можешь отныне считать всех нас своими родными братьями и сестрами, а меня, как и обещала я когда-то тебе, законной супругой.
   Она подошла к Андрею, и, обвив его шею руками, трижды поцеловала его в губы. А люди, стоящие вокруг, трижды поклонились ему до земли. После этого они накинулись на страшную ведьму, и разорвали ее на куски, которые затем собрали все вместе, и сожгли на огромном костре, чтобы от ведьмы не осталось никакого следа. Сам же Андрей вскоре женился на прекрасной принцессе, и получил в приданое половину обширного царства, которым управлял мудро и справедливо.
   Так лесная остролистая травка, подсыпанная в серебряную табакерку, спасла многих людей от чар страшной и злой ведьмы.


Рецензии