Медведица

   МЕДВЕДИЦА

   сказка

   Один молодой парень недавно женился, и жена его оказалась очень сварливой и грубой. Она непрерывно попрекала своего мужа и устраивала ему ежедневные скандалы. Иван (так звали несчастного парня) не знал, куда ему податься от попреков и скандалов жены, и очень часто под разными предлогами уходил из дома. Однажды он уехал на ярмарку продавать нехитрые изделия из глины, которые любил лепить в свободное время, а потом обжигать их в печи. Здесь были глиняные зайцы, медведи и волки, бегущие олени, поющие птицы, а также люди, которых Иван лепил особенно охотно, изображая девок, несущих на коромыслах ведра с водой, крестьян на ярмарке, купчих за самоваром с чашкой чая в руках, пьяных мужиков, нарядных цыганок. Сварливая жена особенно ругала его за это увлечение, и Иван был рад-радешенек, что на ярмарке хоть несколько дней отдохнет от нее. Но и здесь не было ему покоя, он все думал, как же так могло получиться, что его мечты о ласковой и любящей жене обернулись такой горькой и беспросветной действительностью? Случайно его увидела одна из цыганок, которых всегда много на ярмарках, и которые зорко подмечают людей, озабоченных какой-то тягостной думой. Она взялась ему погадать, и, долго разглядывая ладонь мастера, наконец, сказала:
   – Ты, парень, попал в очень плохую историю, потому что женился не на той, что суждена тебе небесами. Твоя нынешняя жена не кто-нибудь, а лесная медведица, обернувшаяся человеком, и вошедшая в твой дом. А настоящая суженая, которая предназначена тебе от века небом и провидением, томится в ее берлоге, и ждет – не дождется, когда же ты ее вызволишь.
   – Но как же мне вызволить свою суженую? – спросил у цыганки Иван.
   – Сделать это будет непросто, – ответила ему цыганка, – потому что у злой медведицы есть еще две сестры, и все вместе они будут мешать тебе встретить свою суженую. Они будут загадывать тебе непростые загадки, а ты должен будешь на них отвечать. А если не ответишь, то медведицы разорвут тебя на маленький кусочки. Иди в самую чащу леса, к берлоге своей страшной жены. И не бойся, умоляю тебя, ничего, потому что неизвестно, что хуже: терпеть каждый день попреки сварливой женщины, или быть разорванным на части когтями медведицы?
   Иван поблагодарил цыганку, отдал ей все деньги, которые заработал на ярмарке, и, не долго думая, отправился в сторону дремучего леса на поиски своей суженой. Долго ли, коротко ли шел он, и вдруг подошел к берлоге лесной медведицы. Вышла из берлоги медведица, косматая, страшная, обросшая густой шерстью, и сказала Ивану:
   – Здравствуй, Иван! Далеко ли путь держишь?
   – Ищу берлогу своей сварливой жены, – отвечает Иван.
   – Я ее младшая сестра, – заревела в ответ медведица, – и если не отгадаешь мою загадку, то не пройдешь и одного шага вперед. Ответь, если сможешь, что на свете самое страшное, самое горькое и постылое для человека?
   – Что же тут долго думать? – ответил младшей сестре Иван. – Самое страшное, самое горькое и постылое для человека – это злая жена, от которой невозможно никуда убежать, и с которой вынужден человек жить до самой своей смерти. Жениться на злой женщине – все равно, что жениться на лесной медведице. На такой, к примеру, как ты, ибо ее объятия смерти подобны, а ее слова схожи со страшным медвежьим воем!
   Взревела с досады младшая сестра, ибо правильным был ответ, вспыхнула ярким пламенем, и превратилась в кучу горячего пепла, а Иван отряхнул свою обувь, и пошел дальше через лесную чащобу. Долго ли, коротко ли шел он, и вдруг набрел на берлогу средней сестры. Вышла из берлоги средняя сестра, могучая, как столетний дуб, дикая и косматая, и перегородила Ивану дорогу.
   – Здравствуй, Иван, – заревела она страшным голосом, от которого посыпались с дуба вниз желуди, и разлетелись в разные стороны лесные птицы. – Куда это ты путь держишь?
   – Иду искать свою суженую, – отвечает ей Иван, – которая дарована мне небом и провидением. Пропусти меня, прошу, в чашу леса!
   – Не пропущу, – заревела в ответ средняя сестра, – пока не отгадаешь мою загадку. Ответь, что на свете самое милое, самое сладкое и дорогое для человека?
   – Что же тут ходить вокруг да около, – отвечает средней сестре Иван. – Самое милое, а также самое сладкое и дорогое для человека – это ласковая жена, с которой можно пройти, не думая ни о чем, рука об руку через всю жизнь, и даже без страха спуститься в саму преисполню. Вот тебе мой ответ, и если это не так, можешь разорвать меня на кусочки!
   Взревела средняя сестра страшным голосом, ибо ответ был правильным, вспыхнула ярким пламенем, да и превратилась в кучу черного пепла. А Иван лишь слегка поморщился, отряхнул свою обувь, и пошел дальше через лесную чащобу. Долго ли, коротко ли он шел, и вот, наконец, набрел на берлогу старшей сестры. А рядом уже стоит она, ужасная и косматая, как лесное чудище, похожее на рощу трехсотлетних дубов, и с голосом, подобным раскату небесного грома.
   – Здравствуй, Иван! – заревела она так, что в лесу с елей сдуло, как ветром, все шишки, а в дальних селениях сами собой зазвонили в храмах колокола. – Зачем ты пришел в мою лесную чащобу?
   – Я ищу свою суженую, – ответил Иван, – ту, которая послана мне небом и провидением. Отдай мне ее, злая медведица, потому что не можешь ты противиться тому, что вскоре должно случиться!
   – Хорошо, Иван, – зарычала в ответ медведица, – раз ты не хочешь быть женатым на страшной медведице, возьми в жены мою младшую сестру, живущую на краю этого леса!
   – Твоя младшая сестра обратилась в кучу черного пепла, – ответил страшному зверю Иван. – Отдай мне мою суженую, лесная медведица!
   – Ладно, – еще более злобно зарычала медведица, – раз так, возьми в жены мою среднюю сестру, живущую по соседству со мной!
   – Твоя средняя сестра тоже обратилась в кучу черного пепла, – ответил страшному зверю Иван. – Отдай мне мою суженую, лесная медведица!
   – Хорошо, – совсем уж зловеще зарычала медведица, – раз не хочешь ты жить с лесными медведицами, и подавай тебе в жены непременно красавиц, так и быть, отдам я тебе твою суженую! Но сначала отгадай ее имя, а если не отгадаешь, то разорву тебя на кусочки, и не увидишь ты больше белого света!
   Задумался Иван, стал перебирать в уме разные женские имена, да вскоре сбился, и уже было подумал, что пришел его смертный час. Но вдруг увидел, как белая горлица, слетевшая с ветки, держит в клюве цветок иван-да-марьи, и кружит вокруг него, словно пытаясь что-то сказать. И понял Иван, мысленно благодаря горлицу, что судную его непременно должно звать Марией.
   – Мария ее имя, злая медведица, – закричал он страшному зверю, – и если это не так, можешь разорвать меня на мелкие части!
   Подняла кверху голову лесная медведица, и заревела с досады так громко, что в лесу на ветвях не осталось ни одного зеленого листочка, а в дальних селениях и городах попадали с колоколен огромные колокола. Хотела она наброситься на Ивана и растерзать его, но вместо этого вспыхнула ярким пламенем, и превратилась в кучу черного пепла. А из берлоги навстречу Ивану уже выходит Мария, такая ладная и пригожая, что не в сказке сказать, ни пером описать. Бросился Иван к своей суженой, обнял ее, и понял, что отыскал наконец-то свое счастье. Потому что посланное небом и провидением не сможет отнять у человека никто, даже страшная лесная медведица.


Рецензии