Чудовище

   ЧУДОВИЩЕ

   сказка

   Один Художник всю жизнь пытался достичь совершенства, и очень часто рвал на части свои картины, которые писал в мансарде под крышей старого дома. Ни в чем не находил он гармонии: ни в природе, ни в людях, и потому пытался создать ее хотя бы у себя на холсте, написав картину, лучше которой еще не было. Но ни одна из этих картин не устраивала его, и он часто закрашивал их, и тут же начинал писать нечто новое, в надежде наконец-то создать шедевр, который бы удовлетворил его бесконечную страсть к совершенству. Он работал дни и ночи без сна и без пищи, и от этого очень исхудал и ослаб, оброс длинными волосами, и был похож не на художника, а на какого-то безумца. В глазах у него постоянно горел огонь неудовлетворенного желания, и знакомые художники, которые приходили к нему в гости, не раз говорили, что эта пагубная страсть к совершенству не доведет его до добра. Сами они были вполне преуспевающими и успешными живописцами, потому что не гнались за химерами, а останавливались на том, что у них есть в данный момент, и всегда поэтому могли продать что-нибудь из своих картин. Художник же не мог продать ни одну из своих незавершенных работ, и поэтому вечно сидел без денег, вызывая жалость у более успешных коллег. Однажды утром он поймал, как ему казалось, какой-то необыкновенный свет, льющийся из открытого окна, и нашел какое-то особое сочетание красок, написав женский портрет, лучше которого, казалось, не создавал до него никто. С портрета Художника смотрела женщина поразительной красоты, улыбаясь так загадочно и так легко, словно само Совершенство взирало на него из глубины простого, купленного за копейки, холста. Художник понял, что создал, наконец, то, что хотел, и от счастья потерял сознание, упав рядом со своим рукотворным шедевром.
Однако когда он через некоторое время очнулся, то обнаружил, что на холсте ничего нет. Изображение прекрасной женщины исчезло с него, и Художник сначала подумал, что все это ему просто привиделось от недоедания и непрерывной работы. Но в этот момент в темном углу мансарды раздался какой-то шорох, и, оглянувшись на него, Художник увидел нечто такое, что чуть не умер от страха. В углу комнаты на полу сидело Чудовище, хуже и гаже которого, казалось бы, невозможно было себе и вообразить.
   – Кто ты? – лязгая зубами от страха, спросил Художник.
   – Я твое создание, – ответило ему Чудовище. – То самое, которое нарисовал ты на грубом холсте перед тем, как упасть в обморок. Ты вложил в меня так много своей души, и уловил такой редкий утренний свет в сочетании с такими редкими красками, что я ожило, и, как видишь, сижу сейчас перед тобой во всей своей красе и величии.
   – Но этого не может быть! – закричал в ответ потрясенный Художник. – Я создал прекрасный шедевр, лучше и чище которого до меня не создавал, возможно, никто. А ты же безобразно и омерзительно, и похоже на какое-то чудовище!
   – А я и есть Чудовище, – ответило ему сидящее в углу существо. – Только знай, о мой создатель, что у всего в мире есть две стороны, и прекрасное всего лишь обратная сторона безобразного. Это две стороны одной и той же медали, а потому прими меня таким, каково я есть, и научись жить вместе со мною. Кстати, я не всегда буду таким безобразным, каким ты меня видишь сейчас, половину времени я буду действительно выглядеть, как настоящий шедевр, и ты можешь представлять меня своим друзьям, как натурщицу, которая живет вместе с тобой.
   Так Художник стал жить с Чудовищем, которое половину дня выглядело, как прекрасная женщина, и он всем объяснял, что это его натурщица, с которой он пишет свои картины. Вторую же половину дня вместо натурщицы в комнате у него появлялось Чудовище, и он был вынужден прятать его за специальной ширмой, заявляя друзьям, что натурщица утомилась, и в настоящий момент отдыхает. И друзья верили ему, потому что не могли даже вообразить, что он живет вместе с Чудовищем.
Какое-то время Художнику удавалось дурачить друзей и знакомых, но долго так не могло продолжаться, еще и потому, что он больше не мог написать ни одного, даже самого плохонького, портрета. Создав шедевр, равного которому было трудно найти, он вложил в него всю свою душу и все силы, которые у него были, и чувствовал уже отвращение к самой работе художника, которой больше заниматься не мог.
   – Когда же ты покажешь нам портреты твоей прелестной натурщицы? – спрашивали у него друзья, с завистью смотря на прекрасную женщину, которая то разносила гостям напитки, то что-то убирала в мансарде, или просто молча сидела в углу с загадочным видом, как это и положено всякой натурщице.
   – Позже, дорогие мои, позже, – нервно отмахивался от них Художник, – еще не время, сейчас у меня творческий кризис, вызванный переутомлением и поиском сюжета для своей новой картины!
   И коллеги верили ему, считая, что он действительно переутомился, и вскоре опять приступит к работе. Однако надо было на что-то решаться, поскольку невозможно было вечно жить под одной крышей с Чудовищем, которое, к тому же, было создано твоими собственными руками! И Художник от отчаяния решил сжечь свою мастерскую. Он понимал, что, сделав это, погубит не только Чудовище, но и натурщицу, но другого выхода у него не было. Он не мог больше написать на одного, даже самого плохонького, эскиза, и должен был уничтожить свое творение, чтобы вновь вернуть себе возможность работать. И он поджег свою мастерскую, однако, поскольку она находилась под крышей старого здания, которое было очень сухим, и вспыхнуло от огня, словно порох, не смог выбраться из него, и погиб вместе с Чудовищем.
Когда пожар потушили, и стали разгребать сгоревшие вещи, то обнаружили совершенно нетронутый огнем портрет женщины необыкновенной красоты. Это был бесспорный шедевр, и его поместили в музей, повесив внизу табличку с описанием трагической судьбы несчастного Художника. Однако вскоре в музее стали происходить странные вещи. Изображение прекрасной женщины на портрете время от времени исчезало, а в разных местах музея посетители видели какое-то чудовище, неизвестно как здесь оказавшееся. Все это создавало музею недобрую славу, и так надоело администрации, что она в конце-концов сняла портрет со стены, и поместила его в запасник. После этого загадочные истории сразу же прекратились, а вскоре из запасника исчез и сам потрет, и где он теперь находится, никому не известно.


Рецензии