Туристический путеводитель по деревне Писуны

Настоящий путеводитель предназначен для иностранных и не иностранных туристов, а также путешественников, археологов и других ненормальных, желающих поближе узнать жизнь российской глубинки.
Деревня Писуны расположена вдалеке от туристических, авиа, железнодорожных и автобусных маршрутов, а так же пешеходных и звериных троп. Точное местоположение деревни Писуны можно найти во всех известных географических справочниках: 40 градусов русской широты и шесть месяцев зимней долготы.
Историческая справка: деревню Писуны основал царь Пёр Первый как форпост для защиты отечества от мух, блох, комаров и прочей нечисти, которая с удовольствием останавливалась (да и сейчас останавливается) в деревне Писуны и не долетала до отечества. В самом начале своего существования Писуны представляли собой жалкое поселение из пяти изб, но когда за нее взялся самодержец, строительство развернулось со всей мощью царского воображения и к пяти избам прибавилось еще три.
Итак, вы находитесь на самой глубине российской глубинки, то есть практически на самом дне. Не удивляйтесь – здесь даже летом стоит страшный колотун. Это крестьяне заколачивают свои избы. Вообще, крестьяне в российской глубинке заколачивают мало, поэтому им и приходится заколачивать избы.
Давайте, посетите одну из них, пока ее еще не успели заколотить. При входе в избу навалена куча. Это тапочки, которые каждый экскурсант должен обязательно одеть, чтобы не пачкать в избе свою обувь.
Войдя в избу, не удивляйтесь – гостеприимные крестьяне по доброй русской традиции обязательно встретят вас хлебом-солью: просто по доброй русской традиции больше встретить вас им нечем.
Первым делом вы попадаете в сени. Сени получили свое название в честь св. Семенов, братьев-близнецов, которые, подобно Диогену, безвыходно прожили в сенях всю свою жизнь, потому что весь остальной дом, доставшийся им от родителей, они прожили еще в молодости, разнузданно гуляя направо и налево.
Если, еще не покинув сени, вы неожиданно оказались в маленьком темном помещении с легкими травмами ног и головы, не волнуйтесь – это просто руководитель одной из предыдущих экскурсионных групп забыл закрыть крышку погреба. Грамотно используйте неожиданно свалившееся на вас свободное время – здоровая пища, сырая картошка и свекла, употребляемые в течение месяца, великолепно очистят ваш организм от шлаков, поэтому когда вас наконец-то найдут, скелет будет сверкать белизной.
Если в сенях с вами никаких маленьких неприятностей не произошло, то вы идете дальше и ударяетесь головой о косяк. Косяк - это дверная рама, сделанная немного криво (косо, наперекосяк). Косяк верой и правдой служил в русской крестьянской семье прообразом современного фэйс-контроля: по тому, сколько раз вернувшийся с покоса крестьянин ударялся головой о косяк, ждущая его дома крестьянка сразу определяла, насколько он сегодня косой. И в зависимости от этого либо накрывала на стол (2-3 раза), либо пряталась под кровать (4-6 раз), либо убегала из дома через окно (более 7 раз).
И вот вы уже в самом сердце русской избы – деревянной комнате. Оглянитесь вокруг, чтобы почувствовать всю прелесть крестьянского быта и еще раз обо что-нибудь не удариться.
К потолку прикручена люлька. В ней русская крестьянка укачивала своих детей до появления у них первых признаков морской болезни. Уже встав на ноги, крестьянские дети еще долго не могли нормально ходить – так сильно их качало, и предпочитали отлеживаться на печи. По достижении 33 лет крестьянские дети слезали с печи, но при ходьбе их все равно покачивало – за это крестьянских детей называли качками. Иноземные захватчики, не знавшие русского языка, ошибочно считали прозвище «качок» свидетельством огромной разрушительной силы и при приближении качков в ужасе разбегались. Качки, гордо покачиваясь, уходили принимать на грудь поздравления и позировать художнику Васнецову.
Пройдя дальше по комнате, вы упираетесь в стол. Не упирайтесь, на столе все равно ничего нет. Как раз за этим самым столом гостеприимные русские крестьяне ели оставшуюся от гостей хлеб-соль. Так как хлеба от гостей почти не оставалось, русские крестьяне ели в основном соль. Именно поэтому они позволяли себе в отпуск не посещать морские курорты – соль русскому крестьянину надоедала и дома.
Русская печь занимает в крестьянской избе достойное, то есть почти все свободное, место. Во время развеселых крестьянских гулянок русские крестьяне часто плясали от печи. Существовало такое народное поверье – чем дальше от печи ты упляшешь со своей партнершей, тем лучше. Те, кто сумел доплясать до стола, заканчивали обыкновенным пьянством. Более удачливые, доплясавшие до стога сена, получали удовольствия намного больше. А доплясавшие до города считались самыми везучими, потому что больше их в деревне никто не видел. Со временем от печи до города доплясали почти все крестьяне, кроме глубоких стариков и старух, которые могли плясать только на маленькие расстояния.
На этом месте экскурсию прерывает мычание коров. Нет, это не запись – в российской глубинке действительно еще остались коровы. Убедитесь в этом, приняв участие в традиционном крестьянском развлечении – дойке коровы.
Ни один уважающий себя экскурсант не откажет корове в удовольствии. Однако при дойке полезно знать, что любящие хорошую шутку крестьяне могут подвести вам вместо коровы быка. Не рекомендуется отвечать шуткой на шутку и доить быка. Тихим, но твердым голосом – именно такой уважают крестьяне, потому что плохо слышат – попросите заменить быка на корову. Для справки: бык от коровы отличается тем, что у него количество сосков редко когда бывает больше одного.
Внимание! Если уж вы начали доить быка, ни в коем случае не останавливайтесь! В дойке быку нравится завершенность, и если вы не оправдаете его надежд, бык может не оправдать ваших.
Выйдя из коровника, вы можете подумать, что испачкались. Это неправильно, потому что испачкаетесь вы только после того, как мимо вас на тракторе промчится тракторист Ванюша. Если, облитый с ног до головы настоящей деревенской грязью, вы его догоните, то он проведет для вас еще один аттракцион «Прокати нас, Ванюша, на тракторе». Имя трактористу Ванюше дали не случайно – от него действительно за версту несет перегаром. Катание на тракторе с Ванюшей доставит огромное удовольствие всем, кто в нем не участвовал. Зато вы узнаете много нового: как пахнет настоящий перегар, как пахнет настоящий трактор и как пахнет ваш собственный испуг.
Пока грязь, вылетевшая на вас из-под колес трактора, не начала своего лечебного действия, неплохо бы ее смыть. Для этого в русской деревне существует русская баня. Пусть вас не смущает название – русская баня не только для русских, она очень интернациональна. Поэтому и песня такая у нас есть – «растопи ты мне баньку по-черному».
Русская баня выгодно отличается от всех других бань наличием в ней веников. Веники в русской бане издревле служили для того, чтобы выпускать пар. Так, если крестьянину не нравилось поведение председателя колхоза, он приглашал его к себе в баню и изо всех сил лупил веником. Так русские крестьяне выпускали пар. Но они очень не любили, когда вместе с выпусканием пара в русской бане выпускали еще и газы. Таких людей русские крестьяне наказывали не только вениками, но и другими банными причиндалами – шайками, лавками или просто причиндалами.
Не пугайтесь, если в бане вы начнете сильно потеть. Это добрая русская традиция – хорошо пропотеть в бане, чтобы потом, не дай бог, случайно не вспотеть на работе. Во время бани у русских крестьян было принято выбегать на снег. Если снега не было, непривередливые русские крестьяне выбегали на то, что было, и ждали снега.
Русские крестьяне обычно говорят: «После бани хоть портки продай, но сто грамм выпей». Что касается портков, то тут русский крестьянин немного лукавит: вряд ли найдется желающий купить у него портки. А вот вторая часть программы будет выполнена обязательно. И даже обязательно перевыполнена.
Еще после бани русский крестьянин пожелает вам «С легким паром!». В переводе с языка русских крестьян это ничего не значит, разве только что к своей судьбе надо относиться с иронией.
Экскурсия заканчивается. Писуны, писунчихи и писунята всей деревней выходят за околицу провожать вас. Они размахивают платками, вилами и топорами. У многих крестьян на глаза наворачиваются слезы – им жалко. Жалко смотреть, как вы всей экскурсионной группой безрезультатно пытаетесь вытолкнуть из лужи застрявший автобус. Вокруг стоят уже много проржавевших экскурсионных автобусов, брошенных предыдущими группами.
Поверьте, вы еще не раз вспомните деревню Писуны, добираясь пешком до города. И это правильно – нельзя забывать российскую глубинку.

Виталий Буденный.


Рецензии