Решающий довод

                Эта статья была опубликована в газете «Советская Россия» № 26
                (13098) за 13 марта 2008 г., стр.4.

 Спорить о политике – дело неблагодарное. Слишком много уже всего переговорено в кипучие девяностые годы, слишком много сломано копий в жарких словесных баталиях. Хочется вспомнить о другом – об ответственности литераторов за сказанное ими Слово. В наше время, когда безоглядное, огульное осуждение Советской эпохи и всего, что с ней связано, стало чуть ли не обязательным ритуалом и газетных статей в большинстве печатных изданий, и телевизионных репортажей почти на всех телеканалах. Ненависть к бывшему Советскому Союзу, неприятие социалистического строя становятся сегодня чем-то обязательным и даже не подлежащим обсуждению. Вот здесь и должен, кажется, проявиться внутренний самоконтроль писателя и журналиста – не поддаваться общему течению с заранее готовыми ответами на все вопросы, обратиться к собственной памяти и спросить себя честно – так ли уж всё было плохо в нашем недавнем прошлом?
 Разумеется, идеализировать старый строй ни к чему. Но незачем и бездумно его чернить, оглядываясь назад. Каждая эпоха отмечена своими достоинствами и недостатками. Правда всегда многолика и не укладывается в прокрустово ложе любых шаблонных схем.
 Обычно, как только речь заходит о Советском Союзе, записные обличители и ниспровергатели социализма неизменно обращаются к теме политических репрессий – этой, поистине, страшной и роковой страницы нашей истории. На робкие возражения о том, что в тридцатых и сороковых годах прошлого века репрессивные режимы существовали в большинстве стран тогдашнего мира, причём отнюдь не социалистических – от Германии и Испании до Японии, оппоненты только досадливо машут рукой: дескать, помолчите, не мешайте обличать Советский строй! Говорить о периоде развитого социализма, о семидесятых и восьмидесятых годах они, как правило, отчаянно не хотят, поскольку любимая ими тема репрессий к данному времени уже не относится. Однако обратимся именно к этому, наилучшему периоду Советской истории. Ведь неслучайно даже тогдашняя наша пропаганда, зачастую одиозная, любые показатели всегда сравнивала именно с тринадцатым годом – самым благополучным, предвоенным годом Российской Империи. Вот здесь-то и начинается маловразумительное и растерянное бормотание горе-обличителей – в основном об одном и том же, снова и снова о пресловутых очередях за продуктами.
 Да, это очень плохо, что существовали очереди. Плохо, что на тогдашних прилавках не было нынешнего изобилия. О йогуртах в ту пору, кажется, никто и не слышал. Но! Почему-то не принято вспоминать, что очереди были за почти бесплатными продуктами, копеечные цены на которые государство поддерживало изо всех сил. Ради жёсткой идеологической установки: в Советском Союзе не должно быть голодных. Каждый должен быть хотя бы сыт. Вспомните, сколько тогда стоили батон хлеба и пакет молока? Вопреки всякой экономической логике, вопреки здравому смыслу – сущие копейки. Почему-то никто не говорит сегодня о другом. Любой советский человек почти в любом городе и даже крупном посёлке мог пойти на рынок и купить когда угодно и что угодно: парную вырезку, свежий творог, даже свежие фрукты зимой. Причём – безо всяких очередей. Заплати пять рублей за тот же самый рыночный творог – и бери, будь любезен! Если же хочешь купить задёшево, за копейки – да, приходилось постоять в очередях. Но в этом, в конце концов, была своя логика.
 А сколько простые труженики платили в СССР за квартиру – за хорошую городскую квартиру со всеми удобствами? Несколько рублей, кажется? Не слишком ли мало? А сколько стоили лекарства в советских аптеках? Путёвки в дома отдыха? Но об этом сегодняшние критики социализма вспоминать не любят: тут они начинают сердиться, чувствуя, что почва в разговоре уходит из-под ног, и садятся, наконец, на своего излюбленного конька: гражданские свободы.
 Так вот, насчёт этих самых пресловутых свобод. Мы, мальчики в тогдашних советских школах, наперебой рассказывали друг другу анекдоты про Леонида Ильича. А также обсуждали политические новости, услышанные на коротких волнах радиоприёмников. Совершенно свободно и не оглядываясь по сторонам. Это ровным счётом ничем и никому не угрожало. Вы помните, сколько анекдотов про Брежнева ходило в народе при его жизни? Весьма смешных и остроумных. Да, тогдашняя наша политическая система была слишком топорной и бесхитростной – всего одна партия. Кстати, сколько их сейчас? Пятьдесят? Сто? И что же? Совершенно очевидно, что никакой реальной политической борьбы у нас не существует и поныне. Готов поспорить с кем угодно на большие деньги, что на следующих выборах победит именно Единая Россия, а никакая другая партия из целой этой сотни.
 Осталось в памяти многое другое – то, чего не было тогда, в той нашей жизни, и быть не могло. Не было нищих на улицах Москвы, не было безработных. Хорошо это или плохо, но не было. Не было беспризорных детей со времён Дзержинского. Практически не было ни наркотиков, ни СПИДа, ни погромов, ни войн внутри страны – ни локальных, ни партизанских, никаких иных. Ещё двадцать лет назад этого нельзя было себе даже помыслить.
 Так чего мы боимся? Почему не решаемся отдать должное исторической правде, помянуть добрым словом достоинства ушедшего времени – достоинства несомненные? Не кроется ли здесь подсознательная боязнь прослыть эдаким дремучим и отставшим человеком, не восприимчивым к новомодным веяниям? Ведь, слава Богу, никто не принуждает нас насильно швырять в прошлое камни. Да и стыдно, кажется, ругать это прошлое собственной страны огульно и безо всякого удержу? Это никому не делает чести, тем более что ни Брежнев, ни Косыгин ответить своим сегодняшним критикам уже не могут.
 Спорить о сравнении разных эпох можно бесконечно. На любые доводы можно привести противоположные. Но есть, в конце концов, самый общий и наиболее бесспорный показатель, обобщающий в себе все отдельные условия жизни – это её средняя продолжительность. В СССР она составляла 70 лет. Ну-ка, давайте ответим себе честно – на сколько лет уменьшилась средняя продолжительность жизни у нас сегодня по сравнению с Советским временем? Здесь, в этом показателе, как в едином интеграле, заключено всё – и болезни, и преступность, и нервные стрессы, и житейские неурядицы, с одной стороны, и вкусные йогурты, которых раньше не было, а теперь они есть, с другой. Ну, так на сколько лет? На пять? На восемь? Можно ещё вспомнить, что СССР по уровню жизни находился на тридцать третьем или тридцать пятом месте в мире, причём по данным отнюдь не советской пропаганды, а объективной международной статистики ООН. Ныне же наша страна по этому показателю оказалась в середине седьмого десятка. Вот они, решающие доводы и окончательный ответ на все вопросы. До продолжительности жизни и до её уровня в Советском Союзе нам теперь далеко как до Луны. Вот и всё, и крыть больше нечем.
 


Рецензии
я не берусь оспаривать Ваши доводы.
И все же, разные периоды истории имеют и плюсы и минусы. Сегодняшее время даже обсуждать не хочется, в моем пониманиии - первый бандит в нашем государстве - это само государство. Но сегодняшний бардак в стране - это результат именно строя предыдущего!!! Юристы прекрасно знают, что после диктаторского режима - НЕОБХОДИМА - диктатура закона, как переходный период к демократическому строю. Т.к. после падения режима, бывшие рабы восстают против своих бывших хозяев, или отыгрываются другими способами. Это знал еще Платон! Чтобы предотвратить этот произвол необходима именно диктатура ЗАКОНА!!! А Сталинская Конституция и КЗОТ у нас были лучшие в мире!!! И далеко не все доработки сегодня нужны! Зачем отменили мараторий на смертную казнь? Я уже не говорю, что об ТК вытирают ноги все, кому не лень и нерадивый работодатель (зная свое превосходство на рынке труда) запросто может уволить беременную женщину!
Знаете, при предыдущем режиме многие факты просто скрывалиь. Как так получилось, что за 73 года в мирное время (не считая ВОВ) было убито, расстреляно, уничтожено по разным причинам 67,5 млн. человек? В мирное время, заметьте!!! Почему у крестьян отбирали паспорта? А ядерные полигоны близ Тоцкого района, о которых не придупреждали мирное население? А Чернобыльская АЭС, на которую насильно увозили посредине ночи отцов из семей (мой дядя сейчас тяжело умирает после этого!).
Да, образование у нас было сильное, и наших специалистов, особенно в строительстве, часто приглашались на Запад уже тогда? Но наша образовательная система абсолютно подавляла индивидуальность! Отличники конечно ценились - как послушные исполнители чужой воли. Но ведь истинный талант далеко не всегда имел примерное поведение и образцовые оценки в аттестатах! А медицина. Эта дурацкая система лечиться только по месту жительства. Но ведь было не мало и тех, чьи заболевания выходили далеко за рамки компетенции местных поликлинник? Я наблюдала не раз, как родители больных детей годами не могли попасть к нужному специалисту хотя бы на областном уровне (про Москву даже и речи не велось!). Зарплата советского гражданина явно не соответствовала тому вкладу, который превносил каждый труженник страны! Это был мизер! А то что цены искуственно сдерживались, так это в конце концов и привело к обвальной инфляции! Набор продуктов в советское время тоже оставлял желать лучшего. И катати, хорошие продукты всегда доставались по блату, особенно выигрывали тогдашние ОРСЫ.
Я согласна, что в советское время человек был более защищен, и юридически и социально! Но я повторюсь, что сегодняшняя ситуация в стране - это результат строя предыдущего!

Наталья Петербургская   10.01.2008 16:49     Заявить о нарушении
Очень показательна одна черта в Вашем ответе, уважаемая Наталья. В начале девяностых годов здравое и вдумчивое осмысление нашей истории - нелёгкой и непростой - сменилось вдруг истерией и оголтелым кликушеством. Невесть откуда взявшиеся обличители прошлого начали вдруг свободно жонглировать статистикой репрессированных при Сталине людей по своему усмотрению. Да, во времена сталинского режима были совершены вопиющие, чудовищные беззакония. Между прочим, разоблачены они были никем иным как самой Коммунистической партией и Советским руководством ещё в пятидесятых годах, а впоследствии, более решительно - при Горбачёве. Тогда же была названа, наконец, страшная цифра казнённых в стране людей за всё время правления Сталина - почти миллион человек. Девятьсот с чем-то тысяч. Цифра уже окончательная, перепроверенная по всем ранее закрытым архивам. В этом общем числе жертв, помимо обычных уголовников и военных предателей - огромная доля незаконно репрессированных по политическим мотивам. Воистину, это чудовищное, невообразимое количество невинно осуждённых и расстрелянных людей должно заставить в ужасе содрогнуться любого мыслящего человека. Ведь сотни тысяч! Но нет, не тут-то было. Новоявленные идеологи, архитекторы разрушения страны, движимые единственным призывом - круши! вали всё на свете! - не удовлетворились обнародованной статистикой. Им эта скорбная цифра показалась - как ни кощунственно это звучит - слишком малой. И вот, в бесноватой "демократической" прессе тех лет начали выстреливать один за другим выкрики: десять миллионов погибло! Нет, двадцать! Тридцать! Да что там тридцать - пятьдесят! Как на аукционе - кто больше? Тогдашние публицисты с горящими от возбуждения глазами входили в неистовый раж. Какие пятьдесят?! Все сто, сто миллионов бери! Почему сто, почему сразу не двести? Чувство меры было утрачено напрочь, никакие доказательства уже не требовались, объявлялись огульно любые цифры - вместе с не родившимися детьми, с не родившимися внуками от не родившихся детей, и т.д. Из расчётов гипотетической рождаемости с африканскими темпами прироста населения. Наконец, безо всяких расчётов, а просто так, от фонаря. Провозглашавшиеся тогда цифры очень быстро вышли за пределы реальных, перешли все разумные границы, стали мифическими и, наконец, позабылись. И вот теперь - новая уловка. Шестьдесят семь с половиной! Вот эта самая половина и должна сбить с толку легковерных, доверчивых читателей. Уж раз с точностью до пяти десятых названо - значит, точно, правильно считали! Да нет же, никто ничего не считал, туфта это обыкновенная. Неужели настоящих цифр кому-то мало? Они ведь и так страшные, страшнее уж некуда? Зачем же это всё?
Разумеется, я тут речь не о Вас веду, а о тех безответственных авторах, цифры которых Вы столь легковерно цитируете.
Но вот у меня и к Вам, Наталья, вопрос есть - как сочетается Ваше возмущение за невинно расстрелянных людей с Вашим же требованием отменить мораторий на смертную казнь? Или Вы так уж уверены наперёд, что Вас самой судебная ошибка никогда не коснётся?

Феофан Прадедов   10.01.2008 20:24   Заявить о нарушении
Между прочим, я не только статистику приводила, а также другие факты. А смертная казнь и сталинские репрессии - это не одно и то же.

Наталья Петербургская   10.01.2008 20:31   Заявить о нарушении
Вы правы, что в каждой эпохе имелись свои плюсы и минусы. Кстати, как раз об этом я и писал в данной статье. Не понял, в чём именно Вы меня пытаетесь убедить, говоря, что "набор продуктов в Советское время оставлял желать лучшего". Ведь это же самое я и пишу! Вы просто повторяете мои мысли, и предмета для спора здесь никакого нет. Смешно спорить с очевидным.
Тезис о нынешнем строе как результате строя предыдущего спорный и неоднозначный. Возможно, отчасти это и правда, но лишь отчасти. Так ведь и преступления сталинского режима можно объяснить тем, что это - результат политических репрессий и жестокости царского самодержавия. А там и до Ивана Грозного рукой подать, если и дальше причины всех бед искать исключительно в прошлом. Всё не так просто и не так однозначно.
Единственное, с чем я категорически не согласен в Вашей рецензии - это с Вашим призывом вернуть смертную казнь.
С уважением.

Феофан Прадедов   13.01.2008 19:26   Заявить о нарушении
По - поводу смертной казни я более подробно написала Вам по личной нашей переписке! Я здесь не могу писать об очень личном, поймите меня правильно! По этому поводу лишь добавлю, что такие мрази, как Пичушкин или Чикатило не должны ходить по этой земле и сеять людям горе. Непонятно, зачем ТВ и СМИ делают из них знаменитостей? Чтобы подстегнуть других таких же к активным действиям?

Наталья Петербургская   13.01.2008 22:50   Заявить о нарушении