Алхимик. Главы 7, 8. Торговец хрусталём

 Глава 7.

Смотрел торговец хрусталём,
Как начинался новый день.
Который проведут втроём -
Он, тоска и лень.
И так уж три десятка лет,
На спуске на крутом,
Свой бизнес вёл печальный дед,
Торговец хрусталём.
Когда-то были времена,
Что бизнес процветал.
И тот, кто мог испить вина,
Про лавку эту знал.
Был тут и немец, и француз,
Геолог и солдат,
И даже те, что слово "туз",
Первей чем "мама" говорят.
И вот торговец хрусталём,
Подумывал о том,
Разбогатев - наполнить дом,
Дыханьем верных жён.
Но изменились времена,
Смещён торговли центр,
Там, где окраина была,
Теперь кипит Танжер.
Торговцы, лавочки закрыв,
Крутой забыли спуск.
Он раньше оживлённым был,
Теперь, конечно, пуст.
А у торговца хрусталём альтернативы нет,
Он только в ремесле своём мог дельный дать совет.
Он то и делал тридцать лет, что продавал хрусталь,
И когда спуск вдруг опустел - пришла к нему печаль.
Сегодня он в окно глядел, да впрочем, как всегда,
С утра дед с трубкою засел. Курил? Конечно, да.

За несколько минут до перерыва на обед,
На крутом спуске чужестранец появился,
Торговец сразу оценил...у парня денег нет,
Но перед лавкой тот остановился.
"Пускай, наверное, зайдёт. Он всё-таки одет прилично,
А вдруг сегодня повезёт? И это было бы отлично!"

Сантьяго разглядел табличку:
"Здесь говорят на иностранных языках".
"Работу бы найти, да поприличней,
Зайду сюда, отбросив ложный страх".

"Хотите, я вам все стаканы перемою?
Когда они в пыли - совсем теряют вид".
Торгаш ответил паузой немою,
Пусть чужестранец дальше говорит.
"А вы за это мне еды дадите..." -
И вновь молчание в ответ.
"Ага...ну раз уж вы молчите,
То значит...возражений нет!"
Достал из сумки курточку Сантьяго,
И нею стал товар от пыли протирать.
Старик оживился: "вот молодчага!
Может, мальчишку нанять?"

Через час все-все стаканы,
Заблестели сотнями огней,
Принимая солнечные ванны,
Как бы говоря - "в меня налей".
Закончив марафет, Сантьяго попросил еды.
"Пойдём со мною, чужестранец, сейчас наешься ты!"
И он повёл юнца кормиться,
А заодно - поговорить.
Хотел Сантьяго подкрепиться,
Ну и работу получить.

Торговец хрусталём ему сказал:
"Тебе, приятель, ничего не надо было мыть.
Коран давно нам приказал,
Просящих есть - всегда кормить" .

"Так почему же вы меня не остановили?"

"Потому что все стаканы очень пыльны были.
Потому что, то что мыл, у меня купили,
Потому что разум был, мой засыпан пылью.
Да и твой весь был в пыли,
Или в грязных мыслях,
Мы вдвоём с тобой смогли,
Этот сор очистить.
И теперь тебя прошу у меня работать,
На еду и наргиле сможешь заработать.
Ведь пока ты в лавке был - приходили двое,
И купили мой товар - знак, что ты достоин".

"Люди часто говорят о различных знаках,
Но совсем не понимают, этого однако.
До рассвета весь товар я вам перемою,
Ну а вы дадите мне денег сколько стою.
Только сразу вам скажу, чтобы мне хватило,
Всю Сахару перейти, в Египет, к пирамидам!"

"Даже если целый год ты работать будешь,
Получать с продаж процент...вряд ли ты там будешь.
Средств не хватит тебе в путь из сотен километров,
Через царствие песков и песчаных ветров".

На минуту в голове стало очень тихо,
Будто город весь уснул, или исчез из вида.
Скрылись рынки, минареты, сабли и торговцы,
И зачем-то появились из ниоткуда овцы.
Больше не было надежды, жажды приключений,
И к Своей Стезе, как прежде, не было влечений.
Боли не было, ни муки, ни разочарований,
Больше не было вообще никаких желаний.

"Лучше умереть сейчас, в эту же минуту,
Чтобы в жизнь не привносить отчаянье и смуту."

Торговец хрусталём смотрел на юношу с тревогой:
"Я денег дам, чтоб ты доплыл домой".
Сантьяго промолчал. Поднялся, чуть живой,
Поднял котомку и направился к порогу.
Потом, подумав, повернул назад,
Сказал: "Я остаюсь у вас работать.
Любой зарплате буду рад...
Куплю овец, лишь только мне удастся заработать".

 Глава 8.

Сантьяго месяц в лавке проработал,
И кое-что, конечно, заработал.
Торговец хрусталём хоть был ворчлив,
Но юноше с продаж процент установил.
Боялся, чтоб товар пастух не перебил,
А в остальном...он был довольно мил.

"Надо бы сделать открытую стойку,
С образцами товара.
Вон, у нас, хрусталя сколько,
А посетителей мало".
Сантьяго намекал торговцу,
Что ждут его поля и овцы,
Потому, важней объём продаж,
А не простой торговый стаж.

"Жили раньше мы без всяких стоек,
И целее был хрусталь.
А зацепит кто рукою?
Мне товар, Сантьяго, жаль".

"Когда я гнал овец пасти", -
Сантьяго не хотел сдаваться,
"Они там смерть могли найти,
На змей нечаянно нарваться.
Но что поделать, это часть,
Из жизни пастухов бывалых,
И очень сложно, долго спать,
Не смяв при этом одеяло."

Торговец хрусталём сказал в ответ:
"Дела с недавних пор идут недурно.
Благодаря тебе - чуть ярче стал мой свет,
А большего желать абсурдно!
Да и тебе я мало ли плачу?
Такой процент, что многим и не сниться!
Но суть не в том. Плачу, сколько хочу,
Зачем, к чему ещё стремиться?"

"Затем, что надо верить знакам...", -
Невольно произнёс Сантьяго.
А сам подумал: "Вот, дурак, я,
Царя старик не знал, однако".

Задумался торговец хрусталём,
То, что услышал, он себе представил.
С тех пор, как всё ведут вдвоём,
Бог явно прибылей добавил.
И этот вот испанский паренёк,
Ему ведь даже невдомёк,
Но для торговца он стал знаком,
И даже больше - юным братом.
"Зачем ты к пирамидам хочешь?" -
Спросил старик, чтоб сменить тему.

"Затем, что мне приснилось ночью,
Что пирамиды - диадема,
Принадлежащая пескам...
И вот...хочу увидеть сам".

Сказав, вздохнул младой испанец,
Ведь он о кладе умолчал,
И хоть торговец иностранец,
Но про тоску он много знал.
Когда все дни в хрустальной лавке,
Однообразно были жалки.
Сантьяго также тосковал,
Ведь он надежду потерял,
Свой сон перетворить в реальность...
Наверно, испугала дальность.

"Впервые в жизни вижу человека", -
Сказал торговец хрусталём,
"И не увижу до скончанья века,
Готового стучаться лбом,
Об пирамиды, то есть камня кучи,
При этом полагается на случай,
И просто так вот, жизнию рискнуть,
Чрез всю Сахару начертав свой путь.
Ради чего? Курни вон наргиле,
И пирамиды ты построишь во дворе!"

"Видно, вам и сны не снятся?
Может с вами поменяться,
И в вас проснётся странствий жажда,
Может быть тогда однажды"...

Пока Сантьяго говорил,
В лавку кто-то заходил.
А потому, рассказ прервав,
Пастух к клиентам побежал,
И что-то быстренько продал,
Ведь он удачно торговал.

 ***

Хозяин лавки размышлял два дня,
А после, снова он вернулся к разговору.
Сказал: "Сантьяго - убеди меня,
Не прибегая к всяким уговорам.
Зачем ты стойку хочешь смастерить?
Мне объясни толково, чтоб я понял.
Ведь без неё могли спокойно жить,
Я новшеств не люблю...но, может, стоит?"

"Товар продастся лучше, если будет образец", -
Торговца стал учить пастух.
"Продажи возрастут, и я куплю овец,
А к вам вернётся бодрый дух.
Ведь нам сопутствует удача,
А мы должны быть благодарны,
И показать свою отдачу,
А не вести себя бездарно.
Ведь новичкам везёт всегда,
А стойка станет новизною,
И вы увидите тогда,
Что значит, следовать Стезёю."

Старик, задумавшись, молчал,
Решившись, вот что он сказал:

"Пророк Коран нам подарил,
Пять обязательств возложил,
Которые должны исполнить мы,
При жизни...ты меня пойми.
Он наказал нам очень строго -
Кроме Аллаха нету Бога.
Ещё - пять раз на день молиться,
А в Рамадан всегда поститься.
Быть милосердным к неимущим,
Отдельно - это быть непьющим".
Старик на время замолчал,
Припомнив, всё ли соблюдал.
Из слов пророка Магомета,
Который говорил всё это..
Влагой наполнились глаза,
Ведь он был чист, как и слеза...

"А что ещё?" - спросил Сантьяго,
В глазах торговца видя влагу.

"А то, что важно человеку,
Хоть раз паломничество в Мекку.
Кто мусульманин, тот обязан,
За жизнь свою туда сходить.
И я тебе замечу сразу,
Лишь потому и стоит жить.
Ведь этот город - он священен,
Намного дальше пирамид.
Там камень есть, наш символ Веры,
Который в воздухе висит.
И вот, в твои младые годы,
Я воспротивился природе,
Решил, что позже я пойду,
Когда богатства обрету.
И вот, купил я эту лавку,
И хрусталём стал торговать,
Да лучше бы остался в плавках,
Но чтобы в Мекке побывать.
Когда деньжат подзаработал,
Я снова в Мекку не пошёл...
Ну кто бы за меня работал,
Пока я к камню Веры шёл?
И каждый день напротив лавки,
Люд правоверный проходил.
А я глядел, и было жалко,
Что до сих пор и не сходил.
И видел, как идут обратно,
Горят от счастья их глаза.
И так за них мне всех приятно,
Насколько стыдно за себя.

"Так почему же вам, любезный,
Теперь в тот город не сходить?"

"Скажу, Сантьяго, если честно,
Чтобы ещё чуть-чуть пожить.
Ведь я живу своей мечтою,
Но не решаюсь воплотить.
И восхищаюсь я тобою,
Ты не боишься смелым быть.
Ведь так боюсь похода в Мекку,
О нём я лишь мечтать люблю,
Негоже это человеку,
Но о прощении молю.
Если туда сходить сумею,
То жизнь утратит всякий смысл.
И вот...торгую и старею,
Стал дряхл, и в целом, духом скис.
Ведь тем и жив, что лишь мечтаю,
А как мечту я потеряю?
Не будет смысла больше жить,
После решенья посетить,
Хоть раз священный город Мекку.
Не переплыть обратно реку,
Не будет мне о чём желать,
Придётся сразу умирать.
А вот тобой горжусь, Сантьяго,
Предпочитаешь воплотить -
Не лишь мечтаниями жить.
И твой порыв я понимаю,
И стойку сделать - разрешаю...


Рецензии