Любовь, Жизнь и Судьба

   ЛЮБОВЬ,  ЖИЗНЬ  И  СУДЬБА

   сказка


   Один восточный владыка, собравший под своей рукой множес­тво стран и народов, под конец жизни впал в меланхолию, и все чаще стал думать о вечных вопросах. Везде он видел тщету человеческих устремлений, когда великолепные империи, устроенные, казалось бы, на века, рушились в одночасье, и их правители за одну ночь превращались из небожителей в жалких рабов, покорно бредущих за колесницами победителей. Везде видел он стремление человека выжить в этом яростном мире, где на самом верху находились боги, а внизу, на земле, в жалких лачугах роились, как пчелы, люди, единственной целью которых было прожить сегодняшний день, и достать себе черствый кусок хлеба. Нигде не находил он гармонии, нигде не находил идеи, которая бы объединила между собой людей разных сословий и разного имущественного состояния, и оттого еще больше впадал в меланхолию, ибо бессмысленность жизни с каждым днем становилась для него все очевидней.
   Наконец в одно прекрасное утро он собрал у себя во дво­рце мудрецов, философов и звездочетов, каких только можно было обнаружить в его империи, и приказал им найти одно-единственное слово, которое бы вмещало в себя смысл всего происходящего на земле. Мудрецы, философы и звездочеты думали ровно год, и наконец объявили владыке, что таким одним-единственным словом является слово “судьба”.
   – Множество людей, о владыка, – сказали они ему, – про­живает в твоей империи, и каждый зависит от собственной судьбы, потому что от нее никуда не уйти. То, что начерта­но человеку от рождения, то будет вместе с ним до самого последнего вздоха, будь то последний презренный раб, иди правитель обширной империи. Именно поэтому слово “судьба” и является самым главным, выражающим смысл существования человека на этой бренной земле.
   – Все это так, – мудро и печально улыбнулся владыка, – и действительно от судьбы никуда не уйти, но не это слово выражает смысл существования человека на этой бренной зем­ле. Судите сами: кроме судьбы есть еще и боги, которые мо­гут переиграть судьбу человека в одно мгновение, и последнего немого раба сделать блистательным баснописцем, имя которого прославится на века. Так, кстати, было с великим Эзопом, и примерно так же было со многими другими людьми. Боги важнее судьбы, но и само слово “бог” не является гла­вным для человека, ибо у каждого народа свои боги: у одних это деревянные или серебряные идолы, у других – железные или золотые тельцы, у третьих же – вообще единственный Бог, соз­давший небо и землю. Кому из них надлежит молиться, кто из них самый главный, кого следует почитать в первую голову? Нет ответа на эти вoпpocы. Вот почему слово “судьба” не является для человека единственным, объясняющим смысл его существования на земле. Идите и ищите новое слово, ибо от этого слова зависит теперь ваше собственное существование!
   Мудрецы, философы и звездочеты низко поклонились влады­ке, ибо знали, что он не бросает слов на ветер, и опять ду­мали ровно год, после чего вернулись назад, и объявили, что нашли заветное слово.
   – Этим словом, о господин, – сказали они ему, – является слово “любовь”. Посуди сам, о мудрейший из мудрых, как велико значение этого слова, которое одинаково значимо и для простого крестьянина, и для полководца, и для царя. Все любят кого-то, ибо от любви рождаются дети, совершаются великие подвиги и делаются поразительные открытия. О любви слагают поэмы, о ней поют песни и ее боготворят, как самое ценное завоевание человека. Именно поэтому, о божественный, слово “любовь” является господином над всеми остальными словами.
   – Как же ничтожна человеческая мудрость, – скривил свои губы владыка, – если она слово “любовь” возносит над всеми иными словами! И разве не знаете вы, что подчас ненависть сильнее любви, и от нее тоже рождаются дети, завоевываются государства и совершаются великие подвиги? Ненависть ничуть не слабее любви, но ни ее, ни любовь, нельзя назвать главным для человека. Идите поэтому восвояси, и не возвращай­тесь назад, пока не найдете единственно верное слово. Тре­тья попытка будет для вас последней, и в случае ее неудачи ваши головы выставят напоказ жителям нашей столицы, как головы самых неразумных и бесполезных людей в государстве.
   Мудрецы, философы и звездочеты поблагодарили владыку за этот последний шанс остаться в живых, и удалились, трясясь от страха. Они дискутировали целый год, призвав на помощь всю мудрость вселенной, и наконец торжественно объявили владыке, что искомым словом является слово “жизнь”.
   – Пока человек жив, – сказали они владыке, – он молится разным богам, любит и ненавидит, рожает детей, делает от­крытия, завоевывает государства, и над ним властвует безжалостная судьба. Именно живой человек испытывает на себе превратности судьбы и любви, именно живые люди интересуют вечных богов, потому что являются пешками и иными фигурами в их бесконечной шахматной партии. Для человека потерять жизнь означает потерять все: любовь, ненависть, богатства, вечных богов, свою судьбу, какой бы несчастливой, или, наоборот, блистательной, она ни была. Вот почему слово “жизнь” является самым главным для человека, и объясняет смысл его существования на земле.
   – Ну наконец-то, – улыбнулся в ответ владыка, – вы наш­ли единственно нужное слово. Теперь и моя жизнь будет оп­равдана, ибо я не только собрал под свое крыло множество разных стран и народов, но и нашел с вашей помощью смысл существования всех моих бесчисленных подданных. Дарую поэ­тому вам самое главное, что существует под небесами, то есть жизнь, которая дороже любого сокровища, ибо она сама и есть то сокровище, ради которого живет человек!
   И мудрецы, философы и звездочеты покинули владыку, без­мерно благодаря его за этот невиданный по щедрости дар, потому что на собственной судьбе внезапно поняли, что жизнь дороже всего на свете, ибо вмещает в себя и богатст­ва, и ненависть, и любовь, и поклонение разным богам.
   А мудрый владыка прожил после этого еще какое-то время, оставив империю своему сыну, который не сумел ее сохранить, ибо судьба его была несчастливой, и он разрывался между ненавистью и любовью, молясь разным богам, потеряв в итоге все, в том числе и свою жизнь.


Рецензии