Воспоминание - Красивая кружка

Чтобы дать лошадям отдохнуть,
Я остановился у придорожного трактира,
Чистого и, казалось, уютного.

В юности я проезжал по этой дороге -
В город, где провел эти десятки лет,
И тогда этот чистый и уютный придорожный трактир
Показался мне необычайно милым и красивым.

Помню, в нем мне подали чудесной красоты росписи
Кружку, изящную тонкостью своих линий и замысла,
И я, еще совсем молодой и, как говорят сейчас, темный,
Смотрел на эту кружку, и не решался притронуться
К теплому и душистому молоку в ней -
Такой красивой она мне виделась...

...Я вошел в трактир, осмотрелся, кажется,
Здесь все осталось таким же, только как то поблекло,
Стало каким - то провинциальным, грубым. Или -
Я почувствовал холодок страха - я сам так изменился?
Я попросил теплого молока и сел за стол.

Помню, в тот день, когда я был здесь проездом, тогда, давно,
Мне было здесь невообразимо уютно, так уютно,
Как не бывает, верно, уютно в самом раю.
Почему? Уютно - в этом, совершенно простом грубом месте?

Старый хозяин принес мне кружку молока.

Росписную кружку, в которой было ... душистое молоко!

Я взглянул на нее и увидел - ... эта - та самая!

Я принялся рассматривать ее - и этим как будто прикасался,
Обнимал изо всех сил свое далекое, далекое прошлое!
Я будто держал в руках само время, будто делал шаг в прошлое -
И - почти ступил в него...

Но - ... нет, нет... это - настоящее:

Я, привыкший к годам жизни среди лучших произведений искусства, науки, культуры,
К высшей красоте и элегантности,
Теперь видел как груба, посредственна и малоценна
Была эта кружка, когда то давно так нравившаяся,
До смятения духа, мне....

Я встал из-за стола. Я был печален.
Печаль стала моей сущностью.
Мысль не отпускала, да и до сих пор
Не отпускает меня:

- Неужели мой обычный слабый восторг от созерцания холодной гармонии космоса, искусства - сравним с той живой радостью, которую я, юный, когда-то знал в этом месте, смотря на эту кружку?

- Неужели вся красота, которую я изучал, узнавал за долгие годы может оправдать эту печаль, которую я чувствую сейчас?

- Неужели все знания и вкус, которые я копил, были моим непрестанным удалением от радости созерцания простой кружки, от радости созерцания простого, такого простого - и потому, такого доступного в каждой минуте - предмета?

- Неужели та долгая и трудная дорога познания, которую я проделал - была дорогой от себя самого - себя - счастливого?

... Выйдя из трактира, я иступленно гнал коней по холодной степи...

С тех пор, как я ни пытался, мне не удалось радоваться любимым мною ранее произведениям искусства, достижениям науки.

И сейчас, меня можно было застать счастливым, Только лишь за созерцанием морской глади, которую,
По неведомой мне причине я и сейчас люблю также сильно,

Как и любил тогда, много лет назад...

В прошлом,

В таком важном

Прошлом...


Рецензии