Анти-антиутопия

Больше всего на свете ненавижу ярлыки. Поэтому, я надеюсь, читатель, что ты ничего не навесишь на то, что я написал. Ни один объект нельзя исследовать, находясь вне этого объекта. Надо стать камнем, чтобы понять камень. Чтобы понять этого, конкретного, человека, надо стать этим конкретным человеком. Чтобы понять мою концепцию, надо отрешиться от всех тех штампов, которыми вас затыкали с детства. Потому что речь пойдет об очень знакомых вещах. Но чтобы истинно понять их, надо посмотреть на них в другом свете…

Что такое экономика?

Как спела одна германская группа еще в начале 90-х, Wirtschaft ist tot (экономика мертва). Под то, что эти ребята почуяли интуитивно, я могу подвести строго научную базу. И мало того, что она была мертва на тот момент, я докажу, что это вообще мертворожденный ребенок.

Готовы? Начали…

Не буду утруждать тебя кривыми эластичности по спросу и кейнсианством – ты, скорее всего, неподготовленный слушатель. Поэтому объясню все, что называется, на пальцах.

У тебя есть камень, у твоего соседа есть камень, и еще у одного соседа есть камень. В чем суть экономических отношений? В том, что –

В КОНЦЕ КОНЦОВ ВСЕ ТРИ КАМНЯ ОКАЗЫВАЮТСЯ У КОГО-ТО ОДНОГО!!!!!

Вот вся правда, вот момент истины, вот на чем я стою и стоять буду.

Так о чем мы говорим, в какое светлое завтра мы верим, если все наши отношения основаны, по сути своей, на том же праве самого сильного, самого хитрого, самого изворотливого, самого пройдохи, самого предателя, самого подонка.

Если мы будем все в одиночку, нами всегда и будут править самые пройдохи и самые подонки.

Ты можешь сказать: ничего страшного, у нас цивилизованные подонки, они не дадут нам умереть с голода. Так это и весь твой идеал, так для этого ты живешь?

Таким образом, единственный выход, который у нас есть – отменить экономические отношения!

Ты помнишь о ярлыках? Не спеши называть меня коммунистом, революционером и тому подобным. Дослушай до конца. Терпеливо.

В той экономической системе, которую мы имеем, мы обречены на то, что десять человек из миллиона будут жить, как короли, а остальные лизать им подошвы, в переносном, экономическом смысле слова.

Экономическая система, которую мы имеем, основана на монетарной прерогативе, нами правят деньги, проще говоря.

Пока нами правят деньги, у нас будут умирать дети и старики, наши женщины будут идти на панель и так далее и так далее и так далее. Ты помнишь о ярлыках? Будь терпелив.
Даже если ты не веришь в Бога, даже если ты считаешь свою жизнь игрой слепых сил, ты не сможешь не согласиться со мной в одном: тебе не дают стать Человеком. Тебе не дают развиваться, тебе не дают творить, тебе кидают хлеб и зрелища, и ты топишься в этом наркозе, и даже называешь это жизнью, и даже находишь в ней смысл. Ты можешь долго выкручиваться передо мной и говорить, что твоя жизнь удалась, что ты реализовался и так далее и так далее. Прости, но я вижу своих бывших одноклассников – во что они превратились. Да, мы все – я имею в виду мое поколение - вышли из «Кино», «Алисы», «Аквариума», «ДДТ», «Звуков му», «Телевизора» и другого авангарда. Но даже при всем том, наша жизнь сейчас уныла и убога. Да, мои друзья не бедствуют, да, некоторые из них владельцы фирм, но…я не вижу в их глазах простого человеческого счастья, даже у них. Я не о том говорю, что богатый значит счастливый. Я говорю о том, что лучезарные и смутные надежды 90-х рассыпались в прах. Что нам предложили – обыкновенный капитализм. И это после того, что мы стояли на более высокой ступени социального развития. Ты помнишь о ярлыках? Не торопись с выводами. Я говорю о том, что даже они, богатые и знаменитые, имея в своих руках колоссальные ресурсы, ничего не сделали для того, чтобы стать Человеком, чтобы развиваться, чтобы не стоять на месте, чтобы не гнить и не доживать свой век. Ей-Богу, нам всего по 35, а мы уже глубокие старики. Недавно я встретил одного из своих одноклассников. Он – майор ФСБ, жена, две дочери. Но нам нечего друг другу сказать, а «о вине, о сенокосе, о родне» у нас не принято. Ибо его унылая жизнь очень напоминает схему: каждый день лучше, чем следующий, и в принципе, каждый день похож на предыдущий. Он был таким десять лет назад, он был таким пять лет назад, он такой и сейчас. Я не вижу Человека. Я не вижу Властелина.

Моей специализацией в последние годы были языки. Сколько я их знаю, я и сам не помню. Я не кокетничаю, поверь. Я начинаю считать, и где-то на цифре семьдесят я уже не помню, называл я уже этот язык или нет. К чему я это все говорю? Я просто пытаюсь показать тебе со всех сторон то, что ты считаешь возможными вариантами удачной жизни. Пожалуйста, в моем списке бизнесмены, учителя, люди творческих профессий, экономисты, юристы,- все. Но нет ни одного воистину счастливого. А разве у них нет для этого ресурсов? Есть! Но они просто существуют. То, что тебе кажется их счастьем, на самом деле всего лишь их совпадение с общесоциальными стереотипами счастья.

Ты начнешь мне говорить о том, что ты сам счастлив. Но подумай хорошенько: не обманываешь ли ты самого себя. Если ты счастлив тем, что у тебя есть работа, девушка, парень, что-нибудь еще в этом роде (твой список мне известен наперед), что ты уважаем, любим, почитаем, читаем, успешен. Ах, брось! Мудрые японцы, от которых мы отстаем в развитии на несколько миллиардов лет, говорят: завтра я должен быть лучше, чем я был вчера. Гениальная система координат! Но у нас так не принято. Мы все время сравниваем себя с кем-то другим: у меня тачка лучше, а меня девушка красивее, у меня то, у меня это. Но задавался ли ты простым вопросом – стал ли ты сегодня лучше, чем вчера? Будешь ли ты завтра лучше, чем сегодня? И не переходи снова на стереотипы – меня не интересует, что ты стал зарабатывать больше, что ты в совершенстве знаешь менеджмент и основы бытия, что твоя теперешняя – супер-мега-секс-бомба, что твое вчерашнее произведение хуже, чем сегодняшнее – ах, как ты предсказуем! Да не об этом я говорю. Меня не интересует, сколько ты зарабатываешь, имеешь ли ты успех у женщин (мужчин), сколько у тебя автомобилей, какую группу мышц ты вчера накачал, какую медаль ты получил. Меня не интересует даже, что ты получил Пулитцера или Нобеля.

Меня интересует другое –

когда ты в последний раз занимался благотворительностью,
когда ты в последний раз был в детском доме,
когда ты в последний раз отключил телевизор, чтобы задуматься над тем, как помочь себе, а значит, и другим,
на кого ты копишь зло?
почему ты одних любишь, а других – ненавидишь?
не та ли ты кукушка, которая хвалит петуха, ну сам(а) знаешь, за что…

«Сидя на красивом холме,
я часто вижу сны, и вот что кажется мне:
что дело не в деньгах, и не в количестве женщин,
и не в старом фольклоре, и не в новой волне…
но мы идем вслепую в странных местах,
и все, что есть у нас – это радость и страх.
страх, что мы хуже, чем можем, и радость того,
что все в надежных руках…
и в каждом сне я никак не могу отказаться,
и куда-то бегу, но когда я проснусь,
мне хотелось бы видеть Тебя…»

Дьяволица в одном фильме говорит очень верную вещь: «Когда у одного прибывает счастья, у другого оно убывает». Она, конечно, говорила об утилитарном счастье, но другого в нашем сегодняшнем мире и быть не может.

И это истина – для капиталистического мира, в котором мы и живем…

Итак, к чему я веду.

Будь внимателен. Мы все разные. Каждый из нас в большей или меньшей степени одарен. Но почему в нашем обществе те, кто одарен меньше, должны довольствоваться профессиями дворника, санитарки, фрезеровщика, водителя, или класть рельсы? Только не говори мне, что у нас равные права. Если бы они были воистину равными, у нас не было бы фрезеровщиков и водителей. Ты скажешь: а как же тогда без водителей и фрезеровщиков? Следи за моей мыслью. И не пытайся обвинить меня в эгалитаризме – ты помнишь о ярлыках? Дослушай терпеливо.

«Новое сердце взорвется над нами,
новая жизнь позовет за собой,
и освященный седыми богами,
я, как на праздник, пойду за Тобой…»

Я не говорю о приходе Мессии. Согласитесь, вариант прихода в белом фраке и на белой лошади на пир во время чумы как-то унизителен для Бога, правда? Он же не Михалков, в конце концов.

Ты можешь верить или не верить в Бога, ты можешь верить или не верить в переселение душ, ты можешь верить в предопределение, в судьбу, и еще черт-те во что, прости Господи…

Но никакая вера тебе не поможет, когда твоего ребенка изнасилуют, когда его или ее убьют, когда твоей жизни будут угрожать, когда твой друг сядет на иглу, когда твоя подруга станет проституткой. Ты можешь отмахнуться – но это же не я, это же не со мной, я же хороший(ая). Да и вообще, ты, видимо, если и согласишься со мной, то все равно выхода не видишь. Представь себе – выход есть!
Итак, вернемся к началу. Экономику надо отменить. Деньги надо отменить. Не торопись с выводами. Я не призываю к коммунизму. Это мы уже проходили.

Помнишь: завтра я буду лучше, чем сегодня. Я. То есть, каждый из нас должен измеряться в своей собственной системе координат. Что толку требовать от прирожденного программиста, чтобы он стал оперным певцом, и наоборот. И – о чудо! – ни тот, ни другой не хотели бы быть дворниками. А что так?

Таким образом, у нас остается единственный вариант в безденежном обществе. Должна быть введена персональная система рейтингов. Только не путать с политическими и телевизионными рейтингами, которые основываются на презумпции тупости массы.

Мы введем презумпцию гениальности каждого. Только к этой гениальности каждый должен придти сам. У каждого свой, неповторимый путь. И общество должно сделать все возможное, чтобы каждый в этом обществе был завтра лучше, чем сегодня. То есть, у каждого свой стартовый потенциал, и каждый должен оцениваться по своему «стартовому капиталу», так сказать. Вот это будет окончательно честно! Вот это будет окончательно справедливо! Вот это будет общество равных возможностей для реализации каждого – каждого в своей собственной системе координат. Ну что толку, что Пугачева или Вишневская, или Нуриев, или Бродский и т.д. знамениты, что они добились всего? Было бы странно, что при их точке отсчета они бы ничего не добились. А сколько тех, кто был равен им и даже на десять голов выше, но где они теперь? кто о них помнит? Вот до чего довела система культивации неравных стартовых возможностей, и даже если равных, то с какой стати удачливость должна играть человеческими судьбами. Мы будем хозяевами своей жизни только тогда, когда равные шансы для выхода на сцену получат и Вишневская, и Бродский, и Вася Пупкин. Только не торопись опять с выводами – я не сторонник коммунистической идеи о том, что нужно культивировать пошлость и низкопробщину, мы это уже тоже проходили, когда в литсоветах и других Советах оказывались люди, очень далекие от понимания той области, в которой они оказались. Да, кухарка не может управлять государством, но каждая кухарка, каждый последний забулдыга, каждый последний Раскольников должен всегда знать, что у него всегда есть шанс управлять государством, принимать решения в области литературы, влиять на политику государства и т.д. и т.п. Не путай – я говорю «шанс» не в смысле «слепой случай», как это сложилось веками. Я имею в виду вполне обоснованный шанс, очень солидный, стоящий на твердой почве.

Ты спросишь, как этого добиться?

И вот мы возвращаемся к системе рейтингов. Для каждого человека, в момент его рождения, будет составляться карта его личного потенциала, который не будет сравниваться ни с каким эталоном, кроме как с самим собой. И эта карта будет регулярно обновляться по мере появления новых фактов об этом человеке. Таким образом, когда он (она) окончит школу, мы уже будем представлять, на что он реально способен в данный момент, то есть то, что определит его судьбу на ближайшие пару лет. В течение этого времени карта будет постоянно обновляться. И вот, когда человек будет готов к переходу на новый уровень относительно себя самого, государство даст ему право перейти на этот уровень, и это право будет закреплено законодательно.

От рейтинга человека будет зависеть его право на потребление тех или иных благ.

И вот теперь момент истины: НЕВАЖНО, КАКОЙ СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ У КОНКРЕТНОГО ЧЕЛОВЕКА. Вне зависимости от этого он будет иметь право на одинаковый минимум благ. Ты следишь? Это значит, что если человек родился очень тупым, он будет иметь право на те же блага, что и тот, который родился гением. Конечно, будут отличия. Иначе, как простимулировать гения, и как не дать тупице почить на лаврах. Хотя тупица тупице рознь, бывают всякие случаи, и всякие факторы. Все это тоже будет учитываться. И гении тоже бывают разные.

Таким образом, система рейтингов будет дифференцированной.

Приведу пример.

Ты родился «троечником». Тебе начисляют 50 пунктов. Ты родился Эйнштейном. Тебе начисляют 700 пунктов (цифры примерные). Контрольная проверка, допустим, через 2 года. «Троечник» стал «хорошистом» - плюс 400 пунктов. Гений не сделал ни одного открытия – минус 90 пунктов (цифры примерные). «Троечник» скатился на двойки. Минус 70 пунктов. Гений реализовал себя еще в одной сфере – плюс 700 пунктов. При этом соотношение «гений» - «тупица» примерно 1:100. То есть, то что гений набрал 90000 пунктов, означает то же самое, что тупица набрал 900. Цифры, опять же, примерные.
Контрольные проверки будут производиться всю человеческую жизнь.

Если человек сам скажет: все, довольно, я счастлив, я достиг того, что мне хочется – что ж, свобода воли – такая скотина…(шучу, конечно, насчет скотины): все его пункты сохраняются, и он может продолжать свое существование на той планке, которой он достиг, хоть до смерти.

А теперь по поводу дворников и рельсоукладчиков.

Нам не нужен отупляющий труд. Даже труд бухгалтера отупляющий. Даже труд юриста отупляющий. Даже труд дизайнера отупляющий. Даже труд певца отупляющий. Нет ничего, что в конце концов не начинало бы отуплять, потому что так создан человек. Даже если он и не достиг вершин, даже если он середнячок (среди гениев тоже есть середнячки), наступает какой-то внутренний предел. Человек не хочет уже в глубине души заниматься даже самым творческим из творчеств, ему все надоедает, приедается – таков уж человек. Так что говорить о рельсоукладчиках? Итак, внимание, выход…

Весь черный труд заменят…заменят…заменят…готов? –

РОБОТЫ!!!

Я сейчас не буду вдаваться в тонкие размышления об искусственном интеллекте. Дело в том, что для копирования работы дворника или уборщицы, даже дизайнера, шахматиста и оперного певца супернавороченный мега-компьютерный мозг не нужен. Достаточно вложить в память компьютера все рутинные операции – и мы в раю (шучу, конечно, но в каждой шутке…)!

А человек всего лишь будет, посвистывая, «пасти» вверенный ему контингент.

И теперь – сенсация.

В таком обществе люди будут работать:

ДВА – ТРИ ЧАСА В ДЕНЬ!!!!

УРААААААААА!!!!!

Вот где свобода для творчества и персональной реализации, вот где свобода для общения с друзьями, любимыми, семьей, детьми. Вот чего нам всегда не хватало. Вот где истинная свобода, вот где истинный рай. Но будем реалистами – Божественного рая не обещаю, я не Бог…

Теперь некоторые нюансы. Обо всех деталях говорить не буду, хотя у меня все продумано до мелочей. Тебе ведь тогда будет не интересно. Поразмыслишь сам(а) на досуге.

1. Если мы отменим деньги:
не будет воровства, не будет экономических преступлений, не будет проституции, не будет наркомании (какой смысл торговать кокаином или своим телом, если за это не платят – гениально, правда?).
Если мы отменим деньги: не будет ни одного голодного на Земле (кроме тех, кто воспользовавшись правом свободы воли, сознательно отрешится от общества; поймите меня правильно, я не говорю, что они будут подвергаться гонениям; я имею в виду, что они всегда смогут вернуться, даже на один день, и воспользоваться благами общества, они не изгои; но только, если они сами этого захотят; здесь не инквизиция, в конце концов).
Если мы отменим деньги: все мировые сырьевые запасы будут к услугам каждого. Расшифрую: если у нас нет денег, то мы можем строить миллион новых, прекрасных и комфортабельных, домов в год, мы ограничены фактически только материалами, но и эта проблема решаема, учитывая, что и наука не будет ограничена в средствах, потому что ни у кого голова не будет болеть, где взять средства на науку (и на культуру, и вообще на все). Мы сможем обеспечить персональным компьютером не только каждого взрослого, но и каждого ребенка. Значит, взрослым не надо будет ездить на работу (кроме внештатных ситуаций), а детям не надо будет ходить в школу – обучение будет дистанционным. Таким образом, это общество будет представлять собой сеть малых жилых районов со всей необходимой инфраструктурой. Машина будет у каждого, по крайней мере, у каждой семьи. Не будет никаких пробок, никаких нервов, товары будут заказываться по Интернету и доставляться на дом. Все, мы в раю (будем реалистами – я имею в виду самый возможный из возможных человеческих раев). Остальное додумаешь сам(а).

Остается только добавить, что персональная карта достижений будет генерироваться и храниться в цифровой форме. Доступ к этой компьютерной системе будет только у ограниченного числа лиц, которые будут постоянно заменяться. Таким образом, мы избежим такого чисто человеческого фактора, как кумовство, подтасовки и так далее и так далее. Не будет никакого блата.

И еще одно важное замечание. В персональной карте будет учитываться не только чисто количественный рост личности: больше знаний, больше умений, но и качественный рост: любые, даже самые малые достижения в любых областях – хоть в оперу иди. Сегодня ты бухгалтер, завтра юрист, послезавтра дизайнер, потом художник, поэт, кто хочешь. Я, конечно, немного утрирую – на все требуется время, просто я хочу, чтобы эта картина стала для тебя выпуклой и отчетливой донельзя. И еще один важный момент: на персональный рейтинг, конечно же, будут влиять добро и зло, совершенные человеком.

Все, мы дошли до предела. Дальше уже ничего нет, что человек может обеспечить себе сам.

Поэтому будет учитываться и стремление человека к Богу. Ну, в жестких цифрах это стремление не учтешь, но у человека всегда должна быть возможность уйти из мира, молиться, когда он хочет, и так далее, это святая святых. Мы можем отнять у человека все – но это отнимать мы невправе.

И теперь последнее…

Многие из вас будут, наверное, усмехаться, читая это. Что ж, свобода воли – такая, ну сами знаете…Но я втайне надеюсь, что 10 не поймут, 1000 не поймут, 999999 не поймут, но найдется один, один из миллиона, чье сердце загорится этой мыслью…

Я так буду тебя ждать, кто бы ты ни был. Сам я уже стар. Я скорее идеолог, а не лидер. И дай Бог мне увидеть тебя до того, как я покину этот мир. Это будет самое счастливое счастье за всю мою жизнь. Всегда буду готов помочь тебе идеологией. Кто же ты, наш будущий Данко? А может быть, ты Жанна д’Арк? Господи, только отыщись…

И каждый раз, когда ты будешь в сомнении, и будешь думать, что это утопия, вспоминай о том, что это наш единственный шанс стать счастливыми настолько, насколько может быть счастливым человек сам по себе, насколько ему позволяет его человеческое существо. И что таких будет не 10 из 1 000 000, а 6 миллиардов и отсчет будет продолжаться. Помни об этом, и будь тверд на Пути…

He didn’t just said what I think he did, did he?
MinM.


Рецензии
Ну что я могу сказать.Прочел только начало и все.Вот про эти три камня я хочу сказать.Ваш камень уже у меня!Вы не ожидали зтого!Зто насчет штампов.И где третий я тоже знаю.И он будет у меня без Вашей помощи.И не думайте о людях так плохо.О их неподготовленности и т.п. и т.д.Иначе жизнь отомстит Вам когда нибудь.Вы выразили свое я.А я свое.И я думаю Вы не ожидали такого резкого ответа.Это я опять насчет штампов.Из Вас получился прекрасный штамп,хотя Вы всеми силами пытаетесь доказать обратное.Вот такой Вам ответ от другого "штампа"Лолитка Энпэ.

Лолитка Энпэ   20.12.2007 12:02     Заявить о нарушении
ну что я могу сказать...в течение пятнадцати долгих лет я спорил, что-то доказывал, даже на уровне нобелевских лауреатов...но они, видимо, еще не встали с горшка...и в конце концов я понял, что все бесполезно...люди видят только то, что хотят видеть, только то, что им удобно видеть...меня травили также как коперника также как галилея так же как джордано бруно...так что не думайте, что если я говорю что читатель не подготовлен - это всего лишь поза или художественный прием, если вы лично или любой кто это будет читать посчитает себя достаточно подкованным чтобы поговорить на уровне экономической терминологии пожалуйста я дам все ответы но с каждым разом я все больше убеждаюсь в том что с людьми разговаривать и что-то доказывать просто бесполезно...нас рассудит время...

Оншуазини   20.12.2007 17:23   Заявить о нарушении
Жаль,что мы этого наверное не дождемся!Я имею в виду всего лишь время.

Лолитка Энпэ   20.12.2007 17:31   Заявить о нарушении
а по поводу доброты людской...что, в мире мало предательства, насилия, ублюдства и тому подобного? проблема в том, что люди как правило рассуждают о целом мире по кругу своих родных и друзей, где им так тепло и уютно...Христос сказал: любить любимых каждый дурак может, а ты попробуй любить врагов (перефразирую, конечно). и есть еще одно изречение: Платон мне друг, но истина дороже. если вы думаете что я сомневаюсь в доброте, почитайте моего Человека-невидимку, там я все сказал о доброте...

Оншуазини   20.12.2007 17:48   Заявить о нарушении
Обязательно прочту.

Лолитка Энпэ   20.12.2007 19:54   Заявить о нарушении