Мать и дочь

Из цикла «Житейские истории»
Так быть не должно.

- Кто, там? – пожилая женщина вышла на террасу.
- Мам, это я. Приехала к тебе на недельку.
На крыльце стояла младшенькая дочь Альфии Каримовны, Марьяна.
Она работала в Москве продавцом на оптовом рынке и раз в полгода навещала свою мать, которая после чеченских событий оставила свою Родину, купила себе маленький домишко в Саратовской области, чтобы спокойно дожить свои последние годы, без войн.

Альфия Каримовна присела на крыльцо: - Что-то совсем ноги не держат, - тяжело вздохнула она.
- На днях в район ездила в поликлинику, вот мазь какую-то прописали, - она вытащила из кармана халата тюбик с мазью и протянула Марьяне.
- Мам, ну какая мазь, тебе операцию давно пора делать, так нельзя. Завтра же поеду в район, сколько можно с этим тянуть.

- Ну, что ты поедешь. Людей только от работы отвлекать будешь, мне осталось на этом свете может день, а может два.
- А может и десять лет, - Марьяна крепко прижала к себе мать, - все равно поеду. До Президента дойду, а операцию тебе они сделают бесплатно. Ну, а с положенным жильем как?
- Говорят, что поставили на очередь. То ли сто двадцать пятая, то ли сто двадцать шестая. Не припомню, у меня там, - она махнула рукой в сторону, - в шкафчике документ лежит от Главы района.

- Сто двадцать пятая? У нас, что, в районе так много инвалидов войны? Мам, ты ничего не путаешь?
- Да, нет, не путаю. Инвалид войны в районе только я одна. А так, как я одна, то меня в общую очередь вместе с «многодетными» и с «ветхим жильем» поставили.
- Ну, я им устрою «ветхое жилье», - Марьяна засучила рукава, - а ты им документы, присланные из Москвы, показывала?

- Нет, дочь, а зачем?
- Ну, как зачем мама? Там, же ясно написано, обязаны предоставить жилплощадь или денежную компенсацию на приобретение жилья.
- А в районе говорят не положено, потому что я беженка из Чечни.
- Мам, ты не можешь быть беженкой. Потому что, во-первых, Чечня – это Россия, а во-вторых, ты прописана здесь, - Марьяна ударила ладонью по ступеням, на которых сидела, - в Красноармейском.

- Марьян, а может ну его это положенное жилье и компенсацию, живем себе спокойно и то хорошо.
- Мамочка моя милая, пойдем чай пить, устала я с дороги. Места в вагоне боковые достались, всю ночь не спала, - Марьяна встала и направилась в дом.
- Если бы знала, что приедешь, я бы беляшей напекла, плов сделала – переваливаясь из стороны в сторону, заспешила за ней мать.
- Завтра вместе и напечем.

На следующий день с утра пораньше Марьяна уехала в район.
Приехала она только поздно вечером уставшая и потерянная.
На столе ее ждали еще не успевшие остыть беляши.
Она взяла один и без всякого аппетита откусила кусок.
- Вкусные, - Марьяна грустно улыбнулась, - со мной даже никто разговаривать не стал, - ее голос дрожал от обиды. А на прием к Главе района вообще не попасть. Приемный день два раза в месяц. За, что мам ты воевала, вот за это?

- Нет, Марьяша, конечно нет. Ты, только не удивляйся моему ответу. За Родину, за Сталина. За то, что было за моей спиной и куда любой ценой нельзя было пройти врагу.
- Ну, а сейчас за твоей спиной, что-то осталось?
- Да. Она ласково взглянула на дочь. Ты, сестра твоя, детки ваши. Могилы мужа, сына, внука. Только в той войне с фашистами нельзя было отступать, а вот в жизни приходится. И пусть аллах увидит, что они творят, и простит их за грехи земные.
Дочь крепко прижалась к матери. Так они и просидели до утра, вспоминая, каждая свою жизнь и свою войну.

Р.S.
Альфия Каримовна прошла всю Великую Отечественную войну, была сапером. Участвовала в разминировании г.Праги, где получила осколочные ранения ног. Один из оставшихся осколков до сих пор «гуляет» по ее левой ноге.
В Афганистане потеряла старшего сына.
В чеченской войне мужа Евгения Петровича и внука Петю.


Рецензии