Парижский дневник 1997-1999 годы

Прошло четыре года.

09 марта 1997 г.
Я такая, какой меня видят другие? Нет. Я такая, какой меня НЕ видят другие.
Маска – не полая. Она крепится на тебе: заключает, заточает, обволакивает. Неважно – чувствуешь это или нет, знаешь или нет.

В стране разложение. Воняет труп. Гамбургский счет. Хлебаем дерьмо, оно – в нас. И во мне – тоже. Рабство, страх, неуверенность в себе, боязнь наказания. То, что происходит вокруг - плата (=благо) за возврат к осмысленности жизни. Я плачУ – по минимуму. Мне удается (иногда) прорываться за конкретные рамки ситуации и жить. За свободу надо платить.

В каждом живет двое. Одного «несет» социальность, другого – Бог. Оба «прилипают» к телу: один – извне, другой – изнутри. Они говорят на разных языках. Живут по разным законам. Но тело – граница между ними и принадлежит одновременно тому и другому.

15 марта 1997 г.
Настоящие книги – освобождение Бога в себе. Поэтому они так трудно пишутся. Паралитература – освобождение «Я»-других, ослабление их напряженности от включенности в социальность. Они пишутся быстро, надо только знать механизм освобождения массового «Я».

Прошло пять лет.
30 мая 1998
Умер. Париж "съел" его.

04 августа 1998
Сон. Я в Париже, но в районе, где сносят старые постройки. В оставшихся стенах старых домов, в маленьких окнах видны оставленные жильцами старые вещи: тюль на окнах, старая швейная машинка… Мы едем с группой в автобусе. С нами Жак. Автобус останавливается. Мы выходим, Жак хочет нас провести к гостинице, в обустроенный квартал Парижа, через развалины. Там есть натянутая проволока как знак запрета. Жак пролезает через нее и исчезает. Мы остаемся около проволоки. Что делать, путь к гостинице не знаем. Начинаем спрашивать разрешение у рабочего, чтобы пройти через стройплощадку, но он, говоря по-русски, объясняет, почему этого нельзя делать. Сверху развалин летят камни, грозят убить. Я сопротивляюсь, объясняя, что мы не знаем французского языка и поэтому пусть он объяснит по-русски, как пройти через развалины к гостинице. Он разрешает пройти.

Далее уже в гостиничном номере. Переодеваемся, ищем, во что бы такое интересное одеться. Почему-то все в желтом, в том числе и Жак. Покупаю книги в Париже. Жак спрашивает: «Много купила?» Отвечаю: "Не очень". Он не верит, говорит, что видел – много. Далее разговор с невозвращенцем, то ли с китайцем, то ли русским, который объясняет, почему он остался в Париже.

Сон 4-5 дней назад. Все бегут, спасаются от чего-то. Я думаю, что надо взять с собой какие-то вещи, хотя понимаю, что в спасении они не нужны, но не могу отказаться от них. Прибегаю на вокзал. Беру билет в том направлении, куда нужно, но не до конечного пункта назначения, т.к. до туда пока билета нет. И вот я на конечной остановке по взятому билету. Дождь, одна, сижу около вокзала. Вдалеке две фигурки рабочих, сидят, курят. Билета до нужной станции нет. Я одна, в тишине и безлюдии.

07 августа 1998 г.
Сон. Иисус Христос. Я – в храме, а Он как эльф с неба прилетел и сел высоко-высоко в одном из окон храма. Вокруг Него двойное кольцо, вернее, двухцветная аура: внутренняя - оранжево-красная, внешняя – белая. Но полностью, вокруг всего тела. Испугалась и проснулась. Почувствовала, как мое сердце ёкнуло от страха.
Весь сон с кем-то молилась.

20 сентября 1998 г.
Крестилась. Наконец-то. Как камень с души спал.

14 октября 1998 г.
На вдохе набираешься Духа, на выдохе пишешь, читаешь …. Нет вдоха (Духа), нет и выдоха (Дела).

Начинать все сначала после жизненной катастрофы можно по-разному. Потеряно ощущение того образа жизни. Не знаю, как я жила там. Все стерлось.

Сон. Иду в город, но по незнакомой дороге. Уверена, что иду правильно. Но на всякий случай остановила прохожего, чтобы узнать, куда ведет эта дорога. Он отвечает: «В Заинск». «Но мне нужно в другой город!». Тогда он говорит, что нужно идти другой дорогой. И я возвращаюсь назад. Ложный путь. Он не ведет туда, куда нужно.

Сон несколько дней назад, после разговора с о. Олегом: мой ребенок при смерти. Из него высосали кровь, и он, перегнувшись пополам, в их руках умирает. Я в ужасе.

17 октября 1998 г.
Есть милующая церковь и есть воинствующая. Я - в первой.

30 октября 1998 г.
Сон. Никак после возвращения из Парижа не могу подняться вверх по лестнице. Я с вещами и еще какой-то молодой человек поднимаемся вверх, но каждый раз, уже на 3-5-м этаже, вдруг оказываемся на лестнице, ведущей вниз, обратно. Лифт не работает, разобран. Мы в гостинице. На втором этаже – вахта. Мы боимся насмешек. Возвращение какое-то тяжелое, со ссорами. Я в снегу, сижу одна, чтобы никого не видеть, потому что никого не хочу видеть.

Сон: о. Олег надел на меня монашескую камилавку и вручил свой приход. Я страшно испугалась. Во-первых, я женщина, рукоположение женщин в священники запрещено. Во-вторых, у меня нет ни опыта богослужения, ни знаний. А он говорит: «Я сейчас схожу к Владыке, если он даст добро, будешь священником. Но главное - не бойся, все придет». Потом возвращается и говорит, что Владыка согласился.

30 ноября 1998 г.
Запад – гуманистичен. Он человеческое поставил выше Бога, вместо Бога. Поэтому там – все для человека, чтобы ему было удобно: удобная мебель, удобная кухонная утварь, удобная домашняя техника, комфорт. Человеческое ублажается, культивируется, боготворится, формируется, потом – эксплуатируется. Это и есть европейское. Я – не гуманистка. Дьявол всегда с человеческим лицом и в человеческом облике: уютный, удобный, льстивый, лукавый, мягкий. Но всегда - обман.

Есть полые писатели, есть полуполые, в которых много воздуха, много гласных, легко дышать человеку, но трудно Богу. Ад личного опыта: человеческое облагораживается Божественным, но не наоборот. Чем больше вытесняется человеческое, тем внутри чище, но холоднее, труднее выдерживать, начинается зуд по человеческому. Это – спусковой механизм любой страсти, любого человеческого проявления: воздерживаешься, воздерживаешься, а как хлынет поток, так все смывает. И опять с нуля! Страшна - первая рюмка.

Жалко, что редко стала писать. Это единственный способ понять себя.
«Как человек – ты дрянь, как женщина – великолепна». А кто как человек – не дрянь!? Человек не дрянь, если с ним Бог. Человеческое – это детское, младенческое, безвольное, инфантильное, когда не трезвИшься, а плывешь по течению. Можно напиваться в прямом смысле и в переносном. Кто не алкоголик? Эликсир дьявола – всегда под рукой. Он – в каждом, отравлен им, потому что рожден человеком. Все рождаются алкоголиками, потому что все - люди, все – плоть!

Хотела Бога взять с наскока! Не тут-то было. Столько плотского, что изводить его придется долго и без всякой надежды на успех.

01 декабря 1998 г.
Вчера по ТВ: «Психология – это когда есть зеркало, и, если на него дыхнуть, то оно покроется туманом. Это и есть психология. Но если провести по этой туманной поверхности пальцем, то останется след, сквозь который увидишь себя. Этот след и есть смысл".

02 декабря 1998 г.
Читаю Мамардашвили, все так ясно, понятно, близко, помогает укладывать, упаковывать мой опыт.
Все вспоминаю сон: после Парижа не могу подняться выше 3-5 этажа, снова и снова оказываюсь на лестнице, ведущей вниз, и лифт не работает. И так - в течение последних 5 лет. Снова и снова поднимаюсь и скатываюсь вниз. Критерии истины – не в человеческом пространстве. ВСЕ МОЖНО, НЕ ВСЕ ПОЛЕЗНО. Устала от себя. Не хватает формы, опосредованности, собранности, трезвости. Раздражаюсь открытостью, плебейством, эмоциональностью, подвижностью. Неподвижность и устойчивость. Это не распадается.

03 декабря 1998 г.
Форма. Тону в болоте жизни, в естественном ее потоке. А надо стоять.
Французы: форма – главное. Но что же такое форма? Для француза форма – это внешнее оформление в соответствии с установленными нормами. Для нас форма – это внутренний смысл, а не внешний сосуд. Форма должна «связывать» содержание, как ВНУТРЕННЯЯ скрепа. Иначе – фарисейство, законничество, приоритет права и юридических норм.

Поэтому думаю, что правовое государство для России - сомнительная идея. Для Запада – она органична, для нас – проблематична. Мы живем по смыслу и правде, они – по закону и букве. Известный церковный историк В.В.Болотов пишет: «Психология этих типов (востока и запада - ТГ) совершенно диспарантная. …Мы, восточные, ссылаемся на смысл факта… Головы, оценивающие факты по их смыслу, будут держаться восточного понимания.…В Риме не было голов, способных к догматическим тонкостям, но зато были хорошие юристы…». Нужно было поехать во Францию, чтобы понять: мы – греки, они – латиняне, мы – Византия, они - Рим. И это различие – существенно.

04 декабря 1998 г.
Библия – книга о «втором» рождении. Я никак не могу родиться! Господи, Мария Египетская 17 лет мучилась родовыми схватками. Я – только пять.

В нас, воспитанных на советских реалиях, должны быть какие-то допущения, которые определяют наши шаги, суждения, выводы. Надо найти общий посыл, уравнивающий нас всех.
Допущение первое, самое сильное и, наверное, единственное: атеизм, Бога нет. Остальное – только следствия: материя первична, сознание вторично; бытие определяет сознание; можно начать жизнь сначала; можно создать нового человека, без прошлого, исторических корней, традиций и так далее. Начало бывает только раз, потом – его продолжение.

08 декабря 1998 г.
Мамардашвили: «Знание не передаваемо. Чтобы знать, нужно быть!! А можно ли быть вместо другого? Нельзя. И значит передать знание нельзя». Нужно вводить человека в особое состояние, в котором бы возникало понимание, в состояние-бытие. Тогда появляется знание. Оно умирает и сворачивается в информации, и снова разворачивается и оживает - в понимании. Надо каждый раз вводить себя в это состояние понимания, чтобы оживить знание. Может быть, это и есть умирание и воскрешение Бога?

Советскому человеку, чтобы он ожил, нужно сверхнапряжение, как для сердца, которое остановилось, нужен электрошок. В нас перестало биться сердце.

18 декабря 1998 г.
Стихия может длиться и разворачиваться только по своим законам. Естественное (природное) выскальзывает из законов мышления. Стихия – это зло.

24 декабря 1998 г.
Преодоление – стимулирует, дает силу, уверенность в себе, развитие. Легкость расхолаживает и никуда не продвигает.

ПРОШЛО ШЕСТЬ ЛЕТ
01 марта 1999 г.
Чтобы пополнеть, надо похудеть, чтобы заснуть, надо не спать; чтобы жить, надо умереть, чтобы умереть, надо жить. Парадоксы, соединение двух концов. Это лук с тетивой и стрелой. Чтобы стрела полетела, надо натянуть лук, оттянуть тетиву как можно дальше в противоположную от нужного направления сторону. Чем больше оттяжка, тем дальше улетит.

02 марта 1999 г.
Вчера исполнилось 6 лет со дня приезда в Париж! Очень хорошо помню этот день, запах Парижа, шум ночной улицы около нашей гостиницы «Орион», полицейские сирены, ветер, вечернее окно. Было начало новой жизни. А я и не знала!

10 марта 1999 г.
Опять видела во сне, что еду домой. Поездом, через длинный, длинный мост над морем. Смотреть вниз – страшно, только мельком туда поглядываю. Рядом – сестра. Спрашиваю: «Есть у тебя ключ от дома?» Она, пощупав карманы, сказала: «Нет. Но как-нибудь зайдем». А мне представилась картина из другого сна, когда пришла к дому, а там темно и ключа нет, я залезла в дом через кухонное окно. Но сестра сказала, что мы достучимся до мамы, она проснется и откроет. Видимо, путь домой будет долгий, страшный и трудный!

Начинает складываться целая серия снов «Путь домой». Из одного сна свои же сны переносятся в другой. Сон во сне. Там идет своя жизнь: о моем возвращении домой, к своим истокам. Сны – это параллельный мир, показывающий, что происходит здесь.

16 марта 1999 г.
Опять видела сон про Дом. Как будто въехала в Новый Дом, кирпичный, на 3-ий этаж, в четырехкомнатную квартиру, очень хорошую, но с плохой планировкой. Въехали с моей родительской семьей: я, мама, все три мои сестры, мои дети, дочь и сын. Хочу сделать перепланировку и ремонт. Двери в квартире почему-то не закрывались. Кто хотел – входил. Измеряю комнаты, коридоры, кухню, думаю, как все это изменить. А дом находится сначала в месте моего родительского дома. Потом – в микрорайоне нашего города. Но в этом месте уже стоит школа. Пятиэтажная. С большими спортивными кортами. Там играют одни девочки. В баскетбол. Зимой, в школьной форме и зимних сапогах.

Вера для народа, личности, страны становится самоопределяющим, стержневым началом, фундаментом, цементирующим и устрояющим внутреннюю жизнь. Ее исчезновение разрушает человека, дом и страну. Вера - это свобода от человеческого и зависимость от Божественного.

22 марта 1999 г.
Чтобы остаться, надо уйти. Всегда и везде. Путь к цели – через удаление от нее! Это принцип истинной жизни. И это тайна.

24 марта 1999 г.
В текстах глубоко религиозных писателей, у Отцов Церкви много скорби, печали, тоски, муки человеческой. Плач по человеку. Почему? Трагическое чувство жизни. Ощущение мученического креста человека. Необходимость Креста.

Слышать Голос и слышать Слова – разное! Голос – это Дух, слова – риторика. Голос – это смысл, слова – техника.

26 марта 1999 г.
Если стоять на точке зрения врЕменного, годы утекают, на точке зрения Вечности - годы втекают. Они наполняют нас как чашу, как солнце наполняет виноградную лозу. И падаем тогда насыщенными соками, жизнью, исполнившими свою миссию. Некоторые наполняются раньше, другие – позже, третьи - никогда. Великие. Они созревают рано, тогда врЕменное (долгота жизни) отнимается. Но есть те, кто умирают раньше срока, так и не созрев. Удел многих, если не большинства.

Покоящиеся буквы - неслышимые. Покой - то, что не слышится и не видится. Замутнение - от движения, просветление – от покоя. Осадок появляется, когда пройдет время. Пьют только настой.

28 марта 1999 г.
Когда отталкиваюсь от знания, от чужого, ищу это где-то в голове, вспоминаю читанное, известное, иду назад и попадаю в зависимость от памяти. Когда же отталкиваюсь от своего понимания, то мысль – на кончике языка, впереди меня, она сама просится вовне. Я ничего в своей голове не ищу, потому что оно – вот, здесь. Тогда появляется свой голос. Чувствую различие этих двух состояний: от чужого (ход назад, отход вдаль, прямая перспектива) и от себя (ход вперед, выход в близь, обратная перспектива). Первое поглощает энергию, второе – наполняет.

31 марта 1999 г.
Чем больше и чаще захлебываешься в житейском море, чем чаще в роли утопленника, тем быстрей хочется выплыть на сушу, благословенную и обетованную землю. Кто не пришел к Богу, того, значит, не сильно трогало это море.

Обратная перспектива связана с изменением пространства обыкновенного, внешнего, на смысловое, внутреннее, которое выделяет объекты и его части не по законам видимого, а по законам невидимого. Обратная длительность связана с изменением времени обычного на смысловое, внутреннее, которое выделяет наиболее значимые события, а не те, что произошли по времени первыми. Плавающие события. Но это не совсем воспоминания и вовсе не воспоминания, а сознательно выстраиваемый порядок событий, где видимое уступает место невидимому. Акцент ставится на внутренних смыслах, соотносимых с более или менее значимыми фигурами, событиями, объектами.

Тогда во времени, как и в пространстве, может быть несколько горизонтов, в зависимости от точки зрения. И чем дальше объект, тем он ближе. Чем дальше от точки начала взрыва, тем меньше энергетики.
(Окончание следует)


Рецензии